Рахработка урока - экскурсси о красоте Донского края. В данном уроке подобраны задания и материал для уровня 1 класса, которые смогут узнать новую информацию и закрепить ее на выполнении заданий. В данном уроке использовалась игра. Для того, чтобы обучающимся было интересно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
КОНСПЕКТ УРОКА-ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСОТА ДОНА ВЕСНОЙ»
АВТОР: Толстолуцкая Анна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа№21»
Возрастной диапозон: учащиеся 1 класса
Цель: провести наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, формирование представлений учащихся об особенностях реки Дон в весеннее время года, развитие навыков ориентирования на местности.
Задачи: 1.Познакомить с главной рекой казаков - Доном, передать его красоту, величие, познакомить с водными обитателями, рассказать о течении реки (медленное, быстрое, донести, что река – это богатство донского края. 2. Расширять знания детей о значении реки в жизни людей, растений, животных. 3. Воспитывать чувство гордости за свой край, любви к своей малой Родине.
Создать условия для развития УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы,формулировать самому простые правила поведения в природе;
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.
Форма урока: урок-экскурсия по набережной города Ростова- на - Дону.
Для проведения урока необходимо: карточки с заданиями, блокноты для фиксирования наблюдений, карандаши, карта – путеводитель Ростовской области.
Место проведения: набережная города Ростова- на – Дону.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.
Метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Хронометраж занятия: 45 минут.
Сценарий урока-экскурсии «Красота Дона весной»
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Самоопределение к деятельности.
-Сегодня у нас необычный урок-урок-путешествие по набережной города Ростова-на-Дону. А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда наш ученик прочитает стихотворение автора А.Гарнакерьян (ученик читает стихотворение)
От облаков и солнца стала Волна степной реки светлей. Еще в ней есть и блеск металла, И хмурость предвесенних дней. Последний лед ушел к низовью, На берег высыпал народ. И бредят девушки любовью, Той, что нечаянно придет. Нет парусника в отдаленье, Рыбачьих шхун и грузных барж, Но я своим воображеньем Дорисовал донской пейзаж. Шумят на побережье клены, В привычный рейс идут суда, И стала сказочно зеленой На редкость чистая вода. Любуюсь выдуманным видом, Мигают бакенов огни, Ведь мы и будущее видим Через сегодняшние дни.
О какой реке говориться в стихотворении ? ( О реке Дон)
А какое время года сейчас у нас наступило ? ( Весна)
Итак, весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, прогуляемся по набережной нашего города,.Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого прекрасного времени года, а главное как изменилась река Дон, на береге которой стоит наш город Давайте возьмем с собой блокноты, ручки, для того чтобы записать те ихменения, которые мы с вами увидим.
3.Работа по теме урока.
Подготовка к экскурсии
(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе.)
-О чем мы должны помнить,путешествуя по городу? (В лесу не шумят,не ломают ветки деревьев,не мусорят,не срывают цветы,травы)
-А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, которые могут быть ядовитыми. Давайте еще вспомним правила пользования компасом и местные природные признаки ориентирования, чтобы попробывать применить их в нашем путешествии.
-Вы готовы отправиться в путь? ( ответы детей)
(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то,что им предстоит на экскурсии)
1.Увидеть изменения,которые произошли в природе по сравнению с зимой.
2.Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой,которая была зимой.
3.Понаблюдать,изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на них цветки и листья.
4.Посмотреть,изменился ли внешний вид хвойных деревьев.
5.Обратить внимание,появились ли цветущие травянистые растения.
6.Понаблюдать,как изменился внешний вид реки Дон.
7.Выяснить,прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы,послушать их голоса.
8.Обратить внимание,произошли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.
Экскурсия
Прибыв на место назначения. Набережную реки Дон.
- Ребята, мы пришли «в гости» к Дону-батюшке, давайте несколько минут им полюбуемся и поздороваемся, словами Александра Пушкина: Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон.
или словами казачьей песни:
Как ты, батюшка, славный, тихий Дон. Ты кормилец наш, Дон Иванович, Про тебя лежит слава добрая. Слава добрая, речь хорошая… Ты широкий и глубокий Величавый Тихий Дон. Край казачий, край раздольный, Низкий наш тебе поклон.
- А знаете,почему Дон Ивановичем зовут? (учитель рассказывает легенду «Почему Дон Ивановичем зовут»? ) Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли, сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за окошко, велел слушать его во всем и дорогу каждую указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен и славен. Сказка сказкой, а выдумки в ней нет!
-Ребята, у нас будет пять остановок, каждая из которой имеет свое название. Мы будем фиксировать свои наблюдения и выполнять задания на карточках,которые я подготовила.
Остановка «Неживая природа весной»
Карточка №1.Изменения в неживой природе.
-Какая погода сегодня?Сравните ее с зимней погодой.
-Чем отличается весеннее небо по цвету и облачности от зимнего?
-Как светит солнце? Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?
-Как изменилась почва и внешний вид реки?
-А теперь давайте определим с помощью поза с какой стороны солнце.
Продолжаем путешествие (продолжаем прогулку по набережной Дона)
Остановка. «Деревья и кустарники весной»
Карточка №2. Изменения деревьев и кустарников.
-Найдите хвойное дерево и скажите, изменилось ли оно по сравнению с зимой.(Учащиеся находят дерево и зарисовывают его)
-Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились они с приходом весны?
-Рассмотрите почки на дереве и кустарнике.Как изменились они по сравнению с зимой.Распустились в это время листья на деревьях и кустраниках? Если да, давайте определим,название этих растений. (Дети зарисовывают почки растений).
-Рассматривая стволы деревьев, давайте определим стороны горизонта (записи фиксируются в блокнотах)
Остановка «Река Дон »
Карточка №3 Изменения происходящие с рекой весной.
-Осмотрите внешний вид реки. Как изменилась он с приходом весны?
-Давайте понаблюдаем. .Как тает лёд на реке с приходом весны?
- Вспомните, чем может быть опасно сильное пополнение реки, ее выход из берегов. Расскажите как этого избежать.
Остановка «Птицы и животные весной. Обитатели донских глубин»
Карточка №4 Изменения в жизни животных и птиц. Обитатели донских глубин.
-Каких птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?
-Увидели ли вы птиц,которых не наблюдали зимой ? Давайте определим их название.
- Увидив как рыбаки рыбачат на берегу реки, что вы можете сказать об обитателях донских глубин? Назовите названия рыб, обитающих а реке Дон. Покажите их на картинках ( учитель показывает картинки рыб).
-Наше путешествие подходит к концу и конечная остановка называется
«Красота Дона весной» (Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания.Ученики отчитываются о своих наблюдениях,делается коллективный вывод).
-Давайте поделимся на группы и составим рассказ на тему «Весна в Донском крае» (каждая группа за определенное время должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем рассказы зачитываются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа).
-Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий, своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой природе. А главное увидели много нового и интересного.
4.Подведение итогов урока
(Этот этап проводится в школе.На доске составляется схема «Красота Дона весной, наблюдаемые на экскурсии». На листах А4 обучающиеся иллюстрируют понравившийся момент экскурсии. Затем проводиться викторина на тему «Дон в разные времена года»).