Урок внеклассного чтения по рассказам писателей-природоведов.Урок для 5 класса специальной коррекционной школы 8 вида. Дети читали рассказы на выбор, анализировали и пересказывали с помощью учителя. Урок проведен в форме урока-проекта. Цели урока достигнуты.
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, соответствуют уровню подготовленности класса.
Урок проводится в форме урока-проекта. Для решения своих задач учащиеся должны много читать. В ходе урока ребята работают в парах и индивидуально. Проведена работа над незнакомыми словами.
В ходе урока ребята много работают самостоятельно. Задания имеют разную степень сложности и подготовлены с учетом уровня подготовленности учащихся. Учителем использовались методы и приемы, которые соответствуют содержанию учебного материала:
живое слово учителя;
использование доски;
самостоятельная работа;
фронтальная работа;
работа в парах.
Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны. Учащимся очень понравилась форма и тема работы.
Конечная цель достигнута, учащиеся сделали свои выводы по уроку. Все запланированное на уроке было выполнено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок внеклассного чтения о животных в 5 классе »
Тема урока: внеклассное чтение по рассказам о животных.
Цели:1.подвести итоги самостоятельного чтения рассказов о животных;
Продолжить работу над развитием навыков беглого, осознанного выразительного чтения;
2.воспитывать интерес к процессу обучения, бережное отношение к природе и животному миру;
3. развивать у детей коммуникативную компетентность, умение работать в парах, пространственную ориентировку;
Корригировать недостатки развития навыков самостоятельной работы на уроке.
Тип урока: закрепления и обобщения знаний, урок-проект.
Проектные цели:
1.развитие умения строить монологическую речь;
2.умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
3.умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Ход урока:
1.Орг.момент. Мне приятно вас видеть.
Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами.
Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
На уроке будь старательным Будь спокойным и … (внимательным)
Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно)
Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать)
Будь прилежен на уроке, Не болтай : ты не … (сорока)
Если друг стал отвечать, Не спеши … (перебивать)
А помочь захочешь другу Подними спокойно … (руку)
Знай, закончился урок, Коль услышал ты … (звонок)
Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что все эти правила на уроке будем соблюдать.
Не забывайте про правильную осанку на уроке.
Дыхательная гимнастика:
-Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
-Ветерок. Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Зрительная гимнастика: «Весёлая неделька».
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так неделю продолжаем.
2.Актуализация знаний.
-Произведения на какую тему мы читали? (о животных)
И поэтому урок мы проведем под девизом: «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин, Г.Скребицкий и др. Рассказы и сказки этих писателей любимы нами именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
О.Дмитриева «Квартал перед сносом».
Здесь бродят псы, доверчивы и тощи. К прохожим льнут – не отогнать никак. Хозяева на новую жилплощадь С собой не взяли кошек и собак.
Продуты ветром черные бараки. Здесь по ночам, во тьму вперяя взгляд, Оставленные кошки и собаки Поодиночке в комнатах сидят.
Еще живет в углу знакомый запах, Еще надежды дух неистребим. И вздрагивают головы на лапах – В коротких снах приходят люди к ним…
-Я вам прочитаю небольшие отрывки из прочитанных рассказов, а вы попробуйте их узнать и назвать произведение:
1. «Посмотришь на это текучее море, посмотришь на облака ходячие, и кажется тебе, что и берега тоже куда-то идут-тоже ходят и двигаются, как всё кругом…» (рассказ «Епифан»)
2. «Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним - большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках…»(«Джек»)
3. «Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару…» («Заботливая мамаша»)
4. «Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть…» («Мухтар»)
5. «Проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам, нельзя ли где-нибудь поживиться…» («Лисичка-сестричка и серый волк»)
-Как писатели выражают свое отношение к природе, животным и воспитывают его у нас, читателей? (пишут книги)
-Да, они пишут книги, создают произведения. Давайте и мы с вами выразим свои чувства о прочитанном через создание проекта.
-А как вы думаете, что такое – проект? (план, замысел, дело)
-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.
- Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знания прочитанных рассказов о животных поможет вам в создании этой газеты.
- Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой. Пожмите руки друг другу, чтобы работа была плодотворной. Мише другое, более кропотливое задание:проект-представление.
3.Создание продукта проектной деятельности.
А) Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.
Но, прежде чем начнете работу, скажите: как нужно обращаться с клеем и выполнять работу? (т/б)
Варианты названия странички:
«Вдвоём куда веселее!» (бакенщик)
«Природа - наш дом. Будь хозяином в нём» (Пришвин)
Будем все вместе добрей!
Не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
«Битый небитого везет!»
«Вот и мы завели собаку»! (папа)
«А как он радовался нашему приезду!» (Мухтар)
«Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».(Е.Чарушин)
Итог: прочитайте свои заголовки вслух.
4.Физминутка.
5.Задание 2.
Во втором конверте у вас картинки с изображением главных действующих лиц рассказов, выберите и приклейте на свою страницу.
Выберите имя прилагательное, характеризующее его и приклейте рядом с картинкой (можно 2-3).
Прочитайте вслух понравившийся эпизод из своего рассказа.
Задание 3.
В конверте есть четверостишия «о братьях наших меньших», выберите одно и приклейте на свою страницу. Я предлагаю вам побыть художниками и украсить свою страницу.
6. Презентация продукта.
Представление (защита) работ по плану.
План:
1) Представить название работы.
2) Защита работ: пересказать содержание своего рассказа или отрывок.
4) Определить, где можно использовать готовый продукт.
3-я группа: Макаров М. пересказ сказки с помощью кукол из пальчикового театра.
-Что общего во всех этих произведениях?
-К чему нас призывает каждый из авторов?
А я хочу закончить стихотворение, с которого начала урок:
Настал сентябрь. В заброшенном квартале Над блеклою травой кружится сор. Вдруг резко тормоза заскрежетали. И мальчик с плачем бросился во двор.
И закричал у дома: «Борька! Борька!» Взъерошен, длинноног и длиннорук. По лестнице бежал и плакал горько, И снова принимался звать. И вдруг
Явился кот. Облезлый, драный, грязный. Сощурился на громкий зов, на свет, Почти привыкнув к жизни несуразной, Где дом – не дом, и человека нет.
И мальчик потащил его к машине, Не чуя ног, не чувствуя земли. И слезы счастья – самые большие На шерсть кота бесстрастного текли.
А из такси родители смотрели, Не говоря друг другу ничего. И их сердца внезапно подобрели, Постигнув сердце сына своего.
Они, наверно, чувствовали смутно, Что мир вещей, отнявший столько сил, Мир суетных забот, сиюминутных, Их души постепенно исказил.
Но только, если глупый мальчик плачет, Целуя в нос облезлого кота, То это все в конечном счете значит, Что в мире есть любовь и доброта!
У меня на столе последний конверт. В нем-известная фраза писателя А.Экзюпери о том, как мы должны относиться к прирученным животным и в целом –ко всему окружающему нас миру. Составьте её на доске.
«Мы в ответе за тех, кого приручили!» (С-Экзюпери).