Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. На уроке присутствовали различные формы работы. Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. В начале урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению детей в урок, повышению интереса к уроку. Для того чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса, было прочитано стихотворение. Цели урока определялись совместно с детьми. Материал урока был разнообразным, и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников по этой теме. Структура урока соответствовала типу и целям урока.
Учитель на уроке повторил прошедшую тему и познакомились с новой темой. Этому способствовали задания, предлагаемые учителем использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель на уроке использовал дополнительный материал о животных и птицах, что увеличило методическую ценность урока.
Учащиеся на уроке выполняли разнообразные задания: работали с «Дневником наблюдения» Учащиеся на уроке показали, что умеют работать с текстом.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. Учитель использует на уроке следующие приемы:, анализ, сопоставление; методы обучения: беседа, рассказ, практические методы, элементы проблемного обучения.
Учитель на уроке использовал ИКТ: было применение презентации. Слайды, выполненные учителем несли различную смысловую нагрузку: организационный, мотивационный, проблемный, закрепляющий, контролирующий. ИКТ на данном уроке необходимо в качестве дополнительного средства, который помогает учителю закрепить материал. Использование ИКТ направлено на то, что материал, представленный в презентации с одной стороны вносит в урок элемент новизны, игры, у детей повышается интерес к уроку и растет мотивация; а с другой стороны идет воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое закрепление материала.
Учащиеся на уроке были активными, работоспособность была хорошей. Психологическая атмосфера на уроке положительная. Учитель соблюдает валеологический подход (делает замечания по поводу осанки, проводилась физминутка). Урок целей достиг. Урок также ценен своей воспитательной составляющей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира "Водоемы" »
"Водоемы"
Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
2. Сообщение темы и плана урока.
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова паровозик, корень из слова подъём, окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось?(Вод-о-ём-ы.)
– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:
– Что растёт и кто живёт в водоёме?
– Можно ли назвать водоём сообществом?
– Что произойдёт, если в жизнь водоёма вмешается человек?
3. Проверка домашнего задания
Какие животные обитают в смешанном лесу?
Как обитатели леса приспособились к условиям жизни?
Какие связи существуют между обитателями леса?
Как охраняют леса?
Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?
4. Изучение нового материала.
– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)
– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)
– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро).
Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река).
Работа с дневником наблюдения.
– И так, представьте, что вы находитесь на берегу водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).
– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения -рогоз, камыш, тростник, осока.
– Очень часто путают растения рогози камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.
– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.
– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями
Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”.
– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.
– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?
( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)
5. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Ра з – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.
Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.
С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.
– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.
– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.
– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.
– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.
– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.
– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.
– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.
Как и на суше, так и в воде жизнь организмов взаимосвязана. Например, если уничтожить прибрежные деревья, кустарники, камыши земля оголится. Испарение воды начинает идти быстрее. Водоемы мелеют, некоторые совсем высыхают. В результате гибнут его обитатели.
В связи с этим некоторые обитатели водоемов на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу РК. На них запрещена охота. Места их обитания взяты под защиту.
Чтобы сохранить этих животных необходимо охранять водоемы.
– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?
– сосредоточение запаса воды;
– рыбная ловля и охота;
– источник энергии;
– место для отдыха и занятий спортом;
– источник эстетического наслаждения.
6. Закрепление
Работа по книге. Прочитать и ответить на вопросы:
– Является ли пресный водоём - сообществом?
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).
– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.
– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?
(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)
– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушилось?
(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).
7. Итоги урока
Выставление оценок.
8. Домашнее задание
1 УРОВЕНЬ
Назови животных лесов и тугаев.
2 УРОВЕНЬ
Какие бывают леса? Приведи примеры.
3 УРОВЕНЬ
Почему животный мир лесов так разнообразен?
4 УРОВЕНЬ
Составь рассказ по плану:
-Значение леса для жизни человека.
-Какие животные живут в лесу (на примере своего края)
-Какие растения растут в лесу, лесополосе (на примере своего края)