Название этапа урока. | Время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
| | | | | Предметные | УУД |
Организационный момент | 1 мин. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Слова учителя - Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, Тихо сели. | Включаются в деловой ритм урока. | | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Создание проблемной ситуации | 5мин | Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Просмотр видео "О доброте" Слова и музыка Т. Мухаметшиной презентацияhttp://www.youtube.com/watch?v=g-0Xj2MhfIk Постановка вопроса классу - Подумайте и скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Правильно тема нашего урока - "Добро". | (ответы детей) | | Регулятивные: -умение определять тему, цель урока - способность принимать и сохранять учебную задачу |
Изучение нового материала |
1. "Ассоциация" | 5 мин | Расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; | -Закройте глаза и скажите, что вы представили при слове добро -Так что же что такое добро? работа с учебником стр.39. Задание Выберите из текста учебника определение данных понятий Слова учителя -У каждого слова есть антонимы. Какой антоним у слова " Добро"? -Что вы представляете при слове " Зло"? Так что же что такое зло? работа с учебником стр. 41. Задание Выберите из текста учебника определение данных понятий | (ответы детей) Добро - высшая нравственная ценность. Все полезное и, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, называется добром. -Зло ответы детей В противоположность добру все плохое, вредное ,дурное, обман, все, что относится к беде и несчастью, является злом | 1. Извлекать информацию из текста. 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Объяснять понятия: добро, зло. | Регулятивные УУД -умение ориентироваться в учебнике, делать вывод о лексическом значении слова Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других. - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - умение формулировать своё мнение, свою позицию. Познавательные: -умение работать с текстовой информацией |
2. " Художник" | 5- 7 мин. | Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания Развивать творческие способности учащихся | - Если бы вы были художником, как бы вы графически представили добро и зло. Вот сейчас нарисуйте добро и зло. И напишите, какие качества присуще каждому из них. | Дети графически рисуют добро и зло в своем представлении. Добро - солнышко, ромашка…. Зло - туча, молния, стрела …… Добро - дружба, взаимопомощь, радость, доброта, забота, мир, любовь, сострадание. Зло - насилие, обман, жестокость, злость, гнев, ненависть, ссоры, война... | Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. | Личностные результаты - умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. - умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование , формирование нравственных ценностей на примере литературы Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. " Найди пару" | 2 мин | Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы | Учитель читает стихотворение: Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. Речь учителя по теме Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Задание Подбери каждому литературному герою противоположного из этого же произведения. Шапокляк - Айболит - Карабас - Страшила - Синьор Помидор - | (Крокодил Гена, Чебурашка) (Бармолей, Варвара) (Буратино) (Урфин Джус) (Чиполино). | Знание литературных произведений. Умение сопоставлять и сравнивать. | Личностные результаты - умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. - умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование , формирование нравственных ценностей на примере литературы Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
4. Физкультминутка-игра. | 3 мин. | Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | У меня есть волшебный предмет! Я дам тебе его, и ты передаешь его дальше из рук в руки. По моему сигналу вы остановитесь, тот у кого оказался предмет, скажет доброе слово, улыбаясь тому, кому хотел бы его сказать, но до сих пор не решался, и дарит ему этот предмет, и игра продолжается…(нужно следить, чтобы всем достались добрые слова и пожелания.) | Дети встают в круг и передают предмет (мягкая игрушка - сердечко) | | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
5. "Пословицы о добре и зле" | 5мин. | Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки; | Чтение пословиц и объяснение смысла пословиц Добро помни, а зло забывай. Доброе дело никогда не поздно делать. Добро сеять — добро и пожинать. Доброе слово человеку — что дождь в засуху. Злой не верит, что есть добрые люди. Добрые дела и поступки совершают не на показ. | Учащиеся объясняют, как они понимают смысл пословиц | – приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; | Личностные результаты - умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. - умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. "Спешите делать добро" | 7 – 10 мин. | Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; Формировать потребность совершать добрые дела; | Речь учителя В согласии с мудрыми словами должны быть не только уста, но и наши поступки. Разбор ситуаций. Давайте разберем ситуации, которые взяты из нашей жизни. Иду утром домой. На подъезде объявление: «Дорогие соседи! Сегодня примерно в 9.20 у проходной двери были утеряны 120 руб. Если кто нашел, занесите, пожалуйста, в кв. 76 Антонине Петровне. Пенсия 3640 руб.» Как вы думаете, что было дальше... (продолжение) Как было на самом деле… Я откладываю 120 рублей, поднимаюсь, звоню. Открывает бабушка в фартуке. Только увидела меня, протягивающего деньги, сразу обниматься, причитать и в слезы счастья. И рассказала: «Пошла за мукой, вернувшись, вынимала ключи у подъезда — деньги-то, наверное, и проронила». НО! Деньги брать отказалась наотрез! Оказалось, за пару часов я уже шестой (!!!) «нашел» бабулины деньги! Люди, я вас люблю за то, что вы такие!!! *** Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сначала… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд! Речь учителя В такие моменты мне кажется, что я смогу изменить мир. Они дают мне надежду. Давайте делать друг другу маленькие приятности. От этого не только наши души, но и весь мир станет светлее .... Приведите примеры, когда вы можете сделать, что- то приятное людям. Добро должно быть искренним и идти от сердца. Речь учителя К счастью, добрых дел очень много. Примеры: снять кошку с дерева, помочь незнакомой пожилой женщине донести сумки до дома, покормить бездомное животное, убрать в мусорный бак брошенную кем-то бумажку, посадить цветы во дворе, подать милостыню, стереть со стены нецензурную надпись, помочь кому-то выйти из транспорта (или войти), заплатить в аптеке за лекарства пенсионера... Будьте внимательны к людям. Пропустите кого-то без очереди (старика; мамочку с ребенком ; кого-то, кто очень спешит…) Всегда помогайте мамочке, которой трудно спустить по ступенькам коляску; деду старому, который читает состав продукта и ничего не видит. Смастерите кормушку для птичек к зиме, а весной скворечник. Отнесите свои старые книги в ближайшую библиотеку, отнесите ненужные вещи в детский дом или церковь, или хотя бы просто улыбнитесь прохожему. Приятно видеть, что кто-то пытается сделать что-то хорошее. А вообще, нужно просто быть добрее к людям, замечать их мелкие трудности и не скупиться на помощь. Не надо фантазировать, нужно делать. Выйдите на улицу, обернитесь и обязательно увидите того, кому нужна помощь. | (ответы детей) примеры детей из жизни | – формирование потребности в нравственном совершенствовании. | Регулятивные: - умение предвидеть конечный результат. Коммуникативные: - умение обращаться за помощью к товарищу или учителю Личностные результаты - умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. - умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. |
7. Притча " Два волка" презентация | 3 мин. | | Просмотр презентации http://www.youtube.com/watch?v=koOzr1eIw5Q Вопрос учителя. Как вы думаете, о чем эта притча? Как вы думаете, кто должен победить в битве двух волков? А что для этого надо сделать? Стихотворение читает учитель Добро и Зло с далёких пор Ведут свой древний, давний спор Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле? «Сильнее Я» сказало Зло «Кто служит мне, тем повезло Я щедро отблагодарю Земные блага подарю Машины, деньги мощь и власть Пусть насладятся жизнью всласть!» Добро сказало: «Может быть, Но только я могу любить Хоть за душою ни гроша Для всех людей важна душа Я виллы, яхты не дарю Зато я душу сохраню Друзей, родных, детей и дом И много счастья в доме том Не знаю, что ещё сказать… Остаться с кем, самим решать. Добро и Зло с далёких пор Не оставляют этот спор. | ( ответы детей) | – формирование потребности в нравственном совершенствовании | Личностные результаты. - умение делать выводы Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - умение формулировать своё мнение, свою позицию |
Обобщение Итог урока. | 2 мин. | | О чем мы сегодня говорили на уроке? Какой вывод вы сделали для себя? | ( ответы детей) | | Познавательные УУД - перерабатывать полученную информацию: -делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные УУД: -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - умение формулировать своё мнение, свою позицию |
Домашнее задание Сочинить сказку о добре и зле. | 1 мин | | Сочинить сказку о добре и зле. | Запись домашнего задания | | Регулятивные: - умение предвидеть конечный результат. |