kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения в 3 классе. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящен анализу произведения В.П. Астафьева "Капалуха".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 3 классе. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».»






МБОУ-СОШ №6 им. Коновалова В.П. г.Клинцы Брянской области













Урок чтения в 3 классе.

Тема: «В.П. Астафьев

«Капалуха».



Разработала: Эльяшевич

Елена Ильинична

учитель начальных классов

I квалификационной категории

















Урок чтения в 3 классе.

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»


Цели:

  • Продолжить работу над произведениями о природе;

  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева "Капалуха", помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;

  • Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;

  • Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Формирование УУД:

Планируемые результаты обучения,  в том числе формирование УУД:

Предметные: -прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умения  сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; использовать знаково-символические средства; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться  на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные УУД: формировать  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивныее УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные УУД: формировать  мотивационную  основу учебной деятельности, включающей  учебно-познавательные и внешние мотивы;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;         адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться  к совершенствованию своих знаний; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.


  1. Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.


Методы: репродуктивный, проблемный, частично- поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).


Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.


Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, презентация,

иллюстрации глухаря, грамзапись с голосами птиц, портрет писателя, выставка книг, подборка пословиц.

Ход урока

1Организационный момент. (Слайд 1)

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!

2. Речевая разминка. (Слайд 2)

Проведем дыхательную гимнастику:

-Ощутим аромат ландыша, сделаем вдох.

- Задуем свечу, выдох.(3 раза)

Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте жужжащим чтением (Слайд 3)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри Природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко.



- Прочитайте с грустью

- Прочитайте с радостью

- Прочитайте выразительно.

- К чему призывает автор этих строк?

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, месть …)


3. Проверка домашнего задания:

- Кому из героев рассказа В.Л.Дурова «Жучка» можно отнести такие пороки, как злость, зависть, месть? (Дурову и его друзьям по гимназии.)

- Давайте проверим, как внимательно вы прочитали этот рассказ дома?

Пересказ по плану.  

План  

1. Жучка – любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча. (Слайд 4)


- Понял ли Дуров, что злость и месть это очень плохие качества души человека?

- Как этот поступок повлиял на автора? (Стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки, основанную на изучении поведения животных, любви к ним. )

- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что- то плохое как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек откроет в себе).

Обратимся к А. Барто: (Слайд 5)

«Я сорвал цветок - и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони

Я посадил птицу в клетку- и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

- А что значит «прикоснуться к красоте сердцем»? (Радоваться всему живому, любоваться солнцем, цветам, разговаривать с животными, беречь и любить их.)

4. Введение в тему.

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные. А уже загадки на каждом шагу. – Отгадайте?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём. (Лес) (Слайд 6)


- Повторим правила друзей природы (Слайд 7)

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!


Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!


Не будем обижать лягушек и жаб!


Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

5. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и именами их авторов.

Василий Иванович Белов «Малька провинилась…..»

В.П.Астафьев « Капалуха»

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

-Что может объединять эти произведения?

-Почему они все оказались в одной группе?

- У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым:действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чем она заключается?

-Так какая же будет цель нашего исследования?

ПЛАН НА ДОСКЕ

1. Познакомится с биографией В.П.Астафьева

2.Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Капалуха»,выделить основную идею, мысль, сравнить с идеей рассказов М.М.Пришвина и В.И.Белова

3. Узнать кто это капалуха?

Ребята,все ли произведения нам известны?

- Определите тему урока

Виктор Петрович Астафьев « Капалуха»

-Определите цели урока? (познакомиться с биографией писателя, произведением, бегло и выразительно читать, отвечать на вопросы, определить главную мысль)

Дети высказывают свои предположения.

Может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном отношении к живой природе.

Наверно, писатели призывают людей быть внимательными по отношению к братьям нашим меньшим)

Что если, поэты и писатели доказывают своими произведениями такую мысль: человек-сильный и мудрый и поэтому обязан беречь и защищать мир природы)

Возможно, писатели говорят о том, что все должны заботится о своём потомстве)

(Определить основную идею этих произведений и проверить выдвинутые предположения)

Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:


Отвечают на поставленные вопросы.

- Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.

- О его биографии расскажет ...

Портрет В.П.Астафьева. (Слайд 8)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд 9) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд 10). В 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. (Слайд 11)

Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.


Виктор Петрович создал изумительные произведения

(Выставка книг) (Слайд 12)

«Васюткино озеро».

«Пастух и пастушка».

«Последний поклон».

«Кража».

«Царь-рыба».

«Ода русскому огороду».

«Перевал».

«Звездопад».

6. Изучение нового материала.

- Прочитайте название рассказа В.П. Астафьева в учебнике.

- Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь?

- Может вам поможет иллюстрация на стр. 103.

Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ.

-Кого автор называет капалухой?

(Капалуха - это самка глухаря).  

Капалуха – это самка глухаря. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.

"Капалуха" Картинка глухарки (Слайд 13).

Ребята, а что вы знаете о глухарях?



Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. 

(Слайд14) Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище - вылет птиц из-под снега. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.

- Послушайте голоса птиц (ток глухаря). 

7. Словарная работа. (Слайд 15)

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Альпийские луга - высокогорные. (Слайд 16)

Пихта - хвойное дерево. (Слайд 17)

Просека - очищенное от деревьев место. (Слайд 18)

Валежник - сухие сучья, деревья. (Слайд 19)

Черничник- заросли черники. (Слайд 20)

Космы - взлохмаченные пряди волос. (Слайд 21)

Ред-ко-ла-пы-е (Слайд 22)

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-рож-да-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

блед-но-лис-тым

до-цве-та-ю-щим

рас-пу-щен-ны-ми

8. Работа над рассказом «Капалуха».

- Сейчас я начну читать вам рассказ «Капалуха», кто – то продолжит чтение. Послушайте внимательно и затем ответьте на вопрос: «Какое чувство пробудило у вас это произведение?».





1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

- Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалости к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)

- Какие чувства вы испытывали к маме- капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)

9.Физминутка: (Слайд 23)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти  встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Руки сложили назад.

- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.

10. Комбинированное чтение.

Чтение текста цепочкой, деление на части, озаглавливание.

11. Работа над текстом по плану.

- Прочитаем 1 часть «цепочкой».

- Задайте друг другу вопросы по содержанию.

  • Где происходит действие?

  • Что делали дети в тайге?

  • Где поднялся шум?

- Как вы думаете,  с какой целью автор включил  в рассказ описание черники?

- Какую местность помог нам увидеть писатель?

(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)

- Как озаглавим эту часть? « У черничного бугорка на просеке»

Чтение 2 части «цепочкой»

  • О какой находке говорит автор?

  • Озаглавим 2 часть рассказа? « Гнездо! Гнездо!»

  • Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)

  • С чем он его сравнивает?

  • Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

  • Что такое « хатка»?.

  • Что решили сделать мальчики с находкой?

  • Какое правило они забыли?

( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)

Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда  можно многое увидеть и узнать.

Чтение 3 части «цепочкой».

- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

  • металась в стороны

  • крылья разброшены, мела ими

  • закостенели от неподвижности

  • пыталась и не могла взлететь.

-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

( Чтобы показать состояние птицы).

- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).

( Испуг, гнев, бесстрашие)

- Какой матерью была капалуха?

( Заботливой, бесстрашной, отважной)

- Кого она вам напоминает?

( В.И. Белов. Малька.)

- Что  еще  вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

(Выщипывают  перья,  голым животом греет  яйца).

-Как озаглавите 3 часть? «Тревога капалухи».

- Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно.

- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  • сидела на сучке

  • вытянув шею

  • целилась на гнездо-

  • плавно слетела

  • заползла в гнездо

  • распустила крылья

  • замерла

  • Что вы можете  сказать с состоянии капалухи ?

(Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой.

Успокоилась , но была настороже).

- Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»

(По ходу работы над текстом вывешивается план текста).

План. (Слайд 24)

  1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Снова в гнезде.

                                 12. Работа с иллюстрацией.

-Какой момент изображен на иллюстрации?

Найдите строчки для подписи.

13. Работа над пословицами. (В парах)

- Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая в парах.

1-я пара:

Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.

У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки)

2-я пара.

Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.

Пословицы:

  • Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

  • Век прожить - не поле перейти.

  • Любовь к родине сильнее смерти.

3-я пара.

Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей". (Земля кормит, поит, одевает, как мать детей)

4-я пара

Задание: составить картинку.

14. Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая?

- Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

( Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)


- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.


15. Определение эмоционального состояния учащихся.


- Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался равнодушным - желтое сердечко. Ваши горящие сердца призывают всех: (Слайд 26)

«Люби живое»

- Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Этот год объявлен президентом России Путиным В.В. годом охраны окружающей среды.

                            16. Рефлексия. (Слайд 27)

( Закончи предложение)

- На уроке я узнал………- Мне было интересно…….. - Я хотел бы похвалить за работу……

17. Домашнее задание. (Слайд 28)

(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).

1.Читать и пересказывать рассказ по плану. (У кого были конверты под № 1,2)

2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (У кого был конверт под № 3)

3. Прочитать другие рассказы В.Астафьева. (У кого был конверт под № 4)

18. Итог урока.

– Спасибо, вам ребята, за искренние ответы и отличную работу на уроке.

Ребята, понравился ли вам наш урок?

Что вам понравилось?

- Что нового узнали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок чтения в 3 классе. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

Автор: Эльяшевич Елена Ильинична

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока по литературному чтению, 3 класс.Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха»."
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiu3klasstiemaurokanabliudieniiezazhizniuzhivotnykhvpastafievkapalukha"
    ["file_id"] => string(6) "319330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460803110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока по литературному чтению, 3 класс.Тема урока: Наблюдение за жизнью животных В.П.Астафьев «Капалуха»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiu3klasstiemaurokanabliudieniiezazhizniuzhivotnykhvpastafievkapalukha1"
    ["file_id"] => string(6) "319331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460803117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок литературного чтения по технологии РКМЧП "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tiekhnologhii-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "133103"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416468071"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_3_klassie_tiema_uroka_v_p_astaf_iev_"
    ["file_id"] => string(6) "448272"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515330630"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Технологическая карта урока по технологии РКМЧП "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiekhnologhii-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "133122"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416471290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства