Тема. Берегите лес.
Цели: 1) Создать условия для воспитания у детей бережного отношения к живой природе, содействовать ознакомлению с правилами поведения в лесу.
2) Развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний. Развивать ценностное отношение к окружающей природе через анализ ситуаций.
3) Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, внимательное отношение друг к другу через работу в парах.
Планируемые результаты
Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; внимательное и бережное отношение к природе родного края.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности в соответствии с поставленной целью; осуществлять контроль;
Познавательные: пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации;
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре
Предметные: выполнять правила поведения в природе
Ход урока
1. Организационный момент.
В школе прозвенел звонок,
Нам пора начать урок.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь. Тихонечко садитесь.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока
Здесь всегда полно чудес,
Здесь деревья до небес,
Птички весело поют.
Звери разные живут.
В чаще волка встретить можно-
Там гуляйте осторожно.
Куда ведёт нас интерес?
Совершим поход мы в…. (лес) (СЛАЙД1)
- Итак, тема нашего урока: «Берегите лес» (СЛАЙД)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы узнаем о значении леса в жизни человека, и о бережном отношении к лесным богатствам
- В конце урока мы должны будем ответить на вопрос: Почему нужно беречь лес? (СЛАЙД2)
- Кто из вас бывал в лесу? Расскажите, что вы там видели?
- Что же такое лес?
Дети отвечают, (Это место, где растут деревья, кусты, цветы, живут звери, птицы. Это-часть природы. Лес похож на парк, но там деревья сами выросли.)
- (СЛАЙД) Лес- это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, растут деревья, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.
3. Изучение нового материала.
- Лес с незапамятных времен служит людям. Много в нем всего интересного и полезного! Нужно только присмотреться, понаблюдать и лес откроет свои тайны.
Так для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен? Мы узнаем, если прочитаем текст в книге.
А ) работа с книгой
- Откройте книгу на странице 50, прочитаем текст
-О какой пользе леса говорится здесь?
б) работа со словарём.
- Как вы понимаете значение слова «благотворно» ?
- Найдём значение этого слова в словаре.
В) викторина
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, кто «живет» и что растёт в лесах нашей Ульяновской области?
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки).
С елью стройной мы родня –
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
( сосна).
Это дерево одно из самых свелолюбивых. Воздух в таком лесу очень чистый: вещества, которые выделяют деревья убивают микробы. Живёт оно 300-500 лет.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это..(белка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?. ( лиса).
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв - крючком, глаза - пятачком,
Ушастая голова….Это. ( сова).
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко… ( земляника).
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает… ( ландыш).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
Это дерево –долгожитель, т.к. может жить более 1000лет. Из веток этого дерева получаются хорошие банные веники
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила
А почему грустит,
Никому не говорит. (береза)
Это дерево- народный символ России. Русские умельцы из его древесины вырезают всевозможные игрушки, посуду, плетут корзины и лукошки. А на коре этого дерева когда – то даже писали.
- Молодцы. Конечно, мы назвали не всех животных и растения, которых есть в лесах нашей области
в) самостоятельная работа, разгадывание кроссворда.
Лес – это богатая кладовая, щедро отдающая свои дары.
- Какие, мы узнаем, разгадав кроссворд в тетради.
- Откройте тетради на странице 31. Разгадайте кроссворд «Дары леса»
Г) самопроверка.
-Какое слово вызвало затруднение?
-Попробуем разобраться вместе.
-Посмотрите на рисунок. Кто нарисован? Что у него в руках? (ружьё) Что ещё? (Шкуры)
-Правильное название «пушнина»
- Пушнина –шкуры пушных животных, идущие на мех. Запишите слово в кроссворд.
(Открыть весь кроссворд).
- А теперь самостоятельно проверьте остальные слова.
-Вот сколько всего полезного человек получает от леса!
ФИЗИНУТКА
Совушка, Сова
Большая голова
Летела, летела,
На пенёчек села,
Глазами морг- морг
Ножками топ- топ
Головой повертела-повертела
И дальше полетела
г) путешествие в лес.
- Ребята, хотите ли вы сейчас побывать в лесу? (да)
- Давайте мысленно перенесёмся в лес. Для этого закроем глаза, представим себе лес.
( Дети закрывают глаза и слушают «Звуки природы». В это время перед детьми открывается картина, где лес завален мусором, лежат обгоревшие деревья и т.д. (СЛАЙД)
-Ребята, теперь откройте глаза.
-Посмотрите на картину, такой ли вы лес представили? (Дети смотрят удивленно. Нет!)
- Вам нравится, как выглядит этот лес? (Нет!)
- Почему?
- Что же могло произойти с лесом? (был пожар)
У леса есть злейший враг - огонь. И все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течении нескольких часов. Лесной пожар страшен. Он не возникает сам по себе. Почти всегда виноват человек.
- От чего может возникнуть пожар в лесу?
(от непотушенного костра)
- Правильно. незатушенный костёр, небрежно брошенная горящая спичка или окурок сигареты – а в результате гибнут огромные лесные массивы. Пройдут многие годы, прежде, чем на пожарище вырастет новый лес. Погубить лес легко, а вот вырастить и сохранить очень трудно.
(СЛАЙД)
- Посмотрите на слайд. А что здесь случилось с лесом? (спилили)
- Для чего спилили деревья? (на дрова)
- Что ещё делают из древесины?
Из древесины производят спички и фанеру, бумагу и картон, посуду, мебель, лаки, краски Древесина идёт на строительство жилья.
Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны.
Поэтому человек постоянно заботится о лесе. Например, ведет посадку новых лесов.
Народная мудрость:
Срубил дерево – посади два.
-Расскажите, каким должен быть красивый лес? (Должны петь птицы, расти яркие цветы, бегать звери, летать красивые бабочки).
- Да, правильно. (СЛАЙД)
Д) работа в парах.
-Помните, ребята, что мы в лесу только гости. А в гостях нужно соблюдать определенные правила.
- Давайте составим правила поведения в лесу, чтобы наш лес всегда был красивым.
- У вас на столах лежат конверты, достаньте из них картинки, внимательно рассмотрите их. Сформулируйте правила поведения в лесу. Работаем в парах
е) проверка
(открываются слайды)
- Какое правило вы составили к этой картинке?
- Вот сколько получилось у нас правил. Всегда помните и соблюдайте их!
ж) работа в тетради
- А теперь откройте тетради на странице 30,
- Внимательно рассмотрите рисунки, раскрасьте те, на которых дети поступают правильно.
Сколько рисунков вы раскрасили? Какие?
- Молодцы.
з) экологический диктант.
- А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Проведём экологический диктант.
- На столе у каждого из вас лежит листок. Я буду называть вам действия, а вы раскрашивать кружочки. Если я буду говорить о хорошем поступке, закрасьте кружок зелёным цветом. Если о плохом – красным цветом.
- Слушаем внимательно.
- Если я приду в лесок и сорву ромашку?
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
- Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
- Если разведу костёр, а тушить не буду?
- Если сильно насорю и убрать забуду?
- Если мусор уберу, банку закопаю?
- Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Самопроверка.
- Проверяем.
- Посмотрите на слайд. Кружки должны быть раскрашены в таком же порядке, как на слайде.
- Если у вас допущена ошибка, зачеркните.
- Выставим отметки за работу.
-Если у вас 7-6 правильных ответов – ставим отметку 5, если 5-4 правильных ответа –ставим 4, если 3 правильных ответа – ставим 3
- У кого отметка 5? 4? 3?
-Молодцы!
Контрольный вопрос.
- Так почему же нужно беречь лес?
Итог урока. Рефлексия (СЛАЙД)
- Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.