2.Актуализация ранее изученного. Цель: повторить пройденный материал. | Организует деятельность учащихся (вопросы, задания). Организует проверку индивидуальных заданий у доски, за компьютером по тесту. Организует работу с картой ЕАО. | Отвечают полным ответом на вопрос учителя (подземные богатства, полезные ископаемые). А) 1 ученик работает у доски «Соотнести условные знаки полезных ископаемых с названием» (оценивает свою работу после проверки). Б) 1 ученик работает за компьютером по тесту «Наши подземные богатства» (оценивает свою работу после окончания теста). В) фронтальная работа с классом игра «Угадай полезное ископаемое» (отвечают на вопросы). Показывают на карте ЕАО полезные ископаемые (Октябрьский район – графит, марганец, залежи золота, песчано-гравийные смеси, минеральные источники; Облученский район – железо, каменный и бурый уголь, брусит, магнезит, фосфорит, мрамор, минеральные источники, олово, залежи золота; Ленинский район – торф, редкие металлы; Биробиджанский район – торф, бурый уголь, мрамор, глина, песок; Смидовический район – строительные материалы: глина, песок). | - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Что мы называем подземными богатствами? Дает задания для учащихся. А) Соотнеси полезное ископаемое с названием. Б) Работа за компьютером по тесту «Наши подземные богатства». В) Фронтальная работа с классом. Сейчас мы проверим, кто из ребят изучил эту тему лучше остальных, и поиграем в игру «Угадай полезное ископаемое». Я буду называть признаки полезного ископаемого, а вы угадайте о каком полезном ископаемом идёт речь. 1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота (торф). 2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен (железная руда). 3. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч (каменный уголь). 4. Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды (гранит). 5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков живых организмов (известняк). 6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут (нефть). 7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла (песок). 8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле (глина). - Проверим выполнение индивидуальных заданий у доски, за компьютером по тесту. - Покажите на карте, какие полезные ископаемые добываются в Еврейской автономной области (более 20 видов). | Усвоение темы «Наши подземные богатства». | Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимся. |
3. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Создает проблемную ситуацию. Организует работу со словарем, со значением слов: земля, почва, гумус, подбор фразеологизмов со словом земля. Организует зрительную, восстановительную физминутку. | Читают текст и отгадывают слово (земля). Затрудняются. Находят в словаре определение: Земля - 1) Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. 3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты с песком и глиной. Ставят цель урока. 1.Узнать из чего состоит почва? 2.Узнать какие бывают почвы? 3.Почему землю называют кормилицей? 4.Как охранять почву? В классе имеются разноцветные круги, позволяющие настроится на работу, укрепить зрение. Смотрят на круги. | Сообщение темы и целей урока. - В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, прочитав текст. – Что в храме природы можно назвать святыней? – О какой святыне идёт речь в тексте? Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. Тоненький росток превращается в прекрасный цветок. Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод (земля). Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. - Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. - А вы, можете дать определение понятию земля? - Откройте Толковый словарь, найдите, что означает слово земля. - Назовите фразеологизмы со словом земля? (Как сквозь землю провалился. На краю земли. За тридевять земель. Съесть пуд земли. Достать из под земли. Земля слухами полнится.) - Что такое почва? - Ребята, а что вы знаете о земле, о почве? - Ребята у земли, почвы есть еще название. Дополнительная информация: ГУМУС (от лат. humus —земля, почва), перегной, мноокрашенное органических вещество почвы, образующееся в результате биохимического разложения растительных и животныхостатков, устойчивое к микробному разложению и накапливающееся в верхнем почвенном горизонте. От количества гумуса зависит плодородие почвы. - Что хотите узнать на уроке? Поставьте цель урока. Перед сложной работой клуба «Открытие» отдохнем, настроимся на работу. | Умение работать со словарем, поиск информации. Узнают многозначность слова земля: - земля-планета, - земля – суша, - земля – страна, - земля – почва - исторические знания (о доблести солдат). | Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование цели, формулирование проблемы. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4. Изучение нового. Цель: получение знаний в практической деятельности. | Организует практическую работу. Показывает эталон: кластер «Свойства почвы». Организует взаимооценку. Задает проблемный вопрос по выявлению главного свойства почвы. Организует просмотр видеосюжета. Организует работу по учебнику стр.160-162. Дополнительная информация: Науку о почвах – почвоведение - создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. Если имеются затруднения по вопросу, нацеливает сравнить карту природных зон в учебнике на стр. 73 и виды почв на стр.161. Организует работу по рабочей тетради. Разъяснение, обсуждение д/з. | Работают в группах, проводят опыты, составляют кластер «Свойства почвы». Цель практической работы: узнать из чего состоит почва. Воздух. Вода. Песок, глина. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. На стекле остался белый налёт. Это минеральные соли. Взаимооценка. Главное свойство почвы – плодородие. Если почва содержит воздух, воду, песок, глину, перегной, соли, значит, это позволит растениям дышать, получать воду, минеральные соли, питательные вещества для богатого урожая. Узнали свойства почв. Читают задание в учебнике. - Рассмотрите изображения образцов почв. Сравните их между собой. - Как вы думаете, какие из этих почв плодородные? Почему? Рассматривают изображения почв, сравнивают, делают выводы. Вывод: Самая плодородная почва это чернозем. Почву изучают ученые-почвоведы. Ответ: Еврейская автономная область находится на Дальнем Востоке в зоне смешанных лесов, значит у нас подзолистые почвы. Мы узнали виды почв. Высказывания учащихся (например, Землю, т.е. почву называют кормилицей, потому что она дает богатый урожай зерна, овощей, фруктов, которые необходимы для жизни людей). Находят информацию в учебнике на стр.162. Записывают данные в РТ стр.75 № 3. Важно охранять и сохранять почву! Нужно защищать землю. Записывают д/з в дневник. | Заседание клуба «Открытие» продолжается. - Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу «Свойства почвы» выполняя опыты и составить кластер. - Как вы думаете, какова цель данной работы? Опыт № 1. В стакан с водой опустите комочек почвы. Что появилось? Значит, в почве есть….. Опыт № 2. Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы и сильно сожмите. Стряхните почву. Что обнаружили на салфетке? Значит, в почве есть ….. Опыт № 3. Посмотрите, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны….. Значит в почве есть…… Далее опыты проводит учитель, а учащиеся записывают свойства. Опыт № 4. Нагреем немного почвы. Что чувствуется? (неприятный запах). Значит, в почве есть…… Опыт № 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется. Что осталось на стекле? Значит, в почве есть….. - Проверим правильность выполнения практической работы «Свойства почвы» по эталону. - Оцените работу групп. - Ребята, как вы думаете, какое главное свойство почвы? - Ребята, как вы думаете, на чем эти свойства отразятся? Просмотр части видеосюжета: https://www.youtube.com/ http://www.youtube.com - Какую цель мы с вами узнали? Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв. - Как вы думаете, какие виды почв есть? - Прочитайте задание. - Ребята, а как вы думаете, кто изучает почвы? - Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашей области? - Какую цель мы с вами узнали? - Вы можете ответить на следующую цель: Почему землю называют кормилицей? - Ребята, найдите в учебнике и зачитайте: - За сколько лет образуется один сантиметр почвы в природе? - За сколько лет образуется двадцать сантиметров почвы в природе? - Запишите данные в рабочую тетрадь на стр.75 № 3. - Какой вывод вы можете сделать по этим данным? - Д/З. РТ стр.74-75 № 1,4. - Кто желает выполнить индивидуальное задание: 1) Из атласа-определителя подготовить сообщение «Растения и животные леса». 2)Подготовиться рассказать о том, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай. 3) Написать эссе по теме «Что произойдёт, если вдруг не станет почвы?». 4) Ответить на вопрос: Почему знаменитый русский учёный-почвовед В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота? | Узнают свойства почвы, типы почв. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
6. Рефлексия. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Организует подведение итога урока, саморефлексии учащихся. Выставляет оценки за урок. | Отвечают на поставленные вопросы. | - Сегодня на уроке было интересно... - Для меня было открытием... - Какие свойства и типы почв вы узнали на уроке? - Свой новый опыт я смогу использовать… ВЫВОД: Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. | Умение подводить итог. Называть свойства и типы почв. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |