Урок "Главные и второстепенные члены предложения", презентация к уроку
Урок "Главные и второстепенные члены предложения", презентация к уроку
Урок-путешествие «Главные и второстепенные члены предложения
Данный урок помогает углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения, дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов); упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.
Виды учебной деятельности и универсальных учебных действий:
Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).
Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Главные и второстепенные члены предложения", презентация к уроку»
Урок-путешествие «Главные и второстепенные члены предложения»
Основные задачи изучения:
Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.
Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)
Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.
Виды учебной деятельности и универсальных учебных действий:
Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).
Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.
Тип урока: Урок-путешествие.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, ноутбук;
карточки;
презентация к уроку;
видеоролики с сайта «www. Ik.Videouroki.net»
Ход урока
I. Организационная часть. Постановка целей урока.
Слайд 2-3
Сегодня у нас урок-путешествие в лес. Сопровождать нас будут герои зимней олимпиады «Сочи 14» Зайка, Тигр и Белый Мишка.
Мы стоим около школы. Чтобы идти в лес сначала надо выполнить задание. Это смогут сделать те, кто поможет нам определить тему урока.
Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.
На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.
Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.
II. Нас ждет первый привал «Чистописание».
Слайд 4
Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой ~ ислоги: жи, же.
На другой строчке запишите слова «жёлтый, ежи, предложение.
Запомните написание словарного слова пред-ло-же-ни-е.
Укажите цифрой количество слогов в словах.
В словах «жёлтый» и «ежи»объясните написание выделенных букв.
Составьте с этими словами предложения.
III. Следующая остановка «Словарная».
Слайд 5
1. Здесь ждут наши друзья. Чтобы узнать, вам придется отгадать слова. (Вывешивается кроссворд, или заранее написать на доске).
- Как назвать одним словом? (Животные).
- На какие группы можно разделить? (Птицы и звери, домашние и дикие).
- В каком слове букв меньше, чем звуков? (В слове заяц).
- В каком слове букв больше, чем звуков? (В слове медведь).
- В нашем лесу водятся эти животные? Кто видел?
- Мы с ними разговариваем?
2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?
(Грамотной, интересной, правильной, живой).
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Законченная мысль)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов).
IV. Остановка «Лесная».
Слайд 6
Актуализация знаний
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Что такое подлежащее?
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.
Что такое сказуемое?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рассмотрим предложения:
Ежи шуршали.
В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.
Сравните предложения.
Что в них общего?Чем они различаются?
С помощью каких членов предложения мы узнали, о каких ежах идёт речь и чем они шуршат?
Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым, какое – распространённым?
Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.
Слайд 6 гиперссылка от Тигра
Задание 15 видеоролик. Распознавание распространенных и нераспространенных предложений.
Муравьи ушли в землю грибы исчезли с полянки белка утащила их в свой тайник готовится к зиме ёж он таскает в норку сухую травку.
Подчеркнуть главные члены предложения (грамматическую основу)
VII. Итог урока. Остановка «У лесной речки»
Слайд 10
1. Вот мы в лесу, а лес хочет проверить, чему вы научились. Я раздам карточки, вы должны выбрать задание по своим силам.
Карточка 1
Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
Коровы лежали в густой траве.
Светлана гуляла между домами.
определи главные члены предложения, подчеркни их;
определи главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их, укажи стрелками связь слов в предложениях.
Карточка 2
Дети во дворе играли в футбол.
Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
Бабушка ходит в лес за грибами.
определи главные члены предложения, подчеркни их;
определи главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их, укажи стрелками связь слов в предложениях.
Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы не можем жить.
Рефлексия. Встаньте те, кто считает, что на уроке хорошо потрудился.