Урок составлен по УМК "Школа России" (Русский язык 1 класс. Автор: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий). Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Личностные:
Проявлять познавательные мотивы, высказывать своё мнение о работе, подтверждая аргументами; уважать мнение других.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места).
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
- Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Объявление темы урока.
- Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме: «Слово», узнаем о переносе слов с одной строки на другую. Будем много писать.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик самый главный
Самый главный и большой
Этот палец для того, чтоб показывать его
Этот палец самый длинный и стоит он в середине
А мизинец хоть и мал очень ловок и удал
Этот палец безымянный избалованный он самый
Я тетрадочку открою уголочком положу
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
- Сядьте прямо, не сгибайтесь, за работу принимайтесь. Не забывайте, за нами следит доктор Айболит из уголка здоровья.
-По каким признакам эти буквы объединены в одну группу?
(С них не начинаются слова, нет заглавных букв, есть одинаковый элемент ь в написании этих букв ь)
- Напишите по образцу (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу).
Самоконтроль: поставить точки под буквами, которые нравятся.
4. Актуализация знаний.
- Сегодня вы будете в роли учителя Карандаша. Он задавал вопросы своим ученикам: коту, обезьянке, зайчику. Их ответы вы услышите. С чьим ответом вы согласны, того нарисуйте на строчке в тетради (На доске рисунки кота, обезьянки, зайца).
- Рисуйте так:
1-ый вопрос Карандаша:
- Сколько букв в русском алфавите?
Ответили так:
Кот: 30.
Обезьянка: 10.
Заяц: 33.
2-ой вопрос Карандаша:
- Как определить количество слогов в слове?
Кот: «Надо посчитать гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Обезьянка: «Надо посчитать согласные. Столько же будет и слогов».
Заяц: «Сколько букв, столько и слогов».
3-ой вопрос Карандаша:
- Какой слог в слове может быть ударным?
Кот: «Любой».
Обезьянка: «Только первый».
Заяц: «Только последний».
- Кто из учеников дал больше всего правильных ответов? (кот)
- Молодец, котик! Зайчик и обезьянка, не унывайте, все у вас получится!
2). Загадки о буквах, их запись
(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети. Буква “Р"
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.
Дети. Буква “Ж”.
С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.
Дети. Буква “Д"
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...
Дети. Букву “У”.
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.
Дети.Буква “А”.
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети.Буква “Б”.
Самостоятельное выполнение заданий с написанными буквами:
а) Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
в) Поставь точки под буквами, обозначающими звонкие согласные звуки.
г) Обведи в овал буквы, которые обозначают только твердый согласный звук.
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
(Все буквы написаны на карточках, дети собирают слово дружба).
Получилось слово «дружба»
С ней дорога не беда.
С ней любое испытание
Будет по плечу всегда.
-Составление звуковой модели слова дружба.
- Запись слова в тетрадь, диктуя его по слогам.
5. Работа с однокоренными словами.
- Прочитайте слова:
Друг дружба подружка дружить дружный
-Что можно сказать про эти слова? ( Они близки по значению).
- А по составу они разные.
- Запишем из одного слога, двух, трех слогов.
- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
6. Постановка проблемного вопроса.
Сообщение темы урока.
- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово).
- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий?
- Что бы вы предложили? (Варианты ответов детей).
- Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
7. Знакомство с новым материалом.
1) Работа на доске под руководством учителя
- Запишите предложение.
У розы шипы.
- Разделите каждое слово на слоги
(Ученики проводят карандашом вертикальные линии: У ро/зы ши/пы).
- Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую
(Учитель показывает на доске: У ро-зы ши-пы).
- Как надо переносить слова? (Предложения детей).
- Запомните правило:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, на строке оставлять или переносить нельзя!
2) Таблица «Правила переноса слов» (На доске).
- Рассмотрите таблицу и сформулируйте правила!
Дети предлагают свои варианты правил.
3)Первичное закрепление.
Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске и в тетрадях.