Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 3 классе. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».»
МБОУ-СОШ №6 им. Коновалова В.П. г.Клинцы Брянской области
Урок чтения в 3 классе.
Тема: «В.П. Астафьев
«Капалуха».
Разработала: Эльяшевич
Елена Ильинична
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Урок чтения в 3 классе.
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
Цели:
Продолжить работу над произведениями о природе;
Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева "Капалуха", помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Формирование УУД:
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:
Предметные: -прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; использовать знаково-символические средства; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивныее УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично- поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, месть …)
3. Проверка домашнего задания:
- Кому из героев рассказа В.Л.Дурова «Жучка» можно отнести такие пороки, как злость, зависть, месть? (Дурову и его друзьям по гимназии.)
- Давайте проверим, как внимательно вы прочитали этот рассказ дома?
Пересказ по плану.
План
1. Жучка – любимица ребят.
2. Злой поступок надзирателя.
3. Страшный приговор.
4. Исполнение приговора.
5. Бессонная ночь.
6. Счастливая встреча. (Слайд 4)
- Понял ли Дуров, что злость и месть это очень плохие качества души человека?
- Как этот поступок повлиял на автора? (Стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки, основанную на изучении поведения животных, любви к ним. )
- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что- то плохое как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек откроет в себе).
Обратимся к А. Барто: (Слайд 5)
«Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони
Я посадил птицу в клетку- и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
- А что значит «прикоснуться к красоте сердцем»? (Радоваться всему живому, любоваться солнцем, цветам, разговаривать с животными, беречь и любить их.)
4. Введение в тему.
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные. А уже загадки на каждом шагу. – Отгадайте?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес) (Слайд 6)
- Повторим правила друзей природы (Слайд 7)
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
5. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и именами их авторов.
Василий Иванович Белов «Малька провинилась…..»
В.П.Астафьев « Капалуха»
М.М. Пришвин «Ребята и утята»
-Что может объединять эти произведения?
-Почему они все оказались в одной группе?
- У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым:действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чем она заключается?
-Так какая же будет цель нашего исследования?
ПЛАН НА ДОСКЕ
1. Познакомится с биографией В.П.Астафьева
2.Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Капалуха»,выделить основную идею, мысль, сравнить с идеей рассказов М.М.Пришвина и В.И.Белова
3. Узнать кто это капалуха?
Ребята,все ли произведения нам известны?
- Определите тему урока
Виктор Петрович Астафьев « Капалуха»
-Определите цели урока? (познакомиться с биографией писателя, произведением, бегло и выразительно читать, отвечать на вопросы, определить главную мысль)
Дети высказывают свои предположения.
Может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном отношении к живой природе.
Наверно, писатели призывают людей быть внимательными по отношению к братьям нашим меньшим)
Что если, поэты и писатели доказывают своими произведениями такую мысль: человек-сильный и мудрый и поэтому обязан беречь и защищать мир природы)
Возможно, писатели говорят о том, что все должны заботится о своём потомстве)
(Определить основную идею этих произведений и проверить выдвинутые предположения)
Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:
Отвечают на поставленные вопросы.
- Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.
- О его биографии расскажет ...
Портрет В.П.Астафьева. (Слайд 8)
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд 9) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд 10). В 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. (Слайд 11)
Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.
Виктор Петрович создал изумительные произведения
(Выставка книг) (Слайд 12)
«Васюткино озеро».
«Пастух и пастушка».
«Последний поклон».
«Кража».
«Царь-рыба».
«Ода русскому огороду».
«Перевал».
«Звездопад».
6. Изучение нового материала.
- Прочитайте название рассказа В.П. Астафьева в учебнике.
- Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь?
- Может вам поможет иллюстрация на стр. 103.
Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ.
-Кого автор называет капалухой?
(Капалуха - это самка глухаря).
Капалуха – это самка глухаря. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.
"Капалуха" Картинка глухарки (Слайд 13).
Ребята, а что вы знаете о глухарях?
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
(Слайд14) Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище - вылет птиц из-под снега. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.
- Послушайте голоса птиц (ток глухаря).
7. Словарная работа. (Слайд 15)
- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.
Альпийские луга - высокогорные. (Слайд 16)
Пихта - хвойное дерево. (Слайд 17)
Просека - очищенное от деревьев место. (Слайд 18)
Валежник - сухие сучья, деревья. (Слайд 19)
Черничник- заросли черники. (Слайд 20)
Космы - взлохмаченные пряди волос. (Слайд 21)
Ред-ко-ла-пы-е (Слайд 22)
по-ше-ве-ли-ва-ли
за-рож-да-ю-щим-ся
вы-да-вав-шим-ся
блед-но-лис-тым
до-цве-та-ю-щим
рас-пу-щен-ны-ми
8. Работа над рассказом «Капалуха».
- Сейчас я начну читать вам рассказ «Капалуха», кто – то продолжит чтение. Послушайте внимательно и затем ответьте на вопрос: «Какое чувство пробудило у вас это произведение?».
1. Чтение рассказа учителем и учащимися.
- Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалости к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)
- Какие чувства вы испытывали к маме- капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)
9.Физминутка: (Слайд 23)
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Руки сложили назад.
- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.
10. Комбинированное чтение.
Чтение текста цепочкой, деление на части, озаглавливание.
11. Работа над текстом по плану.
- Прочитаем 1 часть «цепочкой».
- Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Где происходит действие?
Что делали дети в тайге?
Где поднялся шум?
- Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники?
- Какую местность помог нам увидеть писатель?
(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)
- Как озаглавим эту часть? « У черничного бугорка на просеке»
Чтение 2 части «цепочкой»
О какой находке говорит автор?
Озаглавим 2 часть рассказа? « Гнездо! Гнездо!»
Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)
С чем он его сравнивает?
Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
Что такое « хатка»?.
Что решили сделать мальчики с находкой?
Какое правило они забыли?
( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)
Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
Чтение 3 части «цепочкой».
- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
металась в стороны
крылья разброшены, мела ими
закостенели от неподвижности
пыталась и не могла взлететь.
-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?
( Чтобы показать состояние птицы).
- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).
( Испуг, гнев, бесстрашие)
- Какой матерью была капалуха?
( Заботливой, бесстрашной, отважной)
- Кого она вам напоминает?
( В.И. Белов. Малька.)
- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?
(Выщипывают перья, голым животом греет яйца).
-Как озаглавите 3 часть? «Тревога капалухи».
- Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно.
- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.
сидела на сучке
вытянув шею
целилась на гнездо-
плавно слетела
заползла в гнездо
распустила крылья
замерла
Что вы можете сказать с состоянии капалухи ?
(Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой.
Успокоилась , но была настороже).
- Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»
(По ходу работы над текстом вывешивается план текста).
План. (Слайд 24)
У черничного бугорка на просеке.
2. Гнездо! Гнездо!
3. Тревога капалухи.
4. Снова в гнезде.
12. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент изображен на иллюстрации?
Найдите строчки для подписи.
13. Работа над пословицами. (В парах)
- Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая в парах.
1-я пара:
Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.
У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки)
2-я пара.
Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.
Пословицы:
Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
Век прожить - не поле перейти.
Любовь к родине сильнее смерти.
3-я пара.
Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей". (Земля кормит, поит, одевает, как мать детей)
4-я пара
Задание: составить картинку.
14. Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая?
- Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?
( Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)
- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.
15. Определение эмоционального состояния учащихся.
- Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался равнодушным - желтое сердечко. Ваши горящие сердца призывают всех: (Слайд 26)
«Люби живое»
- Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Этот год объявлен президентом России Путиным В.В. годом охраны окружающей среды.
16. Рефлексия.(Слайд 27)
( Закончи предложение)
- На уроке я узнал………- Мне было интересно…….. - Я хотел бы похвалить за работу……
17. Домашнее задание. (Слайд 28)
(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).
1.Читать и пересказывать рассказ по плану. (У кого были конверты под № 1,2)
2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (У кого был конверт под № 3)
3. Прочитать другие рассказы В.Астафьева. (У кого был конверт под № 4)
18. Итог урока.
– Спасибо, вам ребята, за искренние ответы и отличную работу на уроке.