Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона
Калаева Светлана Сосланбековна
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Открытие новых знаний
Тема: Составление предложений по схемам.
Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.
Оборудование:
Компьютер.
Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева
Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 2 класс
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
«Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)
I. Актуализация знаний.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.
После дождя засветило … (солнце).
На небе появилась … (радуга).
Какая хорошая … (погода)!
Вопросы и задания:
– Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)
– Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)
2. Словарная работа.
– Подчеркните словарное слово в последнем предложении.
Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.
3. Проверка домашнего задания.
– Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)
– Как называются такие предложения? (Это пословицы.)
– Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)
П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?
Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.
П. – Какие ещё пословицы вы нашли?
– Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа.)
– Запишите его и подчеркните опасное место.
II.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
На доске изображены схемы:
.
– Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)
– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)
– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)
– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)
– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)
– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам».)
– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Повторить схемы слов, предложений.
Учиться составлять предложения по схемам.
Учиться правильно записывать предложение.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие умений – применение нового знания.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Работа по учебнику.
Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)
- Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.
Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)
- Самостоятельно составьте по схемам предложения.
Вопросы после выполнения задания.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
– Сослан, что нужно было сделать?
– Удалось ли тебе составить предложение?
– Ты составил интересные предложения?
– Составил всё сам или с помощью товарища?
– Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.
Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)
- Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.
Текст на доске:
Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк.
2. Слуховой диктант.
Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.
Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему учились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока. Рефлексия.
– Прочитайте пункты плана урока.
Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
- Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам.
Теперь я умею … составлять предложение из слов.
V. Домашнее задание.
Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.
Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.