Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"»
Урок русского языка по теме
"Понятие об имени прилагательном как части речи" (2-й класс)
Тема: Понятие об имени прилагательном как части речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с новой частью речи
формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний
формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос
Развивающие:
определить роль имени прилагательного в нашей речи
обогатить и расширить словарный запас учащихся
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: плакат «Ромашка», картинки с изображением лисы, арбуза, зайца; таблица «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ», муляж яблока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, я вижу кто уже готов к уроку, молодцы, спасибо! Садитесь. В начале урока я вам расскажу притчу. Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своихвизирей. “О мои подданные! — обратился к ним падишах, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее”. Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная двери с огромным замком. “Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем”, – сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и — о чудо! — она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».
– Я очень хочу, чтобы и вы сегодня на уроке поверили в собственные силы, и тогда у вас все получится. – Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать раздел русского языка «Морфология». (На доске вывешен плакат «Ромашка»).
Морфология – командир над всеми частями речи. Именно она собрала и объединила все слова в части речи.
– Посмотрите на «Ромашку» и скажите, какие части речи мы уже изучали на уроках русского языка? (Имя существительное, глагол) – Как будет называться та часть речи, с которой мы сегодня познакомимся, вы узнаете чуть позже.
– Распределите все слова в два столбика. В первый столбик глаголы, во второй – имена существительные. – Что обозначают слова первого столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Что обозначают слова второго столбика? – На какие вопросы они отвечают? – Почему не получилось выполнить задание: распределить все слова в два столбика? – Назовите оставшиеся слова. – К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов и запишите в тетрадь вместе с вопросом. – На какие вопросы отвечают эти слова? – Все эти слова, которые отвечают на вопросы: Какая? Какое? Какие? Какой?
Можно объединить в одну часть речи: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (запись закрыта. У ромашки открыть ещё один лепесток) – Так как же будет называться тема нашего урока? (Открыть название урока. Запись на доске). – В конце урока мы должны уметь отвечать на вопросы: (вопросы записаны на доске)
С какой частью речи познакомились?
Что она обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?
1) Прочитайте текст на доске
Под кустом притаился зверек. У него__________ уши. ___________ хвост. Тело покрыто ___________ шерстью. Есть _______ и _________ зубы, но обороняться он ими не может.
Слова для справок: пугливый, длинные, короткий, мягкой, острые, крепкие. (Слова для справок закрыты) – Кто догадался о ком идет речь? – Согласитесь, что сделать это трудно. – Почему? (Нет слов признаков, которые относятся к этому существительному). – Из слов для справок вставьте подходящие по смыслу слова. – Теперь догадались? (Заяц) – Перечисленных признаков достаточно, чтобы точно узнать предмет. – На какие вопросы отвечают вставленные слова? – Что обозначает? – Как называется эта часть речи? – На доске висит таблица «Имя прилагательное». Прочитайте правило. Приведите свои примеры. Записать текст в тетрадь, подчеркнуть имена прилагательные волнистой чертой.
2) Отгадайте загадку. (Текст написан на доске)
Круглый, круглый Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой. А разрежешь – посмотри Красный, красный он внутри.
(На доске картинка с изображением арбуза).
– Какие признаки помогли узнать, что это арбуз? – На какой признак указывает прилагательное «круглый» (форма), «сладкий» (вкус), «красный» (цвет).
Запись в тетради: Арбуз (какой?) круглый, сладкий, полосатый, красный.
– Назовите имена прилагательные. – Что они обозначают? – Почему необходимо знать признаки предметов и называть их?
Если вы услышите ИМЕНАСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.
– На столе лежат карточки. Разложите их на парте. Найдите среди них им. существительные. Найдите те признаки, которые относятся к белке, лисе. – Назовите признаки, которые относятся к белке? К лисе? – Какой частью речи выражены эти слова? Что обозначает?
6) – Давайте попробуем ответить на вопрос: роль имени прилагательного в нашей речи. – Закройте глаза. Представьте асфальтную серую дорогу. Однообразно и утомительно. А теперь летнюю, лесную поляну. Не открывая глаз, скажите, какие формы, размеры, цвета вы видите? – С помощью какой части речи вы смогли передать разнообразие? (Имена прилагательные делают нашу речь живописной, без них речь бедна и не выразительна).
7) Творческая работа (на доске картинка с изображением лисы).
На партах лежат карточки. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные (вставляем слова в карточку с заданием).
Зачитать несколько работ.
– А вот как описывает лису автор Л. Н. Толстой.
У лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тепленькая, хорошо лиса наряжена. Шерсть пушистая. На груди жилет, а на шее белый галстучек.
4. Итого урока
– Ответим на вопросы, которые читали вначале урока. – Что было для тебя полезным на уроке? – Где пригодятся эти знания?