ТЕМА: Урок внеклассного чтения Любимые сказки
Цель:
- дидактическая: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме;
- развивающая: развивать познавательную активность учащихся
-воспитательная: прививать любовь к чтению.
Тип урока: урок - путешествие.
Действия учителя
Действия учащихся
Волшебная поляна
Педагог. На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наша лаборатория и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о сказках.
Вы любите сказки?
- Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам. А чтобы это путешествие было более увлекательным и захватывающим вас ждет очень много заданий. Чтобы быстро и правильно их выполнить, мы сейчас разделимся на две группы.
^ В сказке может все случиться-
Наша сказка впереди.
Сказки в двери к нам стучится,
Скажем гостье: »Заходи»
- Дети, преодолевая разные препятствия, вы сегодня будете сказочниками, художниками, поэтами и сказочными героями и превратитесь в них с помощью моего волшебного зонтика. Вы готовы! Вперед!
Основная часть
Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, - будь по – моему,вели!
- Повелеваю стать вам сказочниками! (Срывает желтый лепесток зонтика)
- Сказки…- сколько в них поэтической прелести, художественного совершенства. Сказки будят воображение, фантазию, светлые и добрые чувства…
- Ребята, сейчас вы сможете:
• прочесть свои любимые сказки (3-4 человека)
•прочесть придуманные вами сказки (3 человека)
- Ребята, я надеюсь, что эти и другие сказки вы запомните надолго и полюбите их еще больше.
Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, - будь по – моему,вели!»
- Повелеваю вам стать художниками. (Срывает зеленый лепесток с зонтика)
- Я знаю, что все дети любят рисовать. Расскажите, что вы будете рисовать, какие сказочные герои вам близки.
(Ребята рисуют, звучит музыка)
- Дети, у вас все получилось. Искорка творчества у вас есть. Пусть со временем она станет огнем, чтобы потом пылать всю жизнь.
Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, - будь по – моему,вели!»
- Повелеваю вам стать рассказчиками. (Срывает синий лепесток с зонтика)
- Ребята, рядом со сказками живут пословицы и поговорки, загадки, были и небылицы – произведения устного народного творчества. Они передавались устно от одного поколения – к другому. Автор пословиц, поговорок, загадок – народ. Говорят, что пословица – всем делам помощница.
- Какие вы знаете пословицы?
-А теперь вы послушаете пословицы и объясните, какой смысл вложен в них.
•Худо тому, кто добра не делает никому.
• В ком добра нет, в том и правды мало.
- Пословица – краткое мудрое изречение. В пословице отразился народный ум, правда, опыт. Это – мудрые суждения о жизни и о людях. Будем учиться мудрости!
Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, - будь по – моему,вели!»
- Повелеваю вам стать историками. (Срывает коричневый лепесток с зонтика)
- Ребята, как появились сказки, былины, что вы знаете об этом? Каждая группа презентует свое выступление.
Группы. Определите, из каких сказок эти отрывки.
•Жили – были старик со старухой, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни - одинешеньки. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
• Вот старик и говорит: « Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!» ( Сивка – бурка)
- Ребята, вы только учитесь, но знания творят настоящие чудеса.
Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, - будь по – моему,вели!»
- Повелеваю вам стать поэтами. (Срывает голубой лепесток с зонтика)
- Какая величайшая сила заключена в слове! Сколько глубокой, добытой веками и тысячелетиями человеческой мудрости выражено в нем! Носителем и вечным хранителем слова является книга, названная источником жизни. Вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его идеалом. Какие же это произведения?
Дети читают отрывки из сказок.
Учитель вращает зонтик. Дети говорят хором: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, - будь по – моему,вели!»
- Повелеваю вам стать сказочными героями. (Срывает фиолетовый лепесток с зонтика)
Инсценировка сказок «Колосок», «Фантазеры». Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!
Итог урока
Рефлексия: «Дерево чувств».
Дети по классу развешивают цветы
Да.
Веселые, грусные, о животных, о птицах, волшебные.
Выбирают листочек, поделятся на группу животных и птиц.
Повторяют за учителем.
Работают в группах. Выбирают одну сказку и зачитывают.
Повторяют за учителем.
В группах рисуют любимого героя.
Повторяют за учителем.
В группах собирают пословицу и объясняют ее смысл.
Повторяют за учителем.
Настя и Даяна выходят к доске и зачитывают рефераты.
Говорят вместе с учителем
Повторяют за учителем.
Читают сказки, распределяют роли и ставят сценку.