Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Что такое части речи?"
Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Что такое части речи?"
Русский язык 2 класс ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»
Учитель: Луханина Ирина Александровна
Тема урока: Что такое части речи?
Цель: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Планируемые результаты:
1.Предметные :учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунках слова- названия предметов, слова-названия признаков, слова-названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
2. Метапредметные:
регулятивные:
*способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
*умение действовать по плану и планировать свою деятельность
*оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
*вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
*высказывать свое предложение
коммуникативные:
*уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
познавательные:
*уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
*развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
личностные:
*умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
*повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
*развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Оборудование: книги Т.Рик: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное»( М.: Самовар,1996), «Здравствуй, дядюшка Глагол» (М.: Вако,2012), иллюстрации, предметные картинки, слайды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Что такое части речи?" »
Русский язык 2 класс ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»
Учитель: Луханина Ирина Александровна
Тема урока: Что такое части речи?
Цель: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Планируемые результаты:
1.Предметные :учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунках слова- названия предметов, слова-названия признаков, слова-названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
2. Метапредметные:
регулятивные:
*способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
*умение действовать по плану и планировать свою деятельность
*оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
*вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
*высказывать свое предложение
коммуникативные:
*уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
познавательные:
*уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
*развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
личностные:
*умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
*повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
*развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Оборудование: книги Т.Рик: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное»( М.: Самовар,1996), «Здравствуй, дядюшка Глагол» (М.: Вако,2012), иллюстрации, предметные картинки, слайды .
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Доброе утро! Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
«Если порядок на столе – то порядок в голове».
Садитесь, пожалуйста!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
-Что помогает людям общаться друг с другом? (речь)
-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? ( У них разный язык)
- Как вы понимаете смысл пословицы : «Язык царствами ворочает», «Язык до Киева доведет».
-Назовите словарное слово в этих пословицах ( язык).
- Напишите слово «язык» в тетрадь и подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.
-Внимательно подумайте и скажите, сколько значений в этом слове? Назовите их.
III. Актуализация знаний.
-Посмотрите и скажите , по какому признаку распределены слова в три столбика?
( В первом столбике слова отвечают на вопрос что ?, во втором столбике – на вопрос какой? какая ? какое ?, в третьем столбике – на вопрос что делает? )
- Что обозначают слова первого, второго, третьего столбиков?
-Какую роль они играют в русском языке?
- Кто определит тему урока?
IV. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на странице 39. Посмотрите внимательно и скажите, какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)
- Назовите вопросы, на которые отвечают наши герои (кто?)
- Найдите слова- названия признаков, относящиеся к богатырю ( смелый).
- Найдите и прочитайте слова, относящиеся к змею Горынычу (грозный).
- Прочитайте слова, обозначающие действия, которые они выполняют (нападать, защищаться).
- На странице 40 учебника прочитайте название раздела и задачи раздела.
- А теперь давайте выполним упражнение № 68.
- Прочитайте правило тетушки Совы.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частямиречи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имясуществительное, имяприлагательное, глаголи др.
- Какие названия имеют части речи? ( читают хором и индивидуально).
- А сейчас мы отправимся в путешествие по стране Части Речи. У нас в гостях будут герои книг Татьяны Рик – Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница.
-Давайте посмотрим на схему:
ЧАСТИ РЕЧИ
какой ? какое? Что делает? что сделает?
кто? что? какая? какие? Что делают ? что делали?
- Посмотрите внимательно на схему и скажите, какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? ( слова –названия).
-Чтение учителем отрывка об Имени Существительном
- Какой волшебный предмет был у Имени Существительного?
- Во что он превращался с ее помощью? ( Он превращался в любые предметы).
-Посмотрите еще раз на схему и скажите, что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы они отвечают?
-Послушайте новый отрывок из книги «Доброе утро, Имя Прилагательное». (Много слов,
отвечающих на вопросы какая? какой ? какое? какие?).
-Какой волшебный предмет вы видите у этой части речи?
-Что происходило с предметами, которых касалась волшебная кисть? ( У них появлялись какие-то признаки).
-Давайте посмотрим вторую стрелку на схеме. Что обозначают имена прилагательные и на какие вопросы они отвечают?
- А теперь давайте с вами сходим в гости к дядюшке Глаголу.
-Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? ( Он все время что-то делает)
- Давайте посмотрим на таблицу и пройдем по третьей стрелке. Что обозначают глаголы и на какие вопросы они отвечают?
- Скажите, пожалуйста, с какими жителями страны Части речи вы познакомились?
V. Физминутка.
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну , ребята, дружно встанем-
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять!
Теперь спинки держим ровно-
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки,
Вспомним все, что изучали.
Без моей подсказки.
VI. Закрепление новых знаний.
1. Прочитайте слова и скажите, из какой сказки эти слова? Посмотрите на рисунок и вспомните начало сказки.
Старик, старуха, море, землянка;
рыба, пряжа, невод, трава, рыбка;
ветхая, синее, морская, золотая;
жили, ловил, пряла, закинул, пришел.
2. Работа над предложением.
- Прочитайте предложение и скажите, из каких частей речи оно состоит?
Льет сильный весенний дождь.
(что делает?) (какой?) (какой?) (что?)
3. Работа по группам.
-Из данных слов из сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке, составить предложения и назвать части речи ( работа по группам).
4. Выполнение упражнения № 72, страница 43 (списать одно из предложений, определить части речи и назвать их).
5. Проверка выполненного задания.
VII. Рефлексия.
1. Запись предложения под диктовку.
Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
- Над словами надписать, какую часть речи они обозначают.( Ученик читает записанное , объясняет орфограммы, называет части речи).
VIII. Подведение итогов урока.
- Давайте с вами вспомним , в какой стране мы с вами побывали?
-Чем вам понравился урок?
- Что интересного вы узнали?
-Чему научились?
-Что показалось на уроке трудным?
- За что вы бы себя похвалили?
IХ. Домашнее задание.
Выполнить упражнение № 71 на странице 42. Инструктаж выполнения задания.