Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" »
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Я, я. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Я
Цели: познакомиться с буквой Я, я; научить писать заглавную Я, упражнять в письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово!
А. Шибаев
– Что такого удивительного увидел в букве Я поэт?
– Давайте познакомимся с этой буквой на странице «Букваря» и научимся писать заглавную букву Яв прописи.
II. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику.Звуковой анализ слов «мяч», «пять», «дыня».
– Рассмотрите картинку в учебнике. Прочитайте слово «мяч», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. Назовите этот звук. Какой это звук, какой фишкой обозначается? Назовите его твёрдую пару.
– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (мьааач.)
– Назовите этот звук. Какой этот звук?
– Запомните правило: звук [а] после мягких согласных никогда не обозначается буквой А; после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я. (Несколько учеников повторяют правило.)
2. Заполнение таблицы.
– После твёрдого согласного надо писать букву А. Какую букву надо писать после мягкого согласного, если слышим звук [а]?
синяя
фишка
а
зеленая
фишка
я
3. Знакомство с буквой Я.
– Поставьте во вторую клетку схемы букву Я. Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Назовите этот звук.
– Обозначьте мягкий согласный звук [ч] фишкой зелёного цвета. Запомните, у этого звука нет твёрдой пары.
– Проведите самостоятельно звуковой анализ слов «пять» и «дыня». (Далее проводится самопроверка.)
– Обозначьте звук [а] после мягкого согласного буквой Я.
– Сравните количество звуков в словах «пять» и «дыня», «пять» и «мяч», «дыня» и «мяч».
– Назовите другие слова, обозначающие числа, в которых столько же звуков, сколько в слове «пять». (Два, три, семь.)
2. Работа в прописи. Образец заглавной буквы Я.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Я. Опишите направление движения руки при написании буквы Я. (Заглавную букву Я начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим до середины широкой вспомогательной линии; закругляем влево и пишем полуовал. Он как бы лежит на верхней линии рабочей строки.
Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Запишите эти элементы в воздухе; в прописи.
– В чём секрет написания письменных букв? (Они пишутся с наклоном.)
Мы c сорокой-белобокой дружно делаем уроки. Мы писали и считали, и от этого устали. Встанем по порядку, сделаем зарядку. Крылья расправляем, по комнате летаем. Приседаем столько раз, сколько пальчиков у нас. Головою повертели, снова за уроки сели.
4. Работа в прописи. Самостоятельное выполнение заданий.
Запись букв под диктовку (на свободных строках). Учитель называет слово, дети записывают изученные гласные буквы: Я, А, а.