kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по познанию мира по теме «растения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- дать представление о целительных свойствах зеленых растений, учить  правилам сбора, сушки и хранения лекарственных трав;

 - продолжить работу по формированию у учащихся бережного       отношения и любви к  родной природе, экологической культуры;

 - развивать познавательный интерес, эмоционально-волевую сферу,

     внимание, память.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира по теме «растения» »

Урок по познанию мира по теме «растения»


Тема: Это полезно. Лекарственные растения нашего края.

Задачи урока:

- дать представление о целительных свойствах зеленых растений, учить правилам сбора, сушки и хранения лекарственных трав;

- продолжить работу по формированию у учащихся бережного отношения и любви к родной природе, экологической культуры;

- развивать познавательный интерес, эмоционально-волевую сферу,

внимание, память.


Ход урока:

  1. Фаза вызова интереса. Актуализация опорных знаний.


(Выступления детей в масках)

Я сегодня услыхала 
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой
Разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней,
Кто от всех спасёт болезней,
 «Я черники много лучше», - 
земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем,
Улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю,
И желудку помогаю,
Мой лекарственный настой
От простуд рецепт простой.
Я давление снижаю,
Биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю,
Коже молодость продлю!»
Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я 
На сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко
В крови сахар у людей 
Обладаю я уменьем
Лечить горло у детей 
При гастрите и колите
Мой настой поможет всем
При ожогах, стоматите,
Всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце
Не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе
Искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали,
Только стеблями качали:
Говорили, что они 
И полезны, и нужны.
И багульник, и душица,
Клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец,
И фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей
Лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны,
Вы -  лекарства для людей,
Помогаете от болезней,
Только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь:
Ждёт вас каждая семья!»


  1. Целевая установка.

Учитель: - Вы, наверное, догадались, что наш урок посвящен лекарственным растениям нашего края. Мы будем говорить о чудесных свойствах трав и растений, которые называют лекарственными.

Щедра земля наша. Произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, поля и степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах разбросаны дикорастущие растения. И среди них есть травы, цветы, которые по-особому дорогие людям. И не только потому, что радуют неповторимой красотой, но и помогают лечить разные хвори и болезни.

Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

  1. Введение в тему урока.

Учитель: - Если посмотреть на природу взглядом врача, то можно сказать:

«Мы живем в мире лекарств!»

Немного истории.

Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам лекарственные растения используются с древних времен. Наши предки лечились травами. Общее количество лекарственных растений насчитывается более 12-и тысяч видов...

Археологические исследования обнаруживают всё новые данные об использовании растений для лечения человека. Одним из родоначальников современной научной медицины является крупнейший мыслитель, врач Древней Греции, Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.). В сочинении о лекарственных растениях он описал 236 лекарственных растений, которые применялись тогда в медицине. Гиппократ происходил из семьи, в которой медицинская профессия по обычаю того времени передавалась от отца к сыну.

Опыт применения лекарственных растений накапливался веками и привел к созданию народной медицины.

Справочный материал для учителя

На Руси первое государственное медицинское учреждение –Аптекарская изба –было открыто в 1581 году , при царе Иване Грозном. Во времена царствования Бориса Годунова Аптекарскую избу переименовали в Аптекарский приказ. Он находился в Кремле. Каждый сезон составлялся список растений , которые нужно было заготовлять . Так, например, предписывалось собирать зверобой, сушить и тереть в муку, «а оной присылать в Москву по пуду на всякий год». При Петре І создаются «аптекарские огороды», то есть лекарственные растения начинают выращивать на плантациях. Большой «аптекарский огород» был создан в 1714 году в Санкт-Петербурге (ботанический сад)

  1. Работа по теме урока. Знакомство с растениями.

Учитель: Отгадайте загадку:

Конечно, я не так вкусна …увы…

Могу неосторожного обжечь.

Но можно из моей колючей головы

Отличный суп сварить иль пирожок испечь.

Во мне есть много витаминов

Для всех людей необходимых.

Известно, что в народной медицине

Меня используют доныне.


- Скажите, какую траву и слепой знает?  (крапива).

Жигалка,злюка , жалюга, ожига, жгучка, огонь крапива – это все имена, которыми, награждали крапиву на Руси.

В старину крапива занимала не последнее место в жизни людей, это подтверждает обилие пословиц, поговорок, загадок и обрядов, связанных с этим растением.

С ним водится, что в крапиву садиться.

Не садись под чужой забор, а хоть в крапиву, да в свой.

Хоть и не огонь, а жжется.

Сама холодная, а людей жжет.

Стоит зелена, дотронешься – ошпаришься, а свинья съест – не подавиться.

Ученик:

     КРАПИВА (Чингиз)

У русского народа крапива пользовалась известностью как магическое растение.

Старики утверждали, что русалки, ведьмы, лешие и другая нечисть всего более боится крапивы и осины. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. раскладывали ее на окнах, порогах домов и в хлевах, чтобы защитить их от нечистой силы.

Путешественникам рекомендовалось брать с собой в путь стебли крапивы, так как она защищала от молнии и придавала мужества.

Долгое время крапива использовалась в качестве волокна для выработки тканей.

В старину изделия из крапивы занимали не последнее место у славянских народов. Из крапивной пряжи вязали носки, которые носили при ревматизме и радикулите.

Крапиве как магическому и прядильному растению посвящена одна из самых поэтических сказок Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди». По словам доброй волшебницы, принцесса Эльза могла только одним способом спасти своих братьев – диких лебедей: сплести для них кольчуги из стеблей крапивы. Благодаря волшебной силе крапивы и силе своей любви Эльза спасла братьев.

На Руси крапива широко использовалась как пищевое растение. Издавна у крестьян почитались крапивные щи, недаром существует народная поговорка «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится». Поэтому крапиву сушили, засаливали, заготавливали впрок на зиму. Из ее листьев готовят супы, салаты, пюре.

«Одна крапива заменяет семерых врачей»,- говорит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее при различных кровотечениях. Настой из цветков применяют как мочегонное и как средство против хронических заболеваний кожи, употребляют как ранозаживляющее, препятствующее нагноению средство наружного на язвы, раны. При застарелом кашле рекомендуют корни крапивы, сваренные в сахарном сиропе. Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. Крапива останавливает кровотечение, кровотечения из носа, кашель с кровью. Повышает тонус кровеносных сосудов. Улучшает основной обмен веществ и имеет хороший эффект при сахарном диабете, желтухе, болезнях печени и желчного пузыря, Стимулирует дыхание при астме.
Отвар крапивы улучшает работу сердечной мышцы, ускоряет свертываемость крови.

Учитель: Крапива поистине вездесуща. Она растет везде и всюду, часто мешая развиваться нашим огородным культурам. Давайте попутешествуем по огородам и отгадаем, каким же растениям докучает крапива. 

Крапивные вопросы

1. Эта овощная культура – иностранка на наших полях, прибывшая из-за океана, правда, очень даже к нам прижившаяся. Привез ее в Европу в середине 16 века Христофор Колумб. Первое время ее выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках. Французская королева украшала свое платье цветами этой культуры, а плоды подавали только на обед королю.

В России новинку приняли не сразу. Русские мужики поверили слухам, будто растение это сажать грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. Но постепенно крестьяне убедились в полезных качествах этой овощной культуры, ведь в долгие студеные зимы она спасала от голода целые семьи.  (картофель)

2. Древние греки считали это растение пищей бедняков. Тем не менее, Пифагор назвал его царем приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Одно из объяснений того, что во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержащиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий, состоит в том, что в их рацион ежедневно входило это растение. Оно содержит летучие вещества – фитонциды, благодаря которым достаточно 1-2 минут, чтобы уничтожить возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д. (чеснок)

3. Как и картофель, это растение в Европу привезли испанские моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было главной пищей. Семена растения варили и жарили, из них же готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля: «вершки и корешки», – идет в дело, ничего не пропадает: стебли и листья отправляют на корм скоту, а золотые зерна попадают на наш стол. (кукуруза)

4. В Древней Греции венком из этого растения награждали победителей Олимпийских игр. Это пряное растение имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. Это растение широко применяют в кулинарии в качестве гарнира и приправы; его добавляют в первые и вторые блюда сразу перед подачей на стол. Именем этого растения назван один из сказочных героев славянских народов.  (петрушка) 


Ромашка.

Учитель: И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки,

Как белые звезды средь розовой кашки.


Ученик: (Настя)


Любимые полевые цветы нашего народа, без которых не обходился ни один букет, венок, о ней слагали много песен. В народе ромашку часто называют румянкой, возможно потому, что растение имеет сильный приятный запах спелых яблок. В нашей стране произрастает много видов ромашки, один из которых – ромашка аптечная, является лекарственным растением и представляет собой невысокое однолетнее растение с сильно ветвистым толстым стеблем и мелкими цветками, распускающимися на протяжении всего лета.

Ромашка аптечная - одно из самых известных лекарственных растений. Растет на полях, огородах, около жилищ, на обочинах дорог.

Раз - ромашка, два - ромашка,
Вся в цветах большая чашка,
И на чайнике цветок.
Ох и вкусный мой чаёк!

Чай из сушеных цветков ромашки еще в античные времена употреблялся от головной боли, при болезнях печени, почек и желчного пузыря. На сегодняшний день ромашка аптечная - это наиболее часто применяемое средство в народной медицине. Чай из ромашки лекарственной успешно лечит расстройства работы желудка даже в тех случаях, когда заболевание хроническое (при язвенной болезни). Лечение требует регулярного приема чая в течение нескольких недель. Отвар применяется для промывания плохо заживающих ран, полоскания рта и горла, при кожных воспалениях, повышенной потливости ног и рук. Ингаляции из отвара ромашки используют для лечения насморка. Настоем из ромашки ополаскивают волосы - это укрепляет корни волос, придает им мягкость, блеск и красивый цвет и избавляет от перхоти. В народной медицине часто используют настой из цветков ромашки от мигрени, малярии, зубной боли, судорогах. Ромашковое масло обладает дезинфицирующими и противоаллергенными свойствами.

А ещё ромашка - любимый цветок косметологов

Цветы ромашки лекарственной имеют богатейший химический состав. Аптечная ромашка содержит множество полезных свойств, в том числе дубильные вещества, эфирные масла, оказывая лечебное противовоспалительное и дезенфицирующее действие. В качестве лекарства используют цветочные корзинки, которые собирают с мая и в течение всего лета.

Кто часто умывается крепким напаром ромашки, у того кожа делается бархатистой, нежной, исчезают прыщи. Ромашкой можно промывать мелкие ранки и царапинки на коже. Антисептические свойства этого цветка очень сильны. Ванны из ромашки применяют при потливости ног.

В литературе ромашке повезло, её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости. Такова ромашка в сказке Андерсена.
Скромный маленький цветок рос за оградой сада, вдали от пышных пионов и ярких тюльпанов. Утром она протягивала белые лепестки солнцу, была счастлива и мечтала лишь об одном: Чтобы жаворонок, парящий высоко в небе и поющий чудесные песни, приземлился недалеко от неё и она могла бы полюбоваться им и послушать чудесное пение. Каково же было удивление ромашки, когда она увидела его рядом и услышала песни, которые жаворонок пел только для неё. От счастья она долго не могла уснуть, а когда проснулась, увидела жаворонка в неволе. Всеми силами маленькая скромная ромашка пыталась утешить и облегчить участь невольника, но он умер от тоски. Ромашка тоже увяла от горя и жалости.

Дополнительный материал
Еще про Ромашку –
На свете жила девушка и был у нее любимый - Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать - и приснился ему простой цветок - желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого - Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке - "Лю-бит-не любит!" 



Подорожник.

Учитель: Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,
Неприметен его вид. ( подорожник )

Ученик: (Амирхан)



Подорожник — старинное лекарственное растение. Оно является одним из самых древних растений в мире. В Китае его собирали около 3000 лет назад. Мудрые китайцы применяли его в медицинских целях. Он также был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Индейцы Америки заметили, что он сопутствовал появлению европейцев, и назвали его «следом белого человека». Русское название растения указывает на места его произрастания. Это многолетнее травянистое растение высотой 10—40 см. Цветет с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов. Распространен по всей территории Казахстана.

Есть легенда, которая повествует об открытии чудесных средств данного растения. В один прекрасный день, две змеи грелись на солнышке. И вдруг одну из змей переехала повозка, другая же змея успела спастись. Люди, которые сидели в повозке, увидели нечто. Здоровая змея несла в зубах листик подорожника другой, поврежденной змее. Этот случай и натолкнул людей на возможность использования его в медицинских целях.

Свежие листья подорожника и приготовленные из них препараты обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим и отхаркивающим действием. Сок свежих растений и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, колитах, заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Настой из листьев способствует разжижению и растворению мокроты и является одним из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких. В народной медицине многих стран свежие листья подорожника употребляются в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства при ранах, язвах, укусах насекомых, пчел, гадюк, как болеутоляющее и предупреждающее образование опухолей средство. В научной медицине высушенные листья подорожника большого применяют в виде водного настоя в качестве отхаркивающего средства.

Молодые листья его используют для приготовления салатов. Салаты, гарниры к мясным блюдам, винегреты также готовят с использованием подорожника. Семена, которые сквашены на молоке, можно применить как приправу. В народной медицине порошок из высушенных листьев применяли при лечении сибирской язвы.

Учитель:

Лекарственные вопросы. 

1. Растение, которым сводят бородавки.

(чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея.

(бессмертник)

3. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает «целитель ран».

 (зверобой)

4. Растение, обладающее целительными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья.

(валериана)

5. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев.

 (тысячелистник)

Учитель:

Загадка:

Сидит на палочке 
В красной рубашке, 
Брюшко сыто, 
Камешками набито.(шиповник)

Шиповник:

Эта роза лесная - шиповник,

Прародитель всех царственных роз.

Даже самый отъявленный школьник

Рвать шиповник боится до слез.

Словно девушка, скромен, безгрешен

Его праздничный розовый куст,

Ближе к осени густо увешен

Ожерельем карминовых бус.

А зимой, когда холод и вьюга,

Этих ягод целебный отвар

Защитит от любого недуга,

А с души смоет чёрный нагар!

Ученик: (Диана)

Лечебные свойства шиповника, как лекарственного растения были известны в России еще в 17 веке. Уже тогда ягоды шиповника высоко ценили и отпускали для лечения по особому дозволению лишь знатным людям.

Лекарственное растение шиповник– кустарник высотой 1-3 метра из семейства розоцветных. Кора коричнево-красного цвета. На ветках – шипы.

Растет на опушках, в лесах, на полянах, вдоль рек, среди кустарников, по оврагам.

А шиповник у дома - это и радость от встречи с красотой, и большая польза с большой гарантией чистоты вашего лекарственного сырья.

Для лекарственных целей используют плоды шиповника. Их собирают с конца августа и в сентябре, когда они приобретают оранжево-красную окраску, но еще твердые. Плоды собирают вручную в кожаных или брезентовых рукавицах. Собранные плоды необходимо сразу же сушить. Сушат их на солнце или в сушилках при температуре 80 С, разложив тонким слоем и часто перемешивая. Срок годности ягод – 2 года.

Шиповник – «копилка» витаминов.

Цветет шиповник в мае-июле, а плоды созревают в августе- сентябре.

Из плодов шиповника приготавливают настои, экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, холосас, драже, порошки, поливитаминные лечебные чаи, компоты, кисели, варенье, повидло. Из корней готовят отвары. Настои обладают приятным запахом и вкусом.

Плоды шиповника применяют как общеукрепляющее средство в период выздоровления и при инфекционных заболеваниях. Плоды используют для лечения и профилактики простуд, при общем переутомлении. Народная медицина советует использовать шиповник для лечения головной боли, при костно-суставных болях, переломах костей, вяло заживающих ранах, кожных заболеваниях.
Отвар семян используется при отложениях солей.

Шиповник в легендах.
…Греции
Возлюбленный богини любви Афродиты, сын царя Кипра Адонис погиб во время охоты. Узнав страшную весть, бросилась Афродита на поиски любимого. Через горы, крутые перевалы перебиралась она, не замечая, как хлещут по лицу ветви и колют ноги острые камни и шипы терновника. По израненным ногам скатывались капли крови, и там, где они обагряли траву, вырастали красные розы. Нашла Афродита в лесу тело погибшего Адониса, долго оплакивала его, а потом повелела вырасти из крови любимого нежную анемону. С тех пор каждый год в лесу зацветают анемоны, а вслед за ними распускаются розовые кусты шиповника. 



Дополнительный материал для учителя.
…Кубани.
Парень и девушка полюбили друг друга, но станичный атаман решил, что красавица обязательно станет его женой. Чтобы разлучить любимых, он отправил молодого казака на военную службу, а в попытке сломить девичью гордость запер девушку в сарае. Долго пробыла она в плену, но однажды ей удалось бежать. Однако погоня была все ближе, и тогда превратилась она в цветущий куст шиповника. Вот уже атаман с подмогой, в ярости, что не может догнать беглянку, сломал ветку, но тут же цветущая ветка покрылась шипами и вонзилась ему в кожу.
Учитель:

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)



Золотарева В. «Ландыш»

Какой же ты душистый!

Какой же ты красивый!

Но почему дрожишь ты?

Ты что такой пугливый?

Тебя я рвать не буду,

Не надо мне букета.

Ведь ты – лесное чудо!

С тобой приходит лето.

Тебя не унесу я,

Расти себе под елью.

Тебя я нарисую



В альбоме акварелью.



Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
Колокольчиками белыми
Усыпан стебелёк.
Среди яркой зелени
Тайны островок.


Ученик: (Илья)


Ландыш. Латинское название этого цветка «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд.

Цветение ландыша совпадает с той порой весны, когда она постепенно переходит в лето, а к середине лета на нем образуются крас­ные капли плодов. По этому поводу сложена такая легенда. Когда расцвел ландыш, он увидел Весну. Она была так прекрасна, что ландыш сразу полюбил ее и, сколько ни смотрел, не мог насладиться ее красотой. Да и сама Весна была неравнодушна к маленькому, изящно одетому цветочку, укрывшемуся под широким зеленым зонтиком. Но Весна ведь кругосветная путешественница, она всем улыбается, дарит всем ласки, но долго нигде не задерживается. Пришло время, и Весна ушла, уступив свое место жаркому лету. Ландыш долго оплакивал ушедшую ласковую и теплую Весну, но это тяжелое горе он перенес безмолвно, как и радость любви. Маленькие цветочки его увяли, а на месте их образовались ярко-красные капельки-слезинки. Так ландыш безмолвно оплакивает Весну.

  Ещё с глубокого средневековья во Франции сохранился «праздник ландышей». Его отмечают в первое воскресенье мая. Накануне, после полудня, жители деревень отправляются в ближайший лес за ландышами. Набрав букеты, к вечеру возвращаются домой. На другой день утром собранными ландышами украшают комнаты, окна и даже двери. После веселого завтрака устраивают танцы. Каждый танцующий имеет по букетику ландышей. Девушки прикалывают его к корсажу, а юноши – в петлицы сюртуков. Молодые люди, понравившиеся друг другу, обмениваются букетами. Не принять ландыши или дать бросить их на землю означало неприязнь или даже отвращение. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность.

«Царем цветов я признаю ландыш, – писал П.И.Чайковский,- к нему у меня какое-то бешеное обожание. Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни».

Любимый поэтами цветок известен и как лекарственное растение, выдержавшее испытание временем. С древности и по настоящее время он широко применяется в медицине.

Особенной популярностью он пользовался в средние века. На Руси ландыш употребляли против водянки, заболеваний сердца, эпилепсии, коликов в животе. Ягоды растения использовались знахарями. Девушки в деревне соком этого растения натирали щеки, чтобы быть румяными.

В Англии из цветков ландыша готовили особый эликсир под названием «золотая вода». Он продавался в золоченых либо посеребренных флаконах и предназначался для укрепления нервов, против головных болей, а одно время даже как средство против заразных болезней.В настоящее время препараты ландыша применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности. Действуют они как успокаивающее при неврозах сердца и как мочегонные средства.

Учитель:

Загадки про березу

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. (Береза)

Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

На поле на Ногайском стоят столбики белёны, на них шапочки зелены. (Березы)

Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит под горой. (Береза)


Берёза.

Клейкие почки, 
Зелёные листочки, 
С белой корой 
Стоит под горой.
 
(Берёза.) 

Учитель: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. ( береза).

Берёза (Ильдар)

О березе сложено столько песен и стихотворений.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Русское слово «береза» очень древнее. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название апреля – «березозол».

Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика Береза воспринималась как существо живое, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. У всех славянских народов береза – символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала.

Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами.

А сколько у березы целебных свойств. Почки и листья заваривают как чай, его пьют при отеках, одышке, болезни печени. С березовыми почками принимают ванны. Самое же ценное – березовый гриб (чага), настоями которого лечатся при язвах, гастрите, раке. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

Береза – гостеприимное дерево. Березовая роща радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много лекарственных растений.

Учитель:

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой.

Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Береза ум дает (о розгах).

Стоят столбики беленые, на них шапочки зеленые.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

В белом сарафане встала на поляне.

Учитель: Какое растение не возьми – все любопытно, каждое имеет свои целебные свойства. Природа мудра, ибо она  – жизнь. Люди с древнейших времен изумлялись растениям и создавали о них легенды, сказки, стихи, связывали с ними свои обычаи и обряды. Так давайте учится видеть в окружающих нас деревьях, травах и цветах не просто растения, но источник вдохновения, красоты и мудрости.



Лечит мята невралгию,

 А свекла - гипертонию,

 Земляника гонит соль,

 А шалфей - зубную боль,

 Арбуз кушай при нефрите,

 А бруснику - при артрите,

 Чтобы было больше сил,

 Не забудь про девясил.

 Клюква вылечит цистит,

 Редька - кашель и бронхит,

 Головную боль - калина,

 А простуду - чай с малиной.

 Печень подлечи рябиной,

 Сердце - мятой и калиной,

 Чтоб не ведать диабета,

 Топинамбур ешь все лето.

 Астму вылечи иссопом,

 Мочевой пузырь - укропом.

 Раны, язвы, геморрой

 Подорожником промой.

 Коль отеки у тебя -

 Хвощ попей и семя льна,

 Мажь мозоли чистотелом,

 А веснушки - тертым хреном.

 Зверобой не забывай

 Чай с ним чаще потребляй,

 Пей шиповника настой.

 Будешь бодрый, молодой.

Учитель:

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Вс.Рождественский.

Итог урока.

- Растения служили человеку не только источником питания, но и для лечения … .

Чтобы хорошо лечить,

Надо правила учить!

Кто внимательно прочтет –

Тот ошибочку найдет!





Правила сбора лекарственных растений

  • Хорошо знать целебные части растений.

  • Сбор растений производить только в сухую погоду.

  • Не собирать загрязненные растения вблизи пыльных дорог.

  • Осуществлять сбор лекарственных трав круглый год.

  • Сушить растения не на солнце, а в тени.

  • Не топтать растения, не вырывать с корнем, не собирать растения, занесенные в Красную книгу.

  • Помнить, что многие лекарственные растения ядовиты!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по познанию мира по теме «растения»

Автор: Салдыбаева Надежда Ивановна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок познания мира "Растения- живой организм" (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-poznaniia-mira-rastieniia-zhivoi-orghanizm-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421178683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок познания мира "Значение воздуха в природе и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-poznaniia-mira-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "169389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423403370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок познания мира в 3 классе "Растительный мир нуждается в защите человека""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-poznaniia-mira-v-3-klassie-rastitiel-nyi-mir-nuzhdaietsia-v-zashchitie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "306228"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458068251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок познания мира в 3 классе "Растительный мир нуждается в защите человека""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-poznaniia-mira-v-3-klassie-rastitiel-nyi-mir-nuzhdaietsia-v-zashchitie-chielovieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "306229"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458068258"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к уроку познания мира в 3 классе "Растительный мир нуждается в защите человека""
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-k-uroku-poznaniia-mira-v-3-klassie-rastitiel-nyi-mir-nuzhdaietsia-v-zashchitie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "306230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458068525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства