Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Тема урока: Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».»
09.12.2021
Конспект открытого урока по литературному чтению
Урок №
Тема урока: Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки.
Цель урока:
- познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;
- продолжить работу над использованием аудио и видеозаписи, которая мобилизует эмоциональную память и вызывает интерес;
- воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать благоприятную атмосферу сотрудничества в классе.
Задачи урока: учить плавному, правильному чтению,развивать речь, логическое мышление, выразительному чтению; воспитывать бережное отношение к слову; формировать нравственные ценности.
Планируемые результаты
Ученики учатся:
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать свою точку зрения, опираясь на текст произведения;
- формулировать несложные выводы, основываясь на содержание текста; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- выделять главную мысль художественного произведения;
- аргументировать высказывание.
УУД
познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- формирование умения выявлять сущность, особенности персонажей;
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
- формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.
регулятивные:
- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формирование умения работать в парах;
личностные:
- готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
- Сейчас мы с вами проведем речевую разминку, а поможет нам в этом скороговорка.
- Скороговорку надо читать правильно без ошибок, по инструкции учителя.
- Послушайте внимательно, как я ее прочитаю.
(У зайки Бубы заболели зубы.)
- Прочитайте ее глазами
- Прочитайте её способом «птичий базар» тихо
- Прочитайте её способом «птичий базар» громко
- Найдите и прочитайте глагол (заболели)
- Почему это гл.? (это действие, отвечает на вопрос что сделали?)
- Прочитайте скороговорку, выделяя голосом глагол
- Кто хочет прочитать её быстро и правильно?
3. Формулирование темы и задач урока.
Цель: учить формулировать тему и задачи урока
Знакомство с разделом.
- Сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела.
- А какого, отгадайте!
- Прочитайте слово с право на лево. ( икзакС)
- Что у вас получилось? (Сказки)
- А какие 2 вида сказок вы знаете? (авторские и литературные - народные)
Вывод: сказки бывают 2-х видов - это авторские и народные. И сегодня мы познакомимся с литературной сказкой.
Знакомство с биографией и творчеством писателя.
Сейчас мы познакомимся с биографией Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Слушайте внимательно, я потом задам вам вопросы.
Биография: Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. Он очень любил, когда
домой приходили фабричные мастеровые. Его родители были очень
добрыми и отзывчивыми людьми. Поэтому дома всегда было много
народу, которые рассказывали много сказок и увлекательных
историй. Родители научили его любить книгу. Он очень любил
читать Пушкина, Гоголя. И в 6 лет он вел дневник. Прошли годы.
У него появилась семья. Вскоре жена его умерла. И он стал один
воспитывать больную дочь. Для нее он писал рассказы и сказки.
Героями сказок были звери, птицы, куклы, насекомые, рыбы и т.д.
И поэтому он создал сборник, который назывался: «Алёнушкины
Сказки».
Ребята, что есть в любой сказке? Вступление, основная часть, заключение
Как называется вступление? Зачин
Какие зачины вы помните? «В некотором царстве…», «Жили-были…»
Ребята, а у некоторых сказок кроме зачина есть еще и присказка. Что такое присказка? Вступление к сказке, обычно не связанное с ее содержанием, короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. Присказка как бы настраивает читателя или слушателя на особый лад, готовит его к погружению в мир невероятных событий. Обычно присказка бывает к одной сказке. А мы сегодня с вами познакомимся с присказкой, которая относится к целому сборнику сказок, с присказкой к «Алёнушкиным сказкам».
Прочитаем присказку на стр.182 вслух, по цепочке.
-Как вы думаете, как надо читать присказку?
- Отгадайте о какой сказке идет речь?
- Я, Мышка – норушка!
- Я, Лягушка – квакушка!
- Я, Зайчик – побегайчик!
Теремок
- Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
А от тебя, заяц, и подавно уйду!
Колобок.
- Иду – иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Ступай, лиса, с печи!
Лиса и заяц.
- Что общего у этих произведений?
- Какой персонаж есть во всех этих сказках?
- Каким мы видим зайца в сказках определите по картинкам.
Работа в группах: на столах картинки из сказок, опишите характер зайца.
- -Как зайцу удаётся выжить в природе? /От врагов он спасается бегством./
- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Маминого-Сибиряка, а как она называется скажите мне позже сами.
- На парте у вас лежит карточки, на них написаны слова, соберите из них название сказки, с которой вы сегодня познакомитесь, работаем в парах - Какое название сказки у вас получилось? (Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.)
- У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки».
- Можно ли по названию сказки определить главного героя? (да)
- Кто он? (заяц)
- Какие обычно бывают зайцы? (трусливые)
- А может ли заяц стать храбрым? (да, если это сказка)
- Нам предстоит сегодня узнать, каким же был заяц в этой сказке?
- Может быть, это какой-то необычный заяц, действительно сказочный.
Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.
/Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка/
И будем учиться оценивать поступки героев.
- Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.
Гимнастика для глаз.
4. Первичное чтение сказки
Цель: создать целостное восприятие текста
Но в этой сказке встретятся трудные слова и словосочетания для чтения и для понимания.
На доске:
душа в пятки
задал стрекача
язык примерз
гонится по пятам
замертво свалился
не смел дохнуть
Работа в группах
На карточке эти же выражения
- Соедините данные выражения с их пояснением справа:
душа в пятки не мог говорить от страха
задал стрекача догонял
язык примерз упал от усталости
гонится по пятам задержал дыхание
замертво свалился очень быстро бежал
не смел дохнуть сильно испугался
- Как называются эти выражения?
Чтение сказки учителем, а далее хорошо читающими учащимися.
-А после прочтения ответите мне на вопрос: Почему над зайцем все смеялись?
Просмотр окончания сказки в видеозаписи (мультфильм)
Физкульминутка.
5. Повторное чтение с углубленным анализом.
Цель: совершенствовать навык чтения
а)- А теперь переходим к чтению сказки. Читать эту сказку будем вслух-по цепочке, следите.
б) Беседа после чтения по содержанию текста.
- Каким изображён заяц в начале сказки? (маленьким, трусливым) Найдите ответ на этот вопрос. Прочитайте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)
-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).
-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).
- Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)
- Прочитайте, как хвастался заяц.
(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
- Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…
- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.
-Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?
- Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?
(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).
Что такое хвастовство? (высказывания детей)
- Что обозначает слово хвастать?
- Как вы относитесь к хвастовству?
-Объясните свою точку зрения.
Итог: хвастовство не есть хорошее качество
- Почему волк решил съесть именно этого зайца?
(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
(Язык у хвастуна точно примёрз.)
- Прочитайте, как заяц убегал от волка?
(Задал такого стрекача. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
-Какие чувства он испытывал? К чему был готов? (Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти)
- Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?
- Найдите пятый абзац на стр. 186, прочитайте про себя сказку до конца. Подготовьтесь к чтению по ролям. Определите сколько действующих лиц в этом эпизоде
- Сколько лиц участвуют в этом эпизоде? /Чтение по ролям 3 чел: автор, зайцы, Храбрый Заяц/
- Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?
(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)
- Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?
(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.) Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.
- Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?
/Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый/
Экспресс- диагностика.
Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.
- Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.
- У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Какой все таки заяц, мы поговорим на следующем уроке и сделаем выводы.
6. Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились?
-Кто автор этого произведения?
- Какое впечатление вызвала сказка?
- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)
- В чём мудрость этой сказки?
7. Рефлексия.
- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:
* Меня рассмешило то, что…
* Мне понравилось то, что…
*Меня взволновало то, что…
*Меня обрадовало то, что…
Оценки за урок
- А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.
Красный цвет – работал хорошо, желтый – поработал не в полную силу, синий – работал плохо.