Урок: Познание мира
Тема урока: «Овощи и фрукты»
Цели:
- систематизировать и расширять знания учащихся об овощах и фруктах;
- развивать мыслительные способности детей: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- воспитывать уважение к труду людей в любое время года.
Оборудование: индивидуальные рабочие листы, интерактивная доска, плакаты, «Чудо дерево», муляжи фруктов и овощей.
- Вход в урок
Здравствуй, солнце золотое !
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуйте мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
- Какое сейчас время года?
Слайд 1 Осень
- После какого времени года наступает осень?
Игра «Хорошо-плохо».
- Что хорошего вы знаете об осени?
(Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть как меняют свою одежду деревья и кусты. Услышать как шуршат листья, увидеть, как птицы готовят запасы на зиму).
- А плохо можно сказать об осени?
(Солнце светит всё меньше и меньше. Часто льют холодные дожди, прохладно. На улице много луж и грязи. Долго не погуляешь).
- А теперь назовите слова, которые мы часто используем в разговоре про осень.
(листопад, дождливая погода, пасмурно, слякоть).
- Повторение слайд № 2
2 минуты
- Игра «Зажги фонарики» (Рабочий лист, 1 задание)
- Я читаю предложение, если вы согласны со мной, то зажгите зелёный фонарик
- Не согласны – красный фонарик
- Готовы
1. Пусты поля, мокнет земля
Дождь поливает. Это бывает осенью?
2. Холодную погоду обозначают знаком -
3. Роща в золото одета Так бывает только летом!
4. Осенью дни становятся длиннее, а ночи короче
5. Температура воздуха измеряют термометром
6. Осенью солнце поднимается не очень высоко и греет слабее, чем летом
7. Дети в ушанках. Осенью с горки несутся на санках !
8. Сентябрь, октябрь, ноябрь – это зимние месяцы
- Проверим. Слайд № 3
- Поднимите руки у кого так же как и на доске.
- Физминутка «Осень» Слайд № 4
III. Подготовительная работа (3 мин.)
- Сядьте удобно и послушайте сказку (учитель читает сказку «Овощи и фрукты», по мере названия овощей и фруктов они появляются на слайдах)
Слайд № 4 помидор
Слайд № 5 огурец
Слайд № 6 лук
Слайд № 7 горох
Слайд № 8 груша
Слайд № 9 вишня
Слайд № 10 слива
Слайд № 11 яблоко
- Давайте поможем Грушке – хохотушке и её товарищам разобраться, кто из них фрукты, а кто овощи и где им велела жить королева.
2. Работа над темой урока.
- Как назвать одним словом всё что слева?
(овощи) слайд № 12
- Как назвать одним словом всё, что справа ? (фрукты) слайд № 13
Слайд № 14 (2 корзины с овощами и фруктами)
- Мы будем говорить о растениях, которые человек употребляет в пищу.
3. Составление кластера
- Ребята, а, чем отличаются фрукты от овощей? (овощи в огороде
(слайд № 15), а фрукты в саду (слайд № 16).
- На чём растут?
На грядке
Слайд № 17
В саду
Рисунок 1
Слайд № 18
- Какие по вкусу?
Не сладкие
Слайд № 19
Морковь
сладкие
Слайд № 20
Лимон
- Какие по цвету? (апельсин - оранжевый, огурец- зелёный и т.д. )
РАЗНЫЕ
Слайд № 21
- Кто выращивает овощи и фрукты?
Ухаживает? (Человек). Значит и овощи и фрукты – культурные растения.
КУЛЬТУРНЫЕе
Слайд № 22
- На рабочем листе, как в сказке овощи и фрукты перемешались.
I вариант – закрасит овощи
II вариант - фрукты
Слайд № 23
- Проверим
I вариант – вы разукрашивали овощи. Какие? Слайд № 24
II вариант – разукрашивали фрукты? Назовите их. Слайд № 25
Физминутка (психогимнастика) Слайд на физминутке
- Отдохнём. Представьте, что вы овощи на грядке. Изобразите толстый серьёзный помидор, Печальный лук, Весёлую морковку.
- Теперь вы фрукты. Спелое веселое яблоко на дереве. Висит, покачивается.
Длинный строгий банан.
(1 ученик входит к доске, показывает, остальные повторяю)
ПОЛЕЗНЫЕ
Слайд № 26
4. Витаминный стол
- У кого есть огород или дача?
- Легко ли вашей семье выращивать овощи?
- Не просто вырастить хороший урожай!
Вы помогаете своим родителям? Как?
- Я то же собрала урожай фруктов и овощей. Приглашаю вас к «Витаминному столу» (3 корзинки с овощами и фруктами)
Слайд № 27 (Доктор)
Они вкусные, в них содержатся витамины, минералы и др. полезные вещества)
С
- Посмотрите у меня в корзинке лук и лимон вместе. Как вы думаете почему? А вот и бирочка
(В луке, лимоне, апельсине есть витамин С)
А
- Он нужен, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать после болезни.
II кор. В моркови, капусте и помидорах есть витамин
В
(Помогает хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы)
III кор. В яблоках, свекле и зелени салата есть витамин
А
(Это витамин настроения, помогает сохранить хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам)
- Что будет если употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином
(можно простыть, будет плохой аппетит, плохое настроение).
- Какой вывод можно сделать? (Надо есть все овощи и фрукты, т.к. в них разные витамины и др.полезные вещества).
IV. Закрепление слайд № 28 (кластер)
- – Мы повторили какие овощи и фрукты бывают по вкусу, цвету, где растут.
- Догадайтесь о каком овоще или фрукте идет речь. (Сказать это овощ или фрукт?).
Яблоко – может быть жёлтого, красного, зелёного цвета, круглое, твердое, сладкое, сочное, хрустящее, растет в саду, можно сделать компот, варенье, сок и т.д.
Капуста – это зеленого цвета, круглое, твердое, хрустящее, не сладкое и не кислое, немножко горьковатое, растет на грядке в огороде, можно приготовить борщ, салат, начинку для пирога.
Морковь – оранжевая, длинная, твердая, сладкая, сочная, хрустящая, растет на грядке в огороде, можно приготовить борщ, салат, сок и т.д.
- – Посмотрите, какое чудо-дерево выросло у нас. – Почему чудо-дерево?
(С дерева убрать огурец, свеклу, морковь, помидор, капусту, тыкву).
(Огурец – это овощ, он растет в огороде на грядке).
- А это что такое выросло? (ананас)
Слайд № 29 Ананас
Кокс
Киви
Памела
Авокадо
- Это экзотические фрукты «Заморские диковины». Они растут только в жарких странах.
- Где у нас в городе вы видели как растет лимон, банан?
Слайд № 29 (оранжерея)
- Вы хорошо работали, отвечали, рисовали. Пора нам посмотреть, что лежит в этой коробке. Получите по яблоку.
Слайд № 30
«Предпочти конфеткам, фрукты, очень важные продукты».
Раздаю яблоки.