Цели: Формирование первичных понятий о круговороте воды в природе.
Задачи: Повторение физических свойств воды. Знакомство с лабораторным оборудованием; активизация словарного запаса; развитие внимания, наблюдательности; умения делать выводы; обобщать. Способствовать осуществлению экологического воспитания; эстетического восприятия; умения входить в воображаемую игровую ситуацию.
Оборудование: химическая посуда, штатив, плакат «круговорот воды в природе», «капля воды» и иллюстрации, и схемы к уроку.
Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.
Методы работы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира "Круговорот воды в природе"»
Тема: Круговорот воды в природе (4 класс).
Цели: Формирование первичных понятий о круговоротеводы в природе.
Задачи: Повторение физических свойств воды. Знакомство с лабораторным оборудованием; активизация словарного запаса; развитие внимания, наблюдательности; умения делать выводы; обобщать. Способствовать осуществлению экологического воспитания; эстетического восприятия; умения входить в воображаемую игровую ситуацию.
Оборудование: химическая посуда, штатив, плакат «круговорот воды в природе», «капля воды» и иллюстрации, и схемы к уроку.
Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.
Методы работы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
1. Организация учебного процесса:
Солнце просыпается, людям улыбается.
1, 2, 3 - улыбнись и ты.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа над новым материалом:
а) актуализация необходимых знаний (побуждение):
Я туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу,
Неподвижной быть могу.
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая.
И снежинка вырезная,
Вы узнали без труда
Называюсь я... (вода).
Тема нашего сегодняшнего урока касается конкретно воды, попозже её узнаете.
- Вспомните свойства воды (вода стоит на столе в разных прозрачных посудах).
- При каких же условиях вода из одного состояния может переходить в другое состояние?
- Как вы понимаете значение слова фильтр?
- Почему родниковая вода считается чистой?
- Вот как много мы с вами знаем о воде. Сегодня наши знания пополнятся.
А сейчас тихонько произнесите слово «вода» и запишите на дождевой капле кто и что при этом вспомнил (река, лёд, снегопад, дождь, море, туман и т.д.). (эти листики дежурный прикрепит на доску в виде дождя).
Вот сколько превращений может иметь вода – потому что у неё есть одна удивительная способность – вода находится в постоянном и непрерывном круговороте. Это тема нашего урока.
3. Формирование новых понятий:
а) вводно-мотивационный этап;
- Давайте представим: небо закрывается тучами. Дождь идёт, но вот он перестали через некоторое время, выглянуло солнце и воды нет. Куда она делась? (часть уходит в землю, а часть испаряется).
- А что же происходит дальше узнаешь, когда проведём опыт.
б) практическая работа;
На штативе укреплены две фарфоровые тарелочки. В верхней – снег, в нижней – воду довести до кипения. С её поверхности происходит испарение, пар поднимается вверх, встречается с холодным предметом и снова превращается в капельку воды. Она появляется на дне верхней тарелки и снова падает в нижнюю.
- Дети, вам всем, было задание: посмотреть, когда мама варит суп, если поднять с кастрюли крышку, то на внутренней стороне увидите капельки воды.
в) выводы по практической работе (читает сообщение ученик):
- А вот какими красивыми словами описал это явление А.К. Толстой в своём стихотворении:
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли......
- А кто знает, как дальше продолжить?
- Итак, испарение происходит постоянно в течение всего года. Это постоянное движение воды называется круговорот воды в природе.
г) физминутка.
4. Реализация.
а) работа с учеником. Направленное чтение.
- первая остановка: вода - источник жизни (Аслан читает доп. материал);
- вторая остановка: испарение воды (Роман про облака);
- третья остановка: круговорот воды в природе.
б) работа в тетради:
Запишем тему урока и цепочку слов: осадки – ручей – озеро – море – океан – облако – дождь или снег.
в) обобщить по схеме.
5. Рефлексия.
а) итоговая беседа учителя:
- Итак, представьте, что вода на Земле исчезла. Что нас ждёт? (ответы детей: пересохла и потрескалась земля, вокруг выжженные зноем поляны, скрипит чёрными ветками угрюмый лес, всё живое начало гибнуть от жажды).
Потому что без воды нет жизни.
«Не умыться, не напиться без воды,
И листку не распуститься без воды.»
Вода – самое ценное богатство планеты, её нужно бережно расходовать, беречь от загрязнения.
- Так каковы же будут наши пожелания:
б) чтение дополнительного материала детьми.
6. Итог урока.
- Дети, я хочу поблагодарить вас за активную работу. Наш урок заканчивается, а круговорот воды в природе продолжается.
Незаметен он в природе,
Но в лесу и в огороде
Синей тучей, белым снегом
Происходит круглый год у воды – круговорот.
7. Дома:
1. Ответить на вопросы после текста.
2. Выполнить схему круговорота воды в природе.
3. Подобрать дополнительный материал и проиллюстрировать его.