Конспект урока можно использовать на уроках здоровья, во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях.Задачи данного урока: сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного приема пищи, в том числе употребления каши - здоровой пищи для всей семьи, соблюдения режима питания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок здоровья "Я выбираю кашу" »
Урок здоровья
«Я выбираю кашу»
Комолова Наталья Борисовна
МБОУ ООШ №6
г.Вичуга Ивановская область
Я выбираю кашу
Задачи:
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного приема пищи, в том числе употребления каши - здоровой пищи для всей семьи, соблюдения режима питания;
Закрепить знания о законах здорового, рационального питания, учить детей выбирать самые полезные продукты;
Учить методам и приемам, помогающим сохранить и укрепить здоровье;
Развивать познавательный интерес, самостоятельность, позитивное отношение к сохранению своего здоровья;
Воспитывать бережное отношение к здоровью как дару природы.
1.Приветствие.
У человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда есть возможность всем желать добра. Начнем наше занятие с того, что пожелаем друг другу здоровья.
Хором: «Будьте здоровы!»
2.Актуализация знаний.
- Что мы решили на наших уроках здоровья?
(На наших уроках здоровья мы решили, что выбирать нужно то, что полезно и необходимо для нашего здоровья и хорошего самочувствия)
-Как вы думаете: с чего начинается день? (зарядка, умывание, завтрак и т.д.)
- Очень важно, чтобы день начинался с завтрака. Ночной перерыв в приёме пищи самый длительный, поэтому, как только организм пробуждается, ему сразу требуется большое количество энергии.
- Расскажите: что вы любите есть на завтрак. (Масло, хлеб, сыр, творог, молоко, каша)
- Я заметила, что почти никто не упомянул о каше (мало, кто говорил о каше)
- Как вы считаете, какое блюдо наиболее подходящее для завтрака? (горячая каша)
- А почему каша? (она содержит необходимое количество питательных веществ, легко усваивается организмом)
-Что же мы с вами выберем для завтрака? ( «Мы выбираем кашу»)
Тема нашего урока «Я выбираю кашу»
3.Сегодня мы с вами говорим о каше.
Каша – исконно русское блюдо. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе, она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей.
Отсюда и русская пословица:
«Каша – мать наша»
-А как вы думаете, откуда пошло это слово «КАША»?
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли «кашей». А ещё у русских князей существовал странный обычай - в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили «С ним каши не сваришь». С тех пор это выражение дошло и до наших дней.
4.Загадки.
Продолжаем разговор о каше.
Сейчас я предлагаю загадки:
Зернышки белы, черны,
А сваришь вкусны (крупа)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест, похвалят (греча)
В поле метелкой.
В мешке жемчугом (пшеница)
Вот ещё загадки наши:
Что всегда поверх каши (масло)
Как во поле на кургане.
Стоит курица с серьгами (овес)
5.Какой путь проделала каша, прежде чем попасть на стол?
Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок, в котором собирается много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали из них зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.
-А что нужно зернышкам для прорастания?
Сейчас мы встанем и немного отдохнем.
6.Физкультминутка
Облако, облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя (руки вверх)
Маленькое зернышко,
Нами в землю брошено
(дети изображают сеятелей)
Маленькому зернышку
Без воды нельзя
(через стороны руки вверх)
7. А какие каши вы знаете?
Самые старшие: пшеничная
Перловая
Овсяная
8.Анкетирование.
Накануне нашего занятия мы провели анкету:
«Кто любит кашу и моя любимая каша»
Ребята – эксперты проанализировали все ответы и сейчас озвучат результаты:
Я люблю кашу – 17 человек
Не люблю кашу - 0 человек
Моя любимая каша:
Рисовая –7 человек
Гречневая – 2
Манная – 3
Пшенная – 2
Овсяная - 3
А давайте спросим у гостей: любят ли они кашу? (выбрать корреспондента)
-Кашу любят все: и взрослые и дети.
9.Исторические каши.
О многих кашах мы вспомнили.
- кто из вас слышал о Гурьевской каше?
Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав ее, граф был настолько удивлен и растроган, что велел позвать в столовую повара и когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр еще никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение. Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей Гурьевской.
Состав Гурьевской каши:
-манная крупа
-молоко
-грецкие орехи
-сахар
-сливочное масло
-яйцо
-соль
-А как мы называем такую кашу?(манная)
-Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (фельдмаршал, великий полководец).
60 сражений провел великий полководец и ни разу не потерпел поражения.
После одного из тяжелых сражений закончилось пропитание и старик командующий, а Суворову тогда исполнилось 70 лет, принял решение: отобрать у солдат собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивлении вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.
Состав суворовской каши:
-лук
-морковь
-пшено
-перловая крупа
-горох
-растительное масло
-вода
-соль
10.Игра «Знатоки»
Сегодня на нашем уроке собрались любители и знатоки каш. Сейчас я предлагаю посоревноваться. Разделимся на 2 команды. Ваша задача: выбрать кашу, назвать растение и крупу, из которой варится каша. ( По очереди выбирают кашу)
растение
зерно, крупа
каша
просо
пшено
пшенная
пшеница
манная крупа
пшеничная
манная
пшеничная
ячмень
перловая
перловая
овес
овсяная крупа
овсяные хлопья
овсяная
кукуруза
кукурузная
кукурузная
гречиха
гречка
гречневая
рис
рис
рисовая
В русском народном творчестве есть много пословиц и поговорок. Продолжите:
Щи да каша – пища наша
Сам кашу заварил, сам её и расхлебывай.
Когда каша в печи стоит,
Не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь – здоровым будешь
Без каши обед – не обед.
Молодцы.
11.Добавки для каши.
Любую кашу можно сделать вкусной. Слышали поговорку
«Кашу маслом не испортишь»
- что можно добавить в кашу, чтобы улучшить её вкус, изменить цвет, сделать внешний вид более привлекательным. (Изюм, орехи, ягоды, варенья, фрукты)
12. В гостях у сказки.
А сейчас я приглашаю всех в гости к сказке.
Достаю горшочек и ложку.
- Из какой сказки эти предметы («Горшочек каши»)
- Назовите автора (Братья Гримм)
- Хотите попросить у горшочка каши?
- А какой бы вы хотели каши?
- Какие слова нужно произнести?
Давай закроем глазки, представим сказку (взрослые тоже закрывают глаза)
- Говорим: Раз, два, три! Горшочек вари!
Как сильно ваше желание попасть в сказку.
Входят два поваренка.
И по будням утром в шесть
Начинайте кашу есть.
В восемь продолжайте,
Чаем запивайте.
В десять можно отдышаться,
Чтоб в двенадцать вновь приняться
Кашу с маслом уплетать.
В два часа пора опять.
Кашей подзаправиться,
Той, что больше нравиться.
А в четыре или в пять
Снова порцию принять
Чтоб желудок не страдал,
Соблюдайте интервал.
До семи часов терпите
И на кашу не глядите
В семь просите у бабули
Каши полную кастрюлю
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети,
Что вы каши мало ели
И растете еле – еле
На прощание, друзья,
Пожелать хочу вам я!
Каждый будь и ввысь
И вширь
Настоящий богатырь!
- Поблагодарим наших поварят, отведаем кашки их горшочка. (Детям раздаются горшочки с кашей)
Приятного аппетита!
- Какова кашка, оцените.
-Какую кашку сварил горшочек? (гречневую)
- Горшочек сварил самую полезную кашу. Ведь недаром в народе говорят «Гречневая каша – матушка наша»
13.Итог урока
- На этой вкусной ноте мы будем заканчивать наше занятие.
- Я прошу, продолжите мысль:
- Я понял (а), что …
- Я узнал (а), что …
Мне было интересно …
Теперь я буду …
-Какой полезный продукт нужно употреблять на завтрак? (мы выбираем кашу)