Примерное содержание письменного отчета об экскурсии.
1.Красота весеннего пейзажа (весенней природы).
2.Подобрать открытки.
3.Отрывки из стихотворений.
4.Фотографии с красочным описанием того, что на них изображено.
5.Природные условия весной.
6. Интересные биологические факты из жизни растений весной .
7. Погодные условия .
8.Приметы весны.
9.Ответы на вопросы карточки.
Ход урока
I. Вводно - мотивационный блок.
Экскурсия проводится для того, чтобы расширить знания учащихся о растительном мире родного края. Расширить кругозор, дать знания по охраняемым растениям нашей местности. Обратить внимание на неповторимость и красоту природы.
Заповедь экскурсовода:
« Не оставляй экскурсантов только зрителями и слушателями – заставь их тоже работать»
«… Надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»
В.Г. Белинский.
Вспомнить правила поведения в природе.
Правила поведения в природе.
1. Ходить только по тропинкам.
2.Не собирать дикорастущие растения .
3.Не рвать полевые цветы.
4.Не ломать черемуху, рябину, калину.
5.Не шуметь, чтобы не вспугнуть животных, птиц, которые выводят потомство.
6. Массовые посещения лесов и лугов человеком затрудняют появление новых всходов; приводят к вытаптыванию молодых неокрепших растений.
7. Не раскидывать мусор.
8.Не убивать, не тревожить насекомых.(они опыляют, повышая урожай)
9. Не разорять муравейники! (1 муравейник за год уничтожает 1 миллион вредных насекомых) .
10. Не ловить бабочек для забавы (они опылители).
11. Не разводить костер вблизи сухой травы и т.д.
Дежурный следит за соблюдением правил поведения в природе.
К месту экскурсии идут по 2 человека в строю.
Создаются звенья.
Звено Звено
«Смышлёных» «Наблюдательных»
Объясняю маршрут экскурсии.
Пока движемся к месту проведения экскурсии, вспоминаем периоды весны.
Периоды весны.
1. «Календарная весна» - 1 марта
2. « Астрономическая весна» - 21 марта
День весеннего равноденствия на всём земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
3. « Биологическая весна» - 8 апреля
В литературных произведениях весну называют по- разному:
- у М.Пришвина «весна света», «весна воды», «зеленая весна».
- у В. Бианки: «весна полевая», « весна речная», «весна лесная».
Начало сокодвижения у клена остролистного (24.03.), а затем у березы бородавчатой (8. 04).
II. Актуализация:
Почему у цветковых растений венчик красивый и яркий?
(чтобы привлекать насекомых).
Организационный момент.
-дается объяснение по выполнению работы:
Используя карточки с заданиями, каждая группа учащихся находит названные растения, проводит исследования и отвечает на поставленные вопросы
- По мере необходимости учитель дает консультации.
III. Самостоятельная работа учащихся в звеньях с использованием карточек с заданиями.
Обсуждение результатов
Зарисовка растения
Карточка с заданиями (звено №1)
Задания:
1.Найдите растение мать-и-мачеха.
2.Объясните, почему у него ярко-желтые соцветия?
3.Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
4. Как вы думаете, почему это растение так названо?
(Потому что верхняя сторона листа жесткая, холодная – мачеха, а нижняя мягкая, теплая – мать)
5. Сделайте вывод, почему эти растения первоцветы, почему у них желтые венчики? Почему вы должны их охранять?
6.Зарисуйте одно растение.
7. Результаты работы занесите в блокнот.
Приложение №1
Карточка с заданиями ( звено №2).
Задания:
1.Найдите растения ветреницы лютичной.
2.Объясние, почему венчик этого растения ярко-желтый?
3.Почему ветреница цветет, когда ещё другие растения не выросли?
4.Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
5.Попытайтесь объяснить название растения?
(цветы ветреницы лютичной похожи на цветы лютика).
6. Сделайте вывод, почему растения первоцветы, почему у них желтые венчики?
Почему вы должны их охранять?
7.Зарисуйте одно растение.
8. Результаты работы занесите в блокнот.
Приложение №2
IV. Оформление результатов в полевом блокноте.
Обратный путь в школу.
Вдоль дороги цветущие растения пастушьей сумки. Знакомство с яровой и озимой формой развития пастушьей сумки.
Приложение №3.
Д.З. Оформить отчёт об экскурсии.
Результативность.
- Учащиеся применяют полученные знания на практике через участие в проблемной ситуации.
(почему у первоцветов белоснежные и ярко-желтые венчики, почему эти растения цветут раньше других растений?).
- При выполнении исследования запоминают внешний вид растений, их научное и местное название.
- Учащиеся логически обосновывают результаты исследования, место произрастания растений, устанавливают биоценотические связи.
- Учатся видеть прекрасное, любить и беречь природу.
-Усваивают навыки поведения в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Примерное содержание письменного отчета об экскурсии.
1.Красота весеннего пейзажа (весенней природы).
2.Подобрать открытки.
3.Отрывки из стихотворений.
4.Фотографии с красочным описанием того, что на них изображено.
5.Природные условия весной.
6. Интересные биологические факты из жизни растений весной .
7. Погодные условия .
8.Приметы весны.
9.Ответы на вопросы карточки.
Ход урока
I. Вводно - мотивационный блок.
Экскурсия проводится для того, чтобы расширить знания учащихся о растительном мире родного края. Расширить кругозор, дать знания по охраняемым растениям нашей местности. Обратить внимание на неповторимость и красоту природы.
Заповедь экскурсовода:
« Не оставляй экскурсантов только зрителями и слушателями – заставь их тоже работать»
«… Надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»
В.Г. Белинский.
Вспомнить правила поведения в природе.
Правила поведения в природе.
1. Ходить только по тропинкам.
2.Не собирать дикорастущие растения .
3.Не рвать полевые цветы.
4.Не ломать черемуху, рябину, калину.
5.Не шуметь, чтобы не вспугнуть животных, птиц, которые выводят потомство.
6. Массовые посещения лесов и лугов человеком затрудняют появление новых всходов; приводят к вытаптыванию молодых неокрепших растений.
7. Не раскидывать мусор.
8.Не убивать, не тревожить насекомых.(они опыляют, повышая урожай)
9. Не разорять муравейники! (1 муравейник за год уничтожает 1 миллион вредных насекомых) .
10. Не ловить бабочек для забавы (они опылители).
11. Не разводить костер вблизи сухой травы и т.д.
Дежурный следит за соблюдением правил поведения в природе.
К месту экскурсии идут по 2 человека в строю.
Создаются звенья.
Звено Звено
«Смышлёных» «Наблюдательных»
Объясняю маршрут экскурсии.
Пока движемся к месту проведения экскурсии, вспоминаем периоды весны.
Периоды весны.
1. «Календарная весна» - 1 марта
2. « Астрономическая весна» - 21 марта
День весеннего равноденствия на всём земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
3. « Биологическая весна» - 8 апреля
В литературных произведениях весну называют по- разному:
- у М.Пришвина «весна света», «весна воды», «зеленая весна».
- у В. Бианки: «весна полевая», « весна речная», «весна лесная».
Начало сокодвижения у клена остролистного (24.03.), а затем у березы бородавчатой (8. 04).
II. Актуализация:
Почему у цветковых растений венчик красивый и яркий?
(чтобы привлекать насекомых).
Организационный момент.
-дается объяснение по выполнению работы:
Используя карточки с заданиями, каждая группа учащихся находит названные растения, проводит исследования и отвечает на поставленные вопросы
- По мере необходимости учитель дает консультации.
III. Самостоятельная работа учащихся в звеньях с использованием карточек с заданиями.
Обсуждение результатов
Зарисовка растения
Карточка с заданиями (звено №1)
Задания:
1.Найдите растение мать-и-мачеха.
2.Объясните, почему у него ярко-желтые соцветия?
3.Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
4. Как вы думаете, почему это растение так названо?
(Потому что верхняя сторона листа жесткая, холодная – мачеха, а нижняя мягкая, теплая – мать)
5. Сделайте вывод, почему эти растения первоцветы, почему у них желтые венчики? Почему вы должны их охранять?
6.Зарисуйте одно растение.
7. Результаты работы занесите в блокнот.
Приложение №1
Карточка с заданиями ( звено №2).
Задания:
1.Найдите растения ветреницы лютичной.
2.Объясние, почему венчик этого растения ярко-желтый?
3.Почему ветреница цветет, когда ещё другие растения не выросли?
4.Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.
5.Попытайтесь объяснить название растения?
(цветы ветреницы лютичной похожи на цветы лютика).
6. Сделайте вывод, почему растения первоцветы, почему у них желтые венчики?
Почему вы должны их охранять?
7.Зарисуйте одно растение.
8. Результаты работы занесите в блокнот.
Приложение №2
IV. Оформление результатов в полевом блокноте.
Обратный путь в школу.
Вдоль дороги цветущие растения пастушьей сумки. Знакомство с яровой и озимой формой развития пастушьей сумки.
Приложение №3.
Д.З. Оформить отчёт об экскурсии.
Результативность.
- Учащиеся применяют полученные знания на практике через участие в проблемной ситуации.
(почему у первоцветов белоснежные и ярко-желтые венчики, почему эти растения цветут раньше других растений?).
- При выполнении исследования запоминают внешний вид растений, их научное и местное название.
- Учащиеся логически обосновывают результаты исследования, место произрастания растений, устанавливают биоценотические связи.
- Учатся видеть прекрасное, любить и беречь природу.