Виды работ: работа в группах, концептуальная таблица, опережающее задание, творческие задания, самостоятельная работа.
Оборудование: карточки для работы в группе, ватман для заполнения концептуальной таблицы, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, краски, маркеры;учебник Аймагамбетова «Познание мира» 2 класс.
Ход урока.
1.Стадия вызова.
а) Организационный момент. Приветствие.
- Сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему. Но сначала давайте представим, какими хорошенькими вы были малышами. Похожи ли на своих родителей дети, которые только родились?
СЛАЙД
У людей - ребенок;
у лисы - лисенок;
у кошки — котенок;
у утки — утенок;
у бабочки - ?;
у крокодила - ?
- Кем в детстве была лягушка? Дельфин? Змея?
СЛАЙД
- Так о ком пойдёт речь у нас сегодня на уроке кто догадался?
- Поставьте цель вашего обучения.
б) Деление на группы.
- Давайте сегодня на уроке побудем детёнышами животных.
(На доске вывешены картинки 4 видов, с изображением детёнышей животных: «змея», «лиса», «рыбка», «сова». Учащиеся выбирают одного животного и рассаживаются по группам.
2.Стадия осмысления.
а) Работа в группах с опорой на знания учащихся.
Класс разделен на группы. Каждая группа получает конверт с разрезными карточками, из которых должны сложить четыре цепочки развития животных.
Малек
Икра
Птица
Птенец
Лиса
Лисенок
Бабочка
Куколка
Личинка
Яйцо
Рыба
Яйцо
Икра - малек - рыба.
Яйцо - птенец - птица.
Яйцо - личинка - куколка - бабочка.
Лиса - лисёнок.
- Проверим наши цепочки. СЛАЙД.
- Встаньте та группа, у которой получилось именно так как на слайде. Молодцы!
б) Работа по учебнику.
- Когда появляются детеныши у животных?
- Как животные заботятся о потомстве?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
- Почему весной запрещено охотиться и ловить рыбу? СЛАЙД.
- Отвечают на вопрос, рефлексируют.
- Потому что все животные весной размножаются или имеют детёнышей.
Концептуальная таблица.
Во время чтения учебника и обсуждения заполняется таблица.
- Прочитайте текст на с.91-93. (первичное чтение).
- Сейчас мы будем работать по этому тексту группами.
Первая группа будет работать с отрывком, начинающимся со слов «Ты уже знаешь….до а скоро он сам начнёт есть траву» (показываю) и т.д. Вторая группа начинает со слов «весной просыпаются лягушки… до живут на суше»
Третья группа начинает со слов «в водоёмах мечут икру рыбы… и до…во взрослую рыбу»
Четвёртая группа начинает со слов «в конце марта… и до …плавать, прятаться»
- Подготовьте своё выступление по заранее мной составленной таблице, которая лежит у вас на парте.
СЛАЙД.
Проверка. (Учащиеся вывешивают то, что они вписали в таблицу из текста. Зачитываем что получилось. Появляется слайд с таблицей. Графы «насекомые» и «птицы» заполняем вместе, так как проходили эти темы).
Группы животных
Размножение
Развитие
Насекомые
Откладывают яйца
Яйцо - личинки - куколка - взрослое насекомое
Млекопитающие
Рождают детенышей
Детеныши - взрослое животное
Птицы
Откладывают яйца
Яйцо - птенец - взрослая птица
Земноводные
Откладывают икру
Икра - головастик - лягушка
Рыбы
Откладывают икру
Икра - малек - рыба
Пресмыкающиеся
Откладывают яйца
Яйцо - детеныш - взрослое животное
в) Опережающее задание (ученики получают задание и самостоятельно готовят выступления).
- В природе немало чудес. Сейчас ребята расскажут нам об удивительных животных.
ученик. Знаете ли вы это животное? (Показывает картинку утконоса.)
Это утконос. Величиной он с кролика, а впереди роговой выступ, похожий на утиный клюв. Когда впервые его чучело увидели ученые в Европе, то они подумали, что кто-то просто приделал утиный клюв к какому-то животному. А когда оказалось, что утконос откладывает яйца и высиживает их, удивлению не было конца. Так кто же он: птица или млекопитающее? Утконос - млекопитающее, потому что детеныш после вылупления питается молоком.
ученик. Это колюшка - небольшая рыбка, длиной 11-12 см. Удивительно то, что самец этой рыбки сам строит гнездо из водорослей. После того, как самка отложит икринки, самец сам сторожит их. Он гонит свежую воду в гнездо, потом несколько дней охраняет мальков.
Физминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
г) Работа в группах
- А сейчас поработаем творчески. У вас будет одна тема, а задание для каждой группы будет своё.
СЛАЙД.
Тема: Почему весной запрещено охотиться и ловить рыбу?
Работа с пластилином.- 1 группа
Аппликация из бумаги.- 2 группа
Рисунок красками.- 3 группа
Сочинение сказки/песни/рассказа. – 4 группа
Презентация работ.
д) Закрепление знаний.
Тестовое задание.
1.Кто рождает детенышей и выкармливает их молоком?
О чем вы могли бы рассказать своим родителям дома после нашего урока?
СЛАЙД.
- Кому было легко на уроке? (Сигнальные карточки – зелёный)
- У кого были затруднения? (Сигнальные карточки – красный)
- Как бы вы хотели провести ещё урок познания?
б) работа в группах
- Соберём напутствие, как сохранить нашу природу. (Учащимся розданы карточки, в которых они должны найти строку «напутствия». Они ищут, вырезают и приклеивают на ватман. В конце зачитываем что получилось.)