kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок для 4-го класса Тема урока: «Нравственный поступок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая викторина «В гостях у мудрой совы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 4-го класса Тема урока: «Нравственный поступок»»


Урок для 4-го класса


Тема урока: «Нравственный поступок»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: осмысление понятия «нравственный поступок».

Задачи урока:

  1. Актуализировать известные знания обучающихся о поступках.

  2. Создать условия для выявления обучающимися существенных признаков нравственного поступка.

  3. Подвести обучающихся к определению понятия «нравственный поступок».

  4. Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок».Формировать убеждения о том, что совершать нравственные поступки - духовная радость.

  5. Учить совершать в жизни нравственные поступки. Развивать речь обучающихся.

  6. Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметные:

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметные:

 учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности; уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека, проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Методы и технологии обучения: объяснительно- иллюстративный, частично поисково-исследовательский, метод сравнительного анализа, составление синквейна.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:эвристическаябеседа,лексическая работа, работа с видеоматериалами,самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах.

Основные термины и понятия:Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Оборудование к уроку: презентация,учебник «Основы религиозных культур и светской этики», компьютер, проектор,листы с задачами урока, толковый словарь Ожегова,схемы

для заполнения «Признаки нравственного поступка», чистые листы для синквейна, полоски для самооценивания, дополнительный дидактический материал.

Ход урока

1.Мотивация

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- А вы знаете, как здороваются тибетцы?
-Тибетцы, например, здороваясь, снимают с голова головной убор правой рукой, левую закидывают за ухо. Доблестные мушкетеры, приветствуя друг друга, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Но все разумные правила поведения основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.

- А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями. Как с уважением вы можете поздороваться с другими людьми?

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, рад встрече, рад Вас видеть.

- Как можно поздороваться на иностранных языках?

Немецкий

Gиtеn Таg - добрый день;

Английский:

Good! с1ау - добрый день;

Niсе tо mееt уои - приятно Вас видеть.


2. Целеполагание

-Ребята, послушайте рассказ.

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. 

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-Ребята, послушайте еще одну современную притчу и оцените поступки семьи и старушки.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Оцените поступки семьи и старушки.

- Как можно по-другому назвать все хорошие поступки? (нравственные)

-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей) 

- Значит, какова цель нашего урока?

Цель: раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;

- Каждый ли поступок будетнравствственным?

- Какие ЗАДАЧИ помогут добиться поставленной цели?

На партах у детей листки с задачами.

Задачи:

1. Дать понятие нравственного поступка.

2. Определить особенности нравственного поступка, узнать из каких частей состоит нравственный поступок.

3. Проанализировать поступки героев мультфильмов.

3. Открытие новых знаний

- Поступки мы совершаем каждый день. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?

Мнения детей

Прочитайте определение поступка в учебнике.

Читают определение поступка на стр. 40

Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств).

Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно,

должен уметь управлять собой.

Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок,

соответствующий принятым правилам.

- Мы должны понять с вами, что не каждое действие человека - это поступок, а только определённое.

- Рассмотрите картинки и объясните, какие их данных поступков будут нравственными.

- Прочитайте 1-ю задачу. Выполнили её?

Дали определение слову «ПОСТУПОК» и «Нравствственный поступок»

Физкультминутка

-Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека. Какие нравственные качества вы считаете лучшими?

Дети встают в круг.

Они передают друг другу игрушку и называют нравственные качества человека.


Какую задачу мы должны решить сейчас? Зачитайте.

- Прочитайте статью в пособии. Заполните схему нравственного поступка (его пяти компонентов). Схема у каждой пары.

Самостоятельная работа в парах






 






1. Мотив (Почему захотелось совершить поступок? Зачем совершаем поступок)

2. Цель (для чего?) ( Для чего будем совершать поступок?)

3. Средства достижения цели (какими средствами?)

4. Само действие (где? когда? каким образом действует человек?)

5. Результат (К чему привёл поступок?)

- Средства достижения цели могут быть нравственными или безнравственными.

- Только добровольный поступок говорит о его нравственности. Если человек захотел сделать его сам, значит это нравственный поступок.

- Какую задачу выполнили?

2. Определили особенности нравственного поступка, узнали из каких частей состоит нравственный поступок.

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

- Какая следующая задача?

- Любой ли поступок может соответствовать данной схеме?

- Ответить на этот вопрос нам поможет мультфильм.

- Проанализируем поступки героя мультфильма.

Посмотрите мультфильм «Самый маленький гном».

Работа в группах

1. Работая в группах, проанализируйте мультфильм, найдите все компоненты «нравственного поступка».

2. Пользуясь схемой, выделите в поступке главного героя пять признаков нравственного поступка.

Проверка

Мотив (Никто не замечал гномика)

Цель (Спасти поросят)

Средства достижения цели (следит за волком, включает вентилятор)

Само действие (по собственному желанию спасает поросят)

Результат (Спас трёх поросят, Красную шапочку, семерых козлят)

- Можно сказать, что заметили поступки Гномика.

- Чему учит этот мультфильм?

Мнения детей.

- Оказывается все поступки, которые совершают люди, делятся ещё на три группы.

- Прочитайте. Как вы понимаете?

Группы поступков:

- Импульсивные, т.е.непроизвольные. Такие действия совершаются без особого напряжения, без ясной постановки цели и плохо контролируются сознанием, продумывания того, какими могут быть последствия, т.е.результат.

-Привычные – не требуют особых усилий.

- Волевые – имеют чёткую цель, на пути к цели преодолеваются внешние и внутренние трудности.

- К какой группе можно отнести поступки гномика Васи?

Волевые

ВЫВОД: прочитайте 3 задачу. Выполнили ли мы её?

Третья задача- Проанализировать поступки героя мультфильма.

5. Домашнее задание

Составить личный календарь нравственных поступков.

6. Рефлексия

- Давайте составим синквейн на тему «Нравственный поступок»

Работа в группах

1. Нравственный поступок

2. Хороший, добрый

3. Помогать, уважать, заботиться.

4. Люди оценивают человека по его поступкам.

5. Бескорыстность.

- Какую мы ставили цель на этот урок? Достигли ли мы её?

Самоконтроль

- Отметьте на листах, на сколько хорошо вы поняли сегодняшний материал.

- Оцените свою работу на волшебных линеечках. На первой – поняли ли вы что такое нравственный поступок и почему нужно совершать нравственные поступки в жизни?

- На второй – комфортно ли было вам на уроке? Получилась ли у вас работа в парах и группах?

Заключительное слово учителя.

- Каждый человек растет и воспитывается с ясным осознанием понятий «хорошо» и «плохо». Эта тема поднимается и в детских сказках, и в кино, и в любых литературных произведениях. О силе добра говорят родители, учителя и воспитатели, поэтому нет такого ребенка, который не представлял бы себе, что такое хороший поступок.

Помогая другим, защищая младших, сберегая природные красоты, мы совершаем по-настоящему хорошие, добрые дела. В жизни очень важно прийти на выручку не только закадычному другу или пожилой родственнице, но и незнакомому человеку. Часто случается, что прохожему внезапно становится плохо на улице, и безразличный человек просто пройдет мимо, а в таких ситуациях бывает дорога каждая минута. Это значит, что нужно остановиться, по возможности помочь присесть, по телефону вызвать скорую помощь.

Увидев женщину с детской коляской, пытающуюся преодолеть высокий бордюр, бабушку с тяжелой кошелкой, потерявшегося на улице малыша, необходимо не только откликаться на просьбы о помощи, но и самостоятельно предлагать свои услуги. Уступить место в транспорте пожилому человеку, инвалиду или молодой маме, вместе со слепым перейти опасную дорогу, донести женщине тяжелые сумки, найти потерявшуюся игрушку ребенку – такие поступки должны войти в норму жизни и стать неотъемлемой ее частью.

Но добро необходимо делать не только незнакомым людям. Нельзя забывать и о своей семье, помогая родителям в хозяйстве и воспитании младших детей, заботясь о здоровье бабушек и дедушек, о чистоте и порядке в доме.

Тому, кто никогда не откликается на призывы о помощи, трудно придется во взрослой жизни. Люди станут избегать такого человека, и он рискует остаться без друзей. Но это не значит, что хорошие поступки нужно совершать с определенной выгодой для себя, стараясь лишь завоевать авторитет. Напротив, доброе дело только тогда становится добрым, когда оно совершенно бескорыстно. Лишь искренность, горячий порыв души могут сподвигнуть человека совершить по-настоящему хороший, нравственный поступок.

Нужно помнить о том, что каждое хорошее деяние украшает жизнь и делает

наш мир добрее. И если каждый человек внесет свою лепту в общее дело, то

жизнь всех людей обязательно улучшится, и в мире будут править любовь, гармония и взаимопонимание.

Чтобы поставить точку в нашем сегодняшнем уроке, давайте все вместе исполним песню «Дорогою добра»

Итак, наш урок окончен. Благодарю всех за внимание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок для 4-го класса Тема урока: «Нравственный поступок»

Автор: Червякова Людмила Семеновна

Дата: 30.01.2021

Номер свидетельства: 571829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План конспект 4 класс. Тема: Нравственный поступок (модуль «Основы светской этики»)"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_4_klass_tiema_nravstviennyi_postupok_modul_osnovy_svietskoi_etiki"
    ["file_id"] => string(6) "421675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497391877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебно-методическое пособие "Этические беседы в первом классе""
    ["seo_title"] => string(76) "uchiebno-mietodichieskoie-posobiie-etichieskiie-biesiedy-v-piervom-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "259409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448735401"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока доброты по теме "Бумеранг добра" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-dobroty-po-tiemie-bumierangh-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "103786"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402634184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства