Урок проведен в 4 классе (окружающий мир) по теме "Жизнь леса". Урок сопровождается презентацией. Дети знакомятся с обитателями леса, жизнью жителей леса, узнают про этажи леса, составляют цепь питания, работают с содержанием учебника.Формируется представление о лесе как природном сообществе, знакомятся с разнообразием лесных обитателей, ролью грибов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообщистве; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.
Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.
Оборудование:
мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов;аудиозапись «Звуки леса»
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 2)
Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
И прочитаем строчки (хором)
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)
(Слайд 3 )
Что такое почва?
Что считают основным свойством почвы?
(Слайд 4)
- Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?
- Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов? - Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?
(Слайд 5- 6)
- Что необходимо делать для защиты почвы?
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Весной веселит,
летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)
Слайд 7
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
- Какая задача у нас сегодня на уроке?
-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?
IV. Открытие нового знания
-Что такое лес? (ответы детей) (Слайд 8-9)
(Слайд 10)
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
V. Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (музыка)
Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
(Слайд 11)
Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.
VI. Работа по новой теме
Слайд 12
Работа по учебнику с.166-167
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
Слайд 13
- Вспомните, что такое цепи питания.
Слайд 14
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Слайд 15-16
Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.
Итак,лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.
Слайд 17
Работа в группах
* назовите животных нашего края расскажите : *где они обитают * чем питаются *как защищаются от врагов *составьте 2-3 цепи питания
Слайд 18
Работа в тетради с. 77 в. 4
Слайд 19
Стояли мы на крепкой ножке, а теперь лежим в лукошке.
Слайд 20
Нужны ли лесу грибы?
Слайд 21
Работа по учебнику
Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Слайд 22
Значение грибов для леса
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Слайд 27
Польза леса
Слайд 28
VII. Итог урока
- Почему лес называют природным сообществом?
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом