развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения, побуждать стремление к добрым поступкам;
формировать позитивные восприятие мира;
-воспитывать умение приносить радость себе и окружающим, чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Тип: изучение и закрепление новых знаний, умений и навыков учащихся.
Вид: урок-игра.
Методы: беседа, игра-инсценировка, чтение, рассказ, творческая деятельность. Ресурсы: аудиозапись песни «Что такое доброта?» картинки о дружбе, карточки для творческой деятельности,плакат.
Ход урока:
1.Организационный момент
Круг радости Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдет очень весело и хорошо. Я приглашаю всех встать в круг радости, и давайте скажем друг другу добрые пожелания :
Здравствуй, солнце золотое!(руки вверх)
Здравствуй, небо голубое!(руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья!(все беруться за руки)
Я так люблю себя (рука на сердце)
Что я могу любить тебя(на плечо соседа)
И ты начнешь любить себя
С сможешь полюбить меня (рука на сердце)
1Постановка цели
Сказка «Муравей и мотылек»
Сказка о доброте «Муравей и мотылёк» Автор сказки: Ирис Ревю
Жили-были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и зеленому гулу леса.
Однажды муравей и мотылек встретились на полянке.
— Чем бы нам сегодня заняться? – думали они.
— А давай добрыми делами займемся, — предложил муравей.
И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышу починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У неё оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу-обувщику несколько раз.
Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня, сделали ей красивые полочки в кладовке.
К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг потемнело, и пошёл сильный дождь.
— Где бы спрятаться, где бы укрыться? — раздумывали они.
_какие добрые дела сделали муравей и мотылек?
А что было дальше, мы узнаем немного позже…..
Беседа.
Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, он остаётся один, переживает чувства отчаяния, страдает.
- В жизни вас ждёт много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться, дарить улыбку людям.
3. Определение темы урока. Работа над эпиграфом.
Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: «Все хорошее в природе - от солнца; а все лучше в жизни – от человека».
- Это эпиграф нашего урока.
- Как вы понимаете значение высказывания? Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство- ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе от прекрасной мелодии стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
- Сегодня ко мне в гости приходила Фея Добра и оставила цветок, который называется «Доброта», (на доске цветок с семью разноцветными лепестками).
На каждом лепестке Фея написала задания. А чтобы выполнить эти задания потребуется ваша доброта, любовь, доверие, улыбки.
4. Новый материал
Лепесток первый «Мостик добра»
Задание - вспомнить слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, доброе утро, добропорядочный, дружелюбие, человечность, толерантность, чуткость, милосердие, сочувствие, добродушие и т. д).
Дети называют слова и проходят по мостику. (муз. соп. песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра»)
- Молодцы, а теперь давайте повторим хором: Добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья!
Лепесток второй «Пословицы о добре» (работа в парах)
- Давайте вспомним пословицы о добре. Я буду говорить начало пословицы, а вы будете называть окончание пословицы.
Карточки с пословицами.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека,а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром,а хвались добром.
Кто добро творит,того Бог отблагодарит.
В ком добра нет,в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Лепесток третий «Подружимся с улыбкой»
Педагог: - Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой. Давайте встанем в круг. Один из участников передает цветок другому, называя его ласково по имени и улыбается. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок передает следующему. Последний игрок должен снова передать улыбку и мяч первому игроку.Комплименты. Ребята, давайте говорить друг другу комплименты.
Дети сидят, взявшись за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
Лепесток четвёртый «Добрые сказки»
Педагог: - Ребята, вы все знаете много сказок. Сказок о добре и зле. Давайте, вспомним злых героев сказок. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)
- А теперь назовите добрых героев сказок. (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница.)
- Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. Какие добрые дела вы бы сделали?
Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью этих предметов.
Знакомство с поздравительными телеграммами. Ребята,_сказочные герои прислали вам свои телеграммы
1. Я желаю от души Вам здоровья, малыши! Чтоб прививок не боялись, Ежедневно закалялись, Чтоб не мучил вас бронхит. Добрый доктор... (Айболит)
2. Я желаю вам в подарок Получить огромный торт, Шоколад и печенье, Мармелад и варенье, Становиться толще, выше, Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)
3. Я хочу вам пожелать Лишь пятерки получать, Книжки добрые любить, С математикой дружить. От лица Пьеро, Мальвины Ваш дружище... (Буратино)
- И ещё одна телеграмма. Автор этой телеграммы – недобрый, недоброжелательный. Кто же автор странной телеграммы?
4. Пусть для вас учебный год Только гадости несет! Получайте только двойки, Очень редко можно - тройки, Бейте окна и витрины, Не ходите в магазины, Затевайте больше драк. Привет, старуха... (Шапокляк)
Работа с карточками (работа в парах)
А сейчас мы прочитаем продолжение сказки про Муравья и мотылька.
И вдруг услышали, как их кто-то зовёт. Это был светлячок. Он направил свет своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда двигаться.
…И вот они на пороге дома светлячка.
Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин поставил на стол чай и сладкие баранки.
— У тебя доброе сердце, — сказали гости светлячку.
Тому было радостно слышать хорошие слова.
— От добрых друзей приятно слышать добрые слова, — сказал светлячок и улыбнулся.
-_Чем вам понравилась эта сказка?
Педагог: - Молодцы. А теперь ребята прочитают нам стихи о доброте.
1. И если кому – то поможет,
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
2. Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
3. Добрым быть совсем - совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
4. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
5. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
если доброта как солнце светит
радуются взрослые и дети.
6. Добрым быть совсем - совсем непросто
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
5.Закрепление нового материала
Физминутка «Песня барбариков» Песня Барбариков
Что такое доброта? Что это такое доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать. Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда Все друг другу друзья и летать все могут!
Припев: Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, это – Барбарики.
Встал вам на ногу слон – значит, хочет подружиться он. Хочет научить вас шевелить ушами. На нос села оса – значит, хочет познакомиться, И пощекотать, а вовсе не ужалить!
Припев: Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, это – Барбарики.
К нам на праздник доброты приходи: и ты, и ты, и ты. Кто умеет летать, и кто не умеет, А летать просто так – надо улыбнуться просто так. Чтобы звёзды достать, надо стать добрее.
Припев: Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, это – Барбарики.
Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, это – Барбарики. Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, А на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, А на них большие башмаки, это – Барбарики.
Лепесток пятый «Галерея добрых дел»
Доброжелательность:
- это желание другим добра;
- готовность помочь друг другу;
- отзывчивость;
- к другим относиться с любовью.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.
Перестав чутко относиться к чужой беде, чужому горю, мы перестаем быть людьми. И важен даже не масштаб помощи, которую ты окажешь человеку, а сам факт этой помощи.
Работа с иллюстрациями
Относится нужно с добротой ко всему живому.Это и животные и растения.
Лепесток шестой «Добрые слова»
Складываем в два мешочка добрые и плохие слова
Педагог: - Ребята, а какие слова могут обидеть? Правильно. Плохие слова. А ласковые слова душу согревают.
Два мешочка Складываем слова в мешочки.Дети помогают.
Педагог: - Нельзя причинять даже самому маленькому страдания, ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Лепесток седьмой «Планета доброты»
Творческая деятельность «Планета доброты» -Выразите цветом ваше представление об этой планете на белых солнышках Учащиеся раскрашивают свои солнышки и прикрепляют их к большому солнцу, помещенному на доске. -Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая солнечная планета! -Как мы ее назовем?
(ласковый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, правда, доброта).
Педагог: - Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнце. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово.
Тренинг "Мне нравится, когда…"
Каждый человек должен решить, в каком мире ему жить. И это зависит только от него самого. Продолжите предложение: "Мне нравится, когда…", "Мне не нравится, когда…"
6.Итог урока
Игра “Теплые ладошки”.
- Возьмите ладошки, приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
- Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнце. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово.