орфографическую зоркость, пополнять словарь детей экономическими
терминами;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, учить уважать мнение
товарищей.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок – аукцион.
Методы обучения: словесный, частично–поисковый, практический.
Применяемые технологии: компьютерная.
Формы организации обучения: коллективная, индивидуальная, фронтальная,
самостоятельная, парная.
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник, жетоны, сигнальные карточки, мордашки для рефлексии.
Планируемые результаты:
Предметные:
Различать изученные части речи;
Называть грамматические признак изученных частей речи;
Подбирать примеры изученных частей речи;
Метапредметные:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
Группировать слова по определённому признаку, обосновывать своё мнение;
Вступать в диалог для решения поставленной задачи;
Личностные:
Анализировать результаты деятельности, планировать действия по улучшению результатов;
Проявлять фантазию, включать воображение;
Доброжелательно относиться к окружающему миру, испытывать чувства эмоционально- нравственной отзывчивости при чтении текста.
Подготовительная работа:
Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на “Аукционе знаний”, рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи, частушки и т.д.
Классы делятся на 4 команды, в каждой команде выбирается капитан.
“Аукцион” проводится в 3 этапа:
Играют две команды, две другие являются болельщиками.
Команды меняются местами: те, кто играл, становятся болельщиками, а болельщики – игроками.
Играют команды-победительницы первых двух этапов.
“Предметы” - грамматические категории, выставленные на “Аукцион”.
Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Фонетический разбор слова.
Состав слова.
Решение правописных задач.
Знаки препинания в сложном предложении.
Осложнение структуры простого предложения.
Лексические загадки.
“Словарные” слова.
Любую из этих “вещей” из области русского языка команда-участница сможет “купить”, заплатив за неё знаниями по данной грамматической категории.
В диалоге на “торгах” в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.
Оборудование:
Атрибуты аукциона, демонстрационный и раздаточный материал, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – “Аукцион знаний по русскому языку”.
На продажу выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.
На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).
Предварительный залог-задание.
Прежде чем мы начнем, каждая команда-участница должна внести “залог”, доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в “аукционе”.
- Начальная цена 2 балла (на табло выставляется цифра).
(За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за использование дополнительного материала – 4 балла).
- Торги начинаются!
(Идет диалог между командами. Ассистенты на табло показывают заработанные баллы).
Ответы закончились, ведущий трижды отстукивает молотком – окончание торгов за эту “вещь”.
Табло показывает окончательный счёт. Если счёт одинаковый, командам даётся дополнительное задание.
С болельщиками в это время проводится игра на смекалку и внимание.
С команды, проигравшей торги, взимается “комиссионный сбор” (номер художественной самодеятельности).
Примеры заданий.
1. Имя существительное.
Ведётся диалог между командами. Ребята рассказывают всё, что знают об имени существительном.
Например :
“Грамотеи”: Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы “кто ? что ?”.
“Умники”: Имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
“Знатоки”: Имена существительные бывают женского рода – тетрадь, мужского - конь и среднего – окно.
и т.д.
2. Сделать фонетический разбор слов : а) её; б) ещё.
3. Подобрать как можно больше слов к данным морфемным схемам (время – 5 минут на песочных часах).
Приводятся схемы состава слова :
4. Исправление орфографических ошибок. (текст на доске за ширмой).
Жаркая летния пора. У белочке много дел. Она работает с утринней зари да поздней ночи. Тащит звирек про запас назиму вкусную зимленику, шышки, жолуди, гребы.
5. Определение количества простых предложений в составе сложного; нахождение предложений (с союзной и бессоюзной связью), соответствующих предложенным схемам, постановка знаков препинания в них :
а) [ ], [ ], [ ].
б) [ ], и [ ].
в) [ ], [ ], а [ ].
6. Постановка знаков препинания в простых предложениях, осложнённых обращениями, вводными словами, однородными членами, уточнениями и пр.
7. Лексические загадки :
а) дать определение “омонимов”, “синонимов”, “антонимов”, “паронимов” и привести примеры;
б) развести по значению и написанию : “полоскать бельё” - “поласкать котёнка”, “прожевать хлеб” - “проживать жизнь” и т.п.
в) Замени выражения
Бежать без оглядки –
Зарубить на носу –
Воробью по колено –
Обвести вокруг пальца –
Яблоку негде упасть –
После дождичка в четверг-
8. Конкурс капитанов команд в виде игры “Спроси меня!” (проверка знания слов с непроверяемыми орфограммами).
Примечание: виды, количество заданий и уровень сложности определяются с учётом программы обучения русскому языку и уровня подготовленности участников.
Подведение итогов “Аукциона”.
Все “вещи” проданы. Аукцион завершается.
- Я благодарю всех участников, гостей, болельщиков, ассистентов за чёткую и быструю работу на табло.
- А сейчас самое приятное – награждение команды-победительницы. Команда, выигравшая аукцион, смогла “купить” наибольшее количество “вещей”, т.е. показала отличные знания русского языка. Выйдите сюда, приветствуем ребят!
Каждому участнику команды вручается диплом участника “аукциона”, сертификат с количеством заработанных баллов (оценка). Коллективная фотография на память об удачном и полезном уроке.
Рефлексия
- Каждый из вас по-разному воспринял этот урок. Выделите графическое изображение настроения человечка, соответствующее вашему в данный момент
Домашнее задание Подготовиться к тестам по теме «Части речи».
Знатоки
Исправь ошибки
Жаркая летния пора. У белочке много дел. Она работает с утринней зари да поздней ночи. Тащит звирек про запас назиму вкусную зимленику шышки жолуди гребы.
…………………………………………………………………………………………………..
Умники
Исправь ошибки
Жаркая летния пора. У белочке много дел. Она работает с утринней зари да поздней ночи. Тащит звирек про запас назиму вкусную зимленику шышки жолуди гребы.
…………………………………………………………………………………………………
Знатоки
а) Соедини стрелочками слова и подходящие к ним по смыслу определения из скобок.
волосы (волнистые, пенные) волны
нос (курносый, курчавый) волос
ресницы (пухлые, пушистые) губы
глаза (коричневые, карие) ботинки
…………………………………………………………………………………………………..
Умники
а) Соедини стрелочками слова и подходящие к ним по смыслу определения из скобок.
волосы (волнистые, пенные) волны
нос (курносый, курчавый) волос
ресницы (пухлые, пушистые) губы
глаза (коричневые, карие) ботинки
……………………………………………………………………………………………………
Знатоки
б) Составь с каждым из слов словосочетание ( им. прил. + им. сущ.)
актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
форма аукциона активизирует мысль детей, процесс повторения, систематизации знаний, проходит занимательно, интересно и динамично;
знания в области русского языка становятся личностно значимыми для ребенка.
Подготовительная работа:
Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на “Аукционе знаний”, рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи, частушки и т.д.
Классы делятся на 4 команды, в каждой команде выбирается капитан.
“Аукцион” проводится в 3 этапа:
Играют две команды, две другие являются болельщиками.
Команды меняются местами: те, кто играл, становятся болельщиками, а болельщики – игроками.
Играют команды-победительницы первых двух этапов.
“Предметы” - грамматические категории, выставленные на “Аукцион”.
Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Фонетический разбор слова.
Состав слова.
Решение правописных задач.
Знаки препинания в сложном предложении.
Осложнение структуры простого предложения.
Лексические загадки.
“Словарные” слова.
Любую из этих “вещей” из области русского языка команда-участница сможет “купить”, заплатив за неё знаниями по данной грамматической категории.
В диалоге на “торгах” в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.
Оборудование:
Атрибуты аукциона, демонстрационный и раздаточный материал, “Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова”.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – “Аукцион знаний по русскому языку”.
На продажу выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.
Н а нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).
Предварительный залог-задание.
Прежде чем мы начнем, каждая команда-участница должна внести “залог”, доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в “аукционе”.
- Начальная цена 2 балла (на табло выставляется цифра).
(За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за использование дополнительного материала – 4 балла).
- Торги начинаются!
(Идет диалог между командами. Ассистенты на табло показывают заработанные баллы).
Ответы закончились, ведущий трижды отстукивает молотком – окончание торгов за эту “вещь”.
Табло показывает окончательный счёт. Если счёт одинаковый, командам даётся дополнительное задание.
С болельщиками в это время проводится игра на смекалку и внимание.
С команды, проигравшей торги, взимается “комиссионный сбор” (номер художественной самодеятельности).
Примеры заданий.
1. Имя существительное.
Ведётся диалог между командами. Ребята рассказывают всё, что знают об имени существительном.
Например :
“Грамотеи”: Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы “кто ? что ?”.
“Умники”: Имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
“Знатоки”: Имена существительные бывают женского рода – тетрадь, мужского - конь и среднего – окно.
и т.д.
а) Сделать фонетический разбор слов : а) её; б) ещё.
б) Исправление орфографических ошибок. (текст на доске за ширмой).
Жаркая летния пора. У белочке много дел. Она работает с утринней зари да поздней ночи. Тащит звирек про запас назиму вкусную зимленику шышки жолуди гребы.
в) Замени выражения
Бежать без оглядки –
Зарубить на носу –
Воробью по колено –
Обвести вокруг пальца –
Яблоку негде упасть –
После дождичка в четверг-
Торг завершается!
Ведущий отстукивает молотком 3 раза и объявляет какая из команд «купила» эту «вещь». Ассистенты вносят следующую «вещь».
2. Имя прилагательное
Ведётся диалог между командами. Ребята рассказывают всё, что знают об имени прилагательном.
- Что называют имена прилагательные?
- Какая форма прилагательного называется начальной? ( Им.п., ед.ч.)
- Чем похожи и чем различаются качественные, относительные и притяжательные прилагательные? ( Все – изменяются по родам, числам и падежам)
а) Соедини стрелочками слова и подходящие к ним по смыслу определения из скобок.
волосы (волнистые, пенные) волны
нос (курносый, курчавый) волос
ресницы (пухлые, пушистые) губы
глаза (коричневые, карие) ботинки
б) Составь с каждым из слов словосочетание ( им. прил. + им. сущ.)
Шимпанзе, тюль, пальто.
Торг завершается!
Ведущий отстукивает молотком 3 раза и объявляет какая из команд «купила» эту «вещь». Ассистенты вносят следующую «вещь».
3. Глагол
Ведётся диалог между командами. Ребята рассказывают всё, что знают о глаголе.
- Какие значения имеют глаголы?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Ведущий отстукивает молотком 3 раза и объявляет какая из команд «купила» эту «вещь».
Подведение итогов “Аукциона”.
Все “вещи” проданы. Аукцион завершается.
- Я благодарю всех участников, гостей, болельщиков, ассистентов за чёткую и быструю работу на табло.
- А сейчас самое приятное – награждение команды-победительницы. Команда, выигравшая аукцион, смогла “купить” наибольшее количество “вещей”, т.е. показала отличные знания русского языка. Выйдите сюда, приветствуем ребят!
Каждому участнику команды вручается диплом участника “аукциона”, сертификат с количеством заработанных баллов (оценка). Коллективная фотография на память об удачном и полезном уроке.
Для болельщиков
Из каждого слова каждой строки возьми один слог ( подчеркни его), образуй и запиши новое слово.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Прежде, чем начать наш урок, давайте настроимся на продуктивную работу.
Посмотрите за окно, как нам тепло и приветливо улыбается весеннее апрельское солнце. Но оно не только улыбается, но еще и дарит нам свое тепло. Протяните ладошки и вы почувствуете его тепло.
- Почувствовали?
Давайте передадим частички нашего тепла и доброты друг другу.
Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте успехов на сегодняшнем уроке. Нам стало всем чуточку теплее. С таким теплым, радостным настроением начнем свой урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
Чтобы узнать о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы должны правильно выполнить следующее задание.
(Слайд)
- Из первого ряда букв нужно убрать звонкие согласные, а из второго уберите гласные, которые не обозначают мягкость согласных звуков.
1). З Й Ч В А С Б Г Т Д И Ж
2). О Р Э Е У Ы Ч А И
- Что получилось? (части речи)
Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог.
О частях речи будет идти разговор.
Пусть поделится мыслями каждый из вас,
И порадует нас своими ответами.
- Сегодня на уроке мы обобщим знания о самостоятельных и служебных частях речи, будем учиться определять и употреблять изученные части речи в предложении.
3. Минутка чистописания.
- Давайте запишем тему урока в чистописании.
Чч Аа Сс Тт Ии Рр Ее Чч Ии
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, какие виды частей речи бывают? (Слайд)
- Назовите служебные части речи.
- Назовите самостоятельные части речи.
- Запишите предложение.
По небу медленно плывут легкие и пушистые облака. (на доске и в тетрадях)
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
- Почему не подчеркнули «по» и «и»? (они не являются членами предложения)
- Давайте сравним самостоятельные и служебные части речи по диаграмме Венна.
(Слайд)
- Что у них общего? (часть речи)
- А чем отличаются? (самостоятельные – являются членами предложения, изменяются, кроме наречия, обозначают что-либо, к ним можно задать вопрос, а служебные - не являются членами предложения, не изменяются, служат для связи слов в предложении)
5. Работа по теме урока.
1). Слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы станем участниками аукциона.
- А что такое аукцион?
В толковом словаре Ожегова дается следующее толкование. (Слайд)
Аукцион – (лат.) публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложил более высокую цену.
- А как называется товар на аукционе? (Лот) (Слайд)
- Сегодня на аукционе удивительные товары, а получить вы их можете за свои знания. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Кто получит больше жетонов, то и станет обладателем товара и отметки «5».
2). Аукцион.
Начинаем наш аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награду получает.
А). Название первого лота вы узнаете, если ответите на вопрос:
- К какой части речи принадлежат окончания: -а, -я, -о, - е. (Имя существительное)
(Слайд) Лот № 1.Имя существительное.
Фронтальный опрос.
Не товар, а просто клад.
Разбирайте нарасхват.
- Что такое имя существительное?
- Какие бывают имена существительные?
- Какие существительные называются собственными? нарицательными?
одушевленными? неодушевленными?
- Как изменяются имена существительные?
- Как определить род существительного?
- Как определить число существительного?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Назовите падежи и вопросы к ним.
- В написании каких окончаний чаще всего ошибаются?
А сейчас поработаем над именами существительными.
1 задание.
Вставьте нужные окончания и определите падеж. (Слайд)
По площад… (и) – Д. п., в Сибир… (и) – П. п., по лестниц… (е) – Д. п., вдоль тропинк… (и) – Р. п., в долин…(е) – П. п., на горизонт…(е) – П. п. – (с комментирован.)
2 задание.
Распределите имена существительные по склонениям. Соедините стрелками. (Слайд)
У дороги, за цветком, у Сережи, нет дождя, о вороне, о ржи, об учителе, без братишки, по тетради, на ладони - (устно)
Подведение итогов по продаже 1 лота.
- У кого больше всего жетонов?
- Продано.
Б). Название следующего лота вы узнаете, отгадав загадку.
У существительных без нас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них подчас.
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить. (Имя прилагательное)
(Слайд) Лот № 2. Имя прилагательное.
Фронтальный опрос.
Покупайте, покупайте и жетоны набирайте.
- Что называется именем прилагательным?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить число, род, падеж имени прилагательного?
- Как проверить безударные окончания имен прилагательных?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывают в предложении?
А сейчас поработаем над именами прилагательными.
Задание 1.
Упражнение в подборе имен прилагательных к заданным именам существительным.
- Послушайте в начале сказку.
Однажды на лесной полянке собрались несколько существительных НЕБО, ДОЖДЬ, СКАЗКА, ПЕСНЯ. Стали они высказывать свои обиды на школьников, которые дают им в друзья одни и те же прилагательные.
НЕБО вздыхало:
- Я во всех сочинениях хмурое и безоблачное.
ДОЖДЬ чуть не плакал:
- А ко мне привязались слова мелкий, осенний.
- А я всегда только интересная – безнадежно вздыхала СКАЗКА.
ПЕСНЯ сказала:
- А я только звонкая.
- Может быть вы, ребята, поможете этим существительным обрести новых друзей среди имен прилагательных.
(Слайд)
НЕБО (какое?) ясное, голубое.
ДОЖДЬ (какой?) теплый, летний, сильный.
СКАЗКА (какая?) волшебная, поучительная.
ПЕСНЯ (какая?) веселая, тихая, шуточная. (задание выполняется устно)
Задание 2.
Редактирование текста. (Слайд)
- Сегодня перед уроком нам позвонили из издательства «Алматыкiтап» и попросили отредактировать текст и исправить в нем ошибки.
- Давайте поможем им.
«Лови ошибку» (самостоятельно)
- Определите у прилагательных число, род, падеж.
Наступила долгожданный весна. Из – за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы начали вить гнезда в саду и в соседняя лесу.
- Как изменилось наше стихотворение? (Прилагательные вносят яркость, выразительность. Речь становится красивой, образной, насыщенной)
Подведение итогов по продаже 2 лота.
- У кого больше всего жетонов?
- Продано.
В). – Узнайте название следующего лота.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто, что делает расскажет,
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … Глагол.
(Слайд) Лот № 3. Глагол.
Фронтальный опрос.
Ну что за товар?!
И тот хорош, и этот хорош,
Выбирай который хошь!
- Что такое глагол?
- Что вы можете сказать о глаголах неопределенной формы?
- Как отличить глаголы совершенного от несовершенного вида?
- Какие три времени имеет глагол? Как определить время глагола?
- Какую особенность глаголов прошедшего времени вы знаете?
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (спрягаются)
- Что такое спряжение глагола?
- Назовите личные окончания 1 и 2 спряжения.
- Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
- Назовите спряжение глагола.
А сейчас давайте поработаем над глаголом.
Задание 1.
Подбери фразеологизмы к глаголам.(Слайд)
Молоть языком – болтать, сидеть, сложа руки, бить баклуши – бездельничать, водить за нос, кривить душой – обманывать, зарубить на носу – запомнить, не вешать нос – не расстраиваться, витать в облаках - не слушать. (устно)
Задание 2.
Распределите глаголы в три столбика по временам.(Слайд)
(работа в паре)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Задание 3.
Определите спряжение глагола. (устно)
- С помощью сигнальных карточек покажите спряжение глагола.
- Какую особенность местоимений 3 лица вы можете назвать? (после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н)
- Как пишутся предлоги с местоимениями?
- Бывают ли у личных местоимений приставки?
А сейчас давайте поработаем с местоимениями.
Задание 1.
Исправьте ошибки в употреблении местоимений. (Слайд)
Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него. (устно)
Задание 2.
Поставьте местоимения в нужный падеж.(с комментированием) (Слайд)
Подарю (она)
посмотрю на (он)
отошёл от (он)
горжусь (она)
играю с (он)
увижусь с (она)
- Что нужно написать у местоимений, которые употреблены с предлогами?
Подведение итога по продаже 4 лота.
- У кого больше жетонов?
- Продано.
Д). У нас в продаже имеется еще один товар.
(Слайд) Лот № 5. Наречие.
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные?
Веселы и ярки!
Подходите, не зевайте!
И товары покупайте!
- Ребята, что вы знаете о наречии?
А сейчас давайте поработаем над этой частью речи.
Задание 1.
Подберите антонимы к наречиям. (Слайд)
Вправо, громко, много, горячо, светло.
Мало, холодно, влево, темно, тихо. (на доске и в тетрадях)