Просмотр содержимого документа
«Урок по Основам здоровья на тему: "Неповторимость человека"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
по теме: «Неповторимость человека»
Разработал учитель высшей категории
общеобразовательной школы
І-ІІІ ступеней с.Заря
Котляр А.В.
2014г.
Тема : «Неповторимость человека»
Цель: Дать ученикам представление, в чём состоит уникальность человека;
-сформировать понятие у детей о жизни как наивысшей ценности и о здоровье как самом главном условии счастливой жизни;
-помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;
-развивать чувство собственного достоинства и неповторимости;
-воспитывать желание поддерживать здоровый способ жизни, уважать всех людей.
Ход урока
І. Организационный момент
1. Приветствие учителя.
Здравствуйте, дети! Мне очень приятно вас видеть. Вы такие симпатичные, веселые, счастливые. Значит, мы можем начинать наш урок.
2. Приветствие гостей.
У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей.
3. Создание эмоционального климата на уроке.
Игра «Пожелания»
Я желаю вам отличного настроения на уроке, чтобы вы узнали много нового и многому научились.
Сегодня, когда вы шли на урок, то не знали, что будет на нём происходить. Но, все, вы, конечно, думали об этом, чего-то ожидали.
Для упражнения «ожидания» я выбрала часы не простые, а песочные.
У вас на столе лежат кружочки разного цвета. Зелёный цвет – радость, фиолетовый – грусть, красный – эмоциональность, волнения. Они станут символичными песчинками, которые мы разместим в верхней части часов. А пройдёт время и, возможно, ваши песчинки попадут вниз, если ваши ожидания от урока исполнятся.
Цвет кружочка – это ваше настроение в начале и в конце урока.
Дети, давайте попробуем выяснить какова тема нашого сегодняшнего урока. Как вы думаете, что самое дорогое есть у нас, чего нельзя купить ни за какие деньги? (Здоровье, жизнь).
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Какое счастье – жить!
Ходить, дышать, страдать, любить!
Надеждой наша жизнь полна!
Она на радость нам дана! (2-9 слайд)
Урок нас научит: Дорожить жизнью,
любить жизнь,
видеть прекрасное,
мыслить, открывать новое, удивляться.
Мозговой штурм.
Какие ассоциации у вас связаны со словом жизнь? (10 слайд)
ІІІ. Изучение нового материала
1.Беседа. Ребята посмотрите клип «Все на свете нужны» и подумайте кто на Земле самый главный?
Да, главный на земле - человек!
А мы с вами, дети, проверим, умеете ли вы беречь тайны. У меня есть волшебная шкатулка, заглянув в неё, вы сможете увидеть, самого главного человека на Земле. Сначала мы никому об этом не будем говорить. Договорились? (Дети по очереди смотрят в волшебную шкатулку, где расположено обыкновенное зеркало).
-Теперь, когда вы все заглянули в волшебную шкатулку, я разрешу вам открыть наш секрет. Кого вы увидели? Так кто же самый главный человек на земле? Да, каждый из вас главный, важный, особенный и неповторимый , такого больше на Земле нет и не будет никогда. Значит, самый ценный клад планеты Земля – это человек, а самый ценный клад человека – это здоровье. Поэтому каждого человека нужно ценить, любить, оберегать.Что вы знаете о неповторимости человека? Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы узнать в чём состоит неповторимость человека, что наша жизнь наивысшая ценность, а здоровье главное условие счастливой жизни.
2.Игра «Общее – разное» (12-21 слайд)
а) Рассмотрите снежинки , назовите, что является общим для всех снежинок и чем они отличаются?
б) Посмотрите на цветы. Какие цветы вам нравятся? Какого они цвета? Как пахнут?Чем отличаются друг от друга?
Вывод: абсолютно одинаковых цветов нет, но они все красивые .
3.Практическая работа
1.Давайте посадим цветы нашего класса на полянке. Для этого возьмите цветочек, с которым вы себя асоциируете, напишите на нём своё имя и приклейте на нашей полянке .
Физминутка для глаз (офтальмотренажер 22-33слайд)
Дети, а чем вы похожи, а чем отличаетесь? (у всех одинаковые части тела, одного возраста, примерно одного роста, но все как цветы разные, по разному одеты, имеете разную внешность, увлечения , вкусы).
2.На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуй ста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните ещё раз пополам и опять оторвите кусочок с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Инструкция для вас была одинаковой, почему же тогда разный результат? Как вы думаете? (Мы все разные, по разному складывали, отрывали). Конечно мы все разные, не похожие друг на друга, но все по своему интересны и уникальны.
Что такое уникальность? Что может быть уникальным в человеке? (Способности, характер, возможности). Что в мире может быть уникальным? (Здания , украшения, костюмы, в общем разные предметы).
Пальчиковая гимнастика
4.Коллаж уникальных людей. (Гагарин Ю., Шевченко Т., ПугачеваА., Зеленский В. и др. ) (22-26 слайд)
Кого из этих людей вы знаете? Что они подарили людям? (Талант) А что получили в замен? (Признание , благодарность)
5. Игра «Знаете ли вы своих одноклассников?»
Дети становятся в круг. Один ребёнок ставит вопросы, пытаясь узнать ученика, которого задумали другие дети. Желательно, чтобы в игре взяли участие все дети по очереди и услышали свою характеристику.
Вывод: а мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, увлечения). Мы часто хотим, быть такими же как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из сказки. Вы должны сказать название этой сказки .
Показ сценки на птичьем дворе.
Почему птицы с птичьего двора не любили гадкого утёнка (за то, что он не был похож на остальных, за то, что он был другой).
Какое обидное слово вы услышали? (Урод)
Он действительно был таким? (Нет)
А в жизни с человеком такая ситуация может произойти? (Да)
Нужно уметь принимать человека таким, какой он есть.
По какой причине в классе дети могут не захотеть общаться с одноклассником? (Задиристый, жадный, неопрятный)
Недостатки в человеке есть, но нужно всегда найти в человеке что-то хорошее.
Интерактивная физкультминутка «Чунга-чанга».
7.Упражнение «Давайте пофантазируем»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос, глаза, одежда, сумма знаний)
1.Каким будет этот мир?
2.Хорошо или плохо, что все мы разные ? Различия дополняют и обогащают общество. Уважайте отличия других. У каждого человека есть свои вкусы и увлечения. Именно поэтому в мире так много интересного.
8.Увлечения детей.
Игра «Пантомима»
Дети становятся в круг.
Покажите свои увлечения. Какие увлечения вы знаете? Несмотря на то, что мы разные, что же нас объединяет?
9.Работа в группах
1группа. У вас есть карточка с изображением лица человека и подготовленные силуэты носа, глаз, ушей, рта (в разных эмоциональных состояниях). Вам нужно работая вместе, наклеить всё это на силуэт лица.
2группа. Подчеркнуть в списке черты здорового человека.
3группа. Работа с пословицами из копилки «Народная мудрость»
Дополни пословицу.
Здоровому - всё хорошо.
Без здоровья нет счастья.
Болезней много, а здоровье одно.
Проверка работы:
1группа. Посмотрите, какой человек у вас вышел? Здоровый или больной? Весёлый или грустный? На какого человека вы бы хотели быть похожими?
2группа. Проверка по игре «Здоровый или больной».
3группа. Проверка по копилке «Народная мудрость».
Игра – медитация «Солнышко»
Проводится стоя или сидя на коврике под музыку.
Учитель. Закройте глазки, улыбнитесь, представьте, что вы маленькое солнышко. Вы просыпаетесь, умываетесь, расчесываете свои лучики и поднимаетесь на небо.
Вы – большое солнце. В вас много тепла и света. Вы дарите тепло всей земле, лесам, речкам, морям, лугам…
Вы вдыхаете тепло, превращаетесь в маленький солнечный лучик. Вы летите над землёй , освещаете зелёные листочки, белые, синие, жёлтые цветочки, купаетесь в голубых волнах речки, прыгаете по окнам домов.
А сейчас потянитесь, раскройте глазки, вы хорошо отдохнули.
Ребята, мы родились на планете Земля. Солнце дарит жизнь на земле. Это символ света, тепла, мира.
Присмотритесь к солнышку на доске, чего у него нет? (Лучей)
Если мы соберём все лучики, наше солнышко будет радостным, весёлым, здоровым, а поляна засияет солнечными лучами.
Девиз: Чтобы крепким здоровье могло стать, нужно нам лучики собрать.
Для этого проведём игру «Красный-зелёный»
Игра –тест «Красный-зелёный»
-Для здоровья полезно делать утром зарядку
-Алкоголь, курение, наркотики полезны для здоровья
-Нужно придерживаться режима дня
-Нужно кушать, только то, что ты любишь, побольше сладостей
-Если очень хочется, можно весь день играть в компьютер
-Хорошо, когда всю работу по дому выполняет мама
-Для здоровья полезно заниматься спортом
-Витамины полезны для здоровья
-Чистота залог здоровья
-Полезная еда, источник роста и здоровья
-Грызть ногти - очень полезно для здоровья
-Формировать полезные привычки
-В отношениях с окружающими нужно быть добрым, грубым.
Тропинка здоровья.
Мы с вами попробуем выложить тропинку здоровья. Будет ли она долгой, зависит от вас. Для того, чтобы оставить хоть один след к здоровью, нужно назвать то, что вы будете делать, чтобы быть здоровыми, счастливыми, неповторимыми в своей жизни. Дети становятся в круг и перечисляют (умываться, чистить зубы, заниматься спортом, кушать полезную еду, играть на свежем воздухе) запомните свои обещания.
Практическая минутка
Тест на определение самооценки
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы лестницы одинакового размера, с одинаковым количеством ступенек, над каждой ступенькой надпись:
Счастье Здоровье Ум
Инструкция. Тут нарисованы лестница счастья, лестница здоровья, лестница ума. На самой высокой ступеньке стоят самые счастливые, самые здоровые, самые умные дети. На самой нижней – больные, глупые, несчастные. Отметьте на каждой лестнице ту ступеньку, на которой вы стоите. Где ваше место на лестнице счастья? Куда вы поставите себя на лестнице здоровья? Какая ваша ступенька на лестнице ума?
Анализ результатов. Почему именно это место вы выбрали? На каком месте хотели бы оказаться?
Итог урока.
Время нашего урока быстро пролетело. Вам понравилось наше занятие, что вам понравилось на уроке?
-Почему каждый человек уникальный?
-Почему жизнь – наивысшая ценность человека?
-Почему здоровье самое главное условие счастливой жизни?
А сейчас возьмите песчинку того цвета, какое у вас сейчас настроение и опустите песчинку вниз в песочных часах, если ваши ожидания от урока оправдались.