kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Знакомство с разделом.  Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Сравнение литературной и народной сказок.  Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».»

09.12.2021

Конспект открытого урока по литературному чтению

Урок №

Тема урока: Знакомство с разделом.  Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки.

Цель урока:

- познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

- познакомить с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка;

- продолжить формировать и совершенствовать технику чтения, четкую дикцию, обогащать словарный запас;

- продолжить работу над использованием аудио и видеозаписи, которая мобилизует эмоциональную память и вызывает интерес;

- воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать благоприятную атмосферу сотрудничества в классе.

Задачи урока: учить плавному, правильному чтению, развивать речь, логическое мышление, выразительному чтению; воспитывать бережное отношение к слову; формировать нравственные ценности.


Планируемые результаты

Ученики учатся:

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать свою точку зрения, опираясь на текст произведения;

- формулировать несложные выводы, основываясь на содержание текста; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

- выделять главную мысль художественного произведения;

- аргументировать высказывание.

УУД

познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- формирование умения выявлять сущность, особенности персонажей;

- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

- формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

- формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.


регулятивные:

- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


коммуникативные:

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формирование умения работать в парах;


личностные:

- готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

- формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.


Оборудование: компьютер, учебник, карточки, доклады учащихся, видеозапись сказки.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели.

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все дружно посмотрим.

«Сели ровненько, красиво!»

Посмотрю-ка я на вас!

Ах, какой хороший класс!

Я желаю вам удачи!

За работу – в добрый час!

  1. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

- Сейчас мы с вами проведем речевую разминку, а поможет нам в этом скороговорка.

- Скороговорку надо читать правильно без ошибок, по инструкции учителя.

- Послушайте внимательно, как я ее прочитаю.

(У зайки Бубы заболели зубы.)

- Прочитайте ее глазами

- Прочитайте её способом «птичий базар» тихо

- Прочитайте её способом «птичий базар» громко

- Найдите и прочитайте глагол (заболели)

- Почему это гл.? (это действие, отвечает на вопрос что сделали?)

- Прочитайте скороговорку, выделяя голосом глагол

- Кто хочет прочитать её быстро и правильно?

3.   Формулирование темы и задач урока.

Цель: учить формулировать тему и задачи урока

Знакомство с разделом.

- Сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела.

- А какого, отгадайте!

- Прочитайте слово с право на лево. ( икзакС)

- Что у вас получилось? (Сказки)

- А какие 2 вида сказок вы знаете? (авторские и литературные - народные)

Вывод: сказки бывают 2-х видов - это авторские и народные. И сегодня мы познакомимся с литературной сказкой.

Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Сейчас мы познакомимся с биографией Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Слушайте внимательно, я потом задам вам вопросы.

Биография: Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. Он очень любил, когда

домой приходили фабричные мастеровые. Его родители были очень

добрыми и отзывчивыми людьми. Поэтому дома всегда было много

народу, которые рассказывали много сказок и увлекательных

историй. Родители научили его любить книгу. Он очень любил

читать Пушкина, Гоголя. И в 6 лет он вел дневник. Прошли годы.

У него появилась семья. Вскоре жена его умерла. И он стал один

воспитывать больную дочь. Для нее он писал рассказы и сказки.

Героями сказок были звери, птицы, куклы, насекомые, рыбы и т.д.

И поэтому он создал сборник, который назывался: «Алёнушкины

Сказки».

Ребята, что есть в любой сказке? Вступление, основная часть, заключение

Как называется вступление? Зачин

Какие зачины вы помните? «В некотором царстве…», «Жили-были…»

Ребята, а у некоторых сказок кроме зачина есть еще и присказка. Что такое присказка? Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием, короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. Присказка как бы настраивает читателя или слушателя на особый лад, готовит его к погружению в мир невероятных событий. Обычно присказка бывает к одной сказке. А мы сегодня с вами познакомимся с присказкой, которая относится к целому сборнику сказок, с присказкой к «Алёнушкиным сказкам».

Прочитаем присказку на стр.182 вслух, по цепочке.

-Как вы думаете, как надо читать присказку?

- Отгадайте о какой сказке идет речь?

- Я, Мышка – норушка!

- Я, Лягушка – квакушка!

- Я, Зайчик – побегайчик!

Теремок

- Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

А от тебя, заяц, и подавно уйду!

Колобок.

- Иду – иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, с печи!

Лиса и заяц.

- Что общего у этих произведений?

- Какой персонаж есть во всех этих сказках?

- Каким мы видим зайца в сказках определите по картинкам.

Работа в группах: на столах картинки из сказок, опишите характер зайца.

- А кого боится заяц?

Давайте вспомним урок окружающего мира.

- Дайте характеристику зайцу? / Животное, млекопитающееся, травоядное/

- Дайте характеристику волку? / Животное, млекопитающееся, хищник/

-Как связаны в природе заяц и волк?

/Они связаны цепью питания/

- Составьте цепь питания.

Дерево                           Заяц                         Волк

- -Как зайцу удаётся выжить в природе? /От врагов он спасается бегством./

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/

 Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Маминого-Сибиряка, а как она называется скажите мне позже сами.

- На парте у вас лежит карточки, на них написаны слова, соберите из них название сказки, с которой вы сегодня познакомитесь, работаем в парах - Какое название сказки у вас получилось? (Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.)

- У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки».

- Можно ли по названию сказки определить главного героя? (да)

- Кто он? (заяц)

- Какие обычно бывают зайцы? (трусливые)

- А может ли заяц стать храбрым? (да, если это сказка)

- Нам предстоит сегодня узнать, каким же был заяц в этой сказке?

- Может быть, это какой-то необычный заяц, действительно сказочный.

Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

/Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка/

И будем учиться оценивать поступки героев.

- Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

Гимнастика для глаз.

4.  Первичное чтение сказки

Цель: создать целостное восприятие текста

Но в этой сказке встретятся трудные слова и словосочетания для чтения и для понимания.

На доске:

душа в пятки

задал стрекача

язык примерз

гонится по пятам

замертво свалился

не смел дохнуть

Работа в группах

На карточке эти же выражения

- Соедините данные выражения с их пояснением справа:

душа в пятки                                                        не мог говорить от страха

задал стрекача                                                 догонял        

язык примерз                                                       упал от усталости

гонится по пятам                                                задержал дыхание

замертво свалился                                             очень быстро бежал

не смел дохнуть                                                 сильно испугался


- Как называются эти выражения?

Чтение сказки учителем, а далее хорошо читающими учащимися.

-А после прочтения ответите мне на вопрос: Почему над зайцем все смеялись?

Просмотр окончания сказки в видеозаписи (мультфильм)

Физкульминутка.

5. Повторное чтение с углубленным анализом.

Цель: совершенствовать навык чтения

а)- А теперь переходим к чтению сказки. Читать эту сказку будем вслух-по цепочке, следите.

б)  Беседа после чтения  по содержанию текста.

- Каким изображён заяц в начале сказки?  (маленьким, трусливым) Найдите ответ на этот вопрос.   Прочитайте.  (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)

-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?  (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).

-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки.  (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).

- Что они говорили?  (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)

- Прочитайте, как хвастался заяц.

(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

- Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…

- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.

-Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

- Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

Что такое хвастовство?  (высказывания детей)

- Что обозначает слово хвастать?

- Как вы относитесь к хвастовству?

-Объясните свою точку зрения.

Итог: хвастовство не есть хорошее качество

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)

- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

(Язык у хвастуна точно примёрз.)

- Прочитайте, как заяц убегал от волка?

(Задал такого стрекача.  Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).

-Какие чувства он испытывал?  К чему был готов? (Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти)

- Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?

- Найдите пятый абзац на стр. 186, прочитайте про себя сказку до конца. Подготовьтесь к чтению по ролям. Определите сколько действующих лиц в этом эпизоде

- Сколько лиц участвуют в этом эпизоде? /Чтение по ролям 3 чел: автор, зайцы, Храбрый Заяц/

- Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

- Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.) Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

- Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

/Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый/

Экспресс- диагностика.

Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.

- Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.

- У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым.  Какой все таки заяц, мы поговорим  на следующем уроке и сделаем выводы.

6. Итог урока.

С каким произведением мы познакомились?

-Кто автор этого произведения?

- Какое впечатление вызвала сказка?

- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- В чём мудрость этой сказки?

7. Рефлексия.

- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

* Меня рассмешило то, что…

* Мне понравилось то, что…

*Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…

Оценки за урок

-  А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.

Красный цвет – работал хорошо, желтый – поработал не в полную силу, синий – работал плохо.

8. Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Составить план.

  2. Пересказать отрывок сказки.

  3. Выразительно читать отрывок сказки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филатова Анна Николаевна

Дата: 09.03.2022

Номер свидетельства: 601886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства