Труд 14.03 Тема: Общее сведения о национальных изделиях и ее особенностях Цель: дать сведения о ювелирном искусстве, как о виде художественной обработке различных материалов;углубление знаний детей о казахских национальных обычаях; . - привить интерес к казахскому народному творчеству и обычаям. воспитывать мотивацию к учению, аккуратность, стремление создавать своими руками красивые вещи. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Методы: практический, наглядный Оборудование: бисер, клей, кисти, цветная бумага, цветной картон, ножницы, карандаш, ластик. |
Мотивационный этап. 10 минут І. Круг радости. Дети стоят в кругу. Начиная от учителя, шёпотом передают друг другу добрые пожелания. Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. Давайте повторим главные правила сотрудничества. -Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна : 1. Осуществить свой проект. 2. Представить свой проект одноклассникам. 3. Дать название своей работе и обосновать его - Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно. II Проверка готовности учащихся к уроку – Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе? Кроссворд Толстая и очень твердая бумага. (картон) Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (клей) Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш) Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды. (салфетка) Длинная узкая ленточка из бумаги. (полоска) Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов. (зубочистка) – Прочтите ключевое слово: правила. – С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности) – Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем) Повторение правил безопасности при работе с клеем: Правила безопасности при работе с клеем Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза. Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой. После работы клей плотно закройте, уберите. Обязательно вымойте руки и кисточку. – Говорят, душа народа в его традициях. Ребята, как вы это понимаете? (Ответы детей) – Традиции народа – это невидимая нить, соединяющая прошлое с будущим. Несмотря на любые трудности судьбы, казахский народ сумел сохранить и передать потомкам самое главное богатство – свои национальные традиции и обычаи. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Новом годе. Какой Новый год весной, спросите вы. Но, именно в ночь с 21 на 22 марта - в день весеннего равноденствия казахи встречали Новый год. "Наурыз" в переводе с казахского - "новый день". Празднование Нового года у казахов отмечено своеобразными чертами. Так казахи называли Наурыз также "Улыс кyні" ("Первый день Нового года"), "Улыстын улы кyні" ("Великий день народа"). До наступления праздника люди приводили в порядок свои дома, расплачивались с долгами, поссорившиеся - мирились. А в этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными явствами. Для угощения соседей готовилась похлебка - "Наурыз-коже"
III. Показ макета изготовления Наурыз коже и рассказ о его приготовлении. (сообщения детей)
| Дети вспоминают правила работы в группах . |
Операционный этап. 30 мин Дид. Игра «Что лишнее» (по национальным блюдам) А мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный дастархан. Для этого, из предложенных карточек с названиями различных блюд, нужно выбрать названия казахских национальных блюд. ("Палау", "Драники", "Шубат", "Квас", "Борщ", "Самса", "Баурсаки", Чак-чак", "Курт", "Кумыс", "Наурыз-коже", "Иримшик", "Куырдак", "Манты", бешбармак). Практическа работа - Прочитайте фразу («Ребята рисуют розу»). А теперь, если вы прочитаете последнее слово наоборот, то узнаете, что сегодня будете делать. (Учащиеся читают: «Узор») Понятие об орнаменте. - Вы уже выполняли работу с узорами. Попробуйте сказать, что это такое? –Художник нарисовал узор. А теперь он повторил этот узор несколько раз. Может быть, вы знаете, как называется такой узор, который повторяется? Это орнамент. Какое красивое слово, да? - Так что такое же такое орнамент, ребята? Какие бывают орнаменты? Чем природный орнамент отличается от геометрического? Сегодня я приглашаю посетить юрты, в которых мы увидим много интересных вещей, узнаем все о казахском национальном орнаменте, и сделаем творческую работу. Предки казахов когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище - юрта. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой - тепло.
- Давайте заглянем в одну из них. Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти - украшена орнаментом. -Что такое орнамент? -Орнамент-это узор, который повторяется. -Для чего служит орнамент? -Для украшения. -Назовите предметы, украшенные орнаментом.
- Женская одежда, головные уборы, обувь- украшались вышивкой и орнаментами, узорной тесьмой, мехом лисы, песца, драгоценными камнями. Мужская одежда- камзолы, халаты, шаровары, калпак, - тоже были расшиты красивым орнаментом золотыми и серебрянными нитками. Ювелирные украшения- браслеты- блезік, серьги и кольца, накосные подвески- шолпы, височные подвески украшались не только орнаментами, но и драгоценными камнями. Музыкальные инструменты: домбра, кобыз. Казахские мастера старались сделать любую вещь яркой, нарядной и самобытной.
Просмотр видеофрагмента "Орнамент в изделиях" Физминутка Но прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем. Правила при выполнении орнамента. 1. Орнамент должен соответствовать форме изделия. 2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы. 3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично. Учащиеся обводят шаблоны и раскрашивают орнамент цветными карандашами.
| Дети выбирают названия блюд и приклеивают на постер (Дети повторяют определение)
Природные, геометрические В природном орнаменте изображаются элементы природы: растительность, животный мир, а в геометрическом – геометрические фигуры. (Ковры, алаша, паласы, баскуры, сундуки, шкафы для посуды, посуда, сумки, музыкальные инструменты). |