kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Г.Х. Андерсен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по произведению Г.Х.Андерсена

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Г.Х. Андерсен»

Литературное чтение. Внеклассное чтение

Класс: 3 «А»

Учитель: Оводенко Е.И.

Тема: Г.Х. Андерсена «Ромашка»

Цель: познакомить обучающихся с новой сказкой датского сказочника;

показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.

Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.

Оборудование:  аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», аудиозапись П.И.Чайковского «Вальс цветов», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.

Ход урока

Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас! 
Г.Х.Андерсен.

1. Организационный момент. Тренинг «Подари улыбку соседу»

2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

- Почему так старательно работал сказочник в своём саду?

- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).

- Перед вами портрет писателя, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене? (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности… Мечтали обо всём, что могло прийти в голову. Был и башмачником, и певцом, занимался танцами. Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным. Первые сказки услышал от отца. Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)

2) – Какие сказки вам запомнились?

- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)

4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. А что бы узнать название нашей сказки вам надо отгадать загадку.

Длинноногие сестрицы
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег, у них ресницы
И, как солнышко, глазок.

- Что вы знаете о ромашке?

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в наших сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Первичное восприятие.

Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросший травой.

Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».

6. Осмысление.

- Что можете сказать об этой истории? Какая по эмоциональной окраске эта сказка? (Это очень грустная история.)

- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.

7. Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?(«Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).

А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Что же было потом? Какая это была встреча? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).

8. Закрепление.

Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками. 
восстановите деформированный план, озвучить 2 картинки

задание: восстановите картинный план

  1. Ромашка распустилась. (Рисунок 1)

  2. «Как я счастлива!» (Рисунок 2)

  3. Гордые цветы. (Рисунок 3)

  4. Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)

  5. Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)

  6. Жаворонок в западне. (Рисунок 6)

  7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)

  8. В клетке с жаворонком. (Рисунок 8)

  9. Гибель птички. (Рисунок 9)

  10.  На пыльной дороге. (Рисунок 10)

К каждой части плана подберите рисунок.

Защита проектов представителями групп.

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

10. Рефлексия.

Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена.

- Сказки Андерсена учат…

- Сказки заставляют задуматься…

- В сказках Андерсена живут…

Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, на лепестках которой детские мысли.

- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.

11. Домашнее задание.

По выбору:

  1. нарисовать ромашку и жаворонка;

  2. сочинить небольшую сказку о ромашке;

  3. придумать другую концовку к сказке «Ромашка».

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.

- Спасибо вам за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок Г.Х. Андерсен

Автор: Оводенко Елена Ивановна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Г. К. Андерсен. "Гадкий утёнок""
    ["seo_title"] => string(29) "g_k_andiersien_gadkii_utionok"
    ["file_id"] => string(6) "398646"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056372"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieraturnogho-chtieniia-kh-k-andiersiena-gadkii-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "156406"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421420688"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему "Г.Х. Андерсен "Чайник" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "224449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438807444"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН. «РУСАЛОЧКА»"
    ["seo_title"] => string(33) "ganskhristianandiersienrusalochka"
    ["file_id"] => string(6) "314315"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679702"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН. «РУСАЛОЧКА»"
    ["seo_title"] => string(34) "ganskhristianandiersienrusalochka1"
    ["file_id"] => string(6) "314316"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства