kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКиСЭ "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКиСЭ "Добро и зло". Технологическая карта, приложение, лист дополнительных заданий к уроку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лист дополнительных заданий к уроку «Добро и зло»»

Лист дополнительных заданий к уроку

«Добро и зло»



Задание 1. Предложи свой вариант «расшифровки» слов


Д____________________

О____________________ З__________________________

Б____________________ Л__________________________

Р____________________ О__________________________

О____________________


Задание 2 .Подбери однокоренные слова к слову "Добро", "Зло".

Добро _________ ________________ Зло_____________________________

Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни


ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова? Запиши._______________________________



Задание 4. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.


МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ


Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. ___________________________________


Задание 5. Выбери правильный ответ:

Что считается добрым поступком?

а) решить за друга задачу;

б) опоздать на неинтересную встречу;

в) помочь соседу разобрать задачу;

г) забыть о неприятной просьбе.

Как творят добрые дела?

а) чтобы избежать наказания;

б) в надежде на вознаграждение;

в) в надежде на похвалу;

г) бескорыстно и сознательно.

Укажи поступки, которые одобряет общество

а) взаимопомощь;

б) насилие;

в) унижение;

г) обман.

Что является последствием злых дел?

а) вражда;

б) радость;

в) мирное сосуществование;

г) дружба.





Просмотр содержимого документа
«приложение»

Сказки (домашнее задание)


" Сказка о том, как баба - Яга решила стать доброй"



Жила-была в лесу Баба-Яга. Любила она всякими пакостями заниматься: маленьких деток дразнить, людей пугать, за зверушками гоняться.

Но в один прекрасный день наступила в лесу зима. Никто больше в лес по грибы, по ягоды не ходит, все звери попрятались, вредничать Бабе -Яге не с кем.

А в деревне рядом с лесом живут все такие добренькие, хорошенькие, даже похулиганить не с кем.

Долго думала Баба-Яга, что ей делать. И решила она попробовать стать доброй. Авось, что-нибудь и получится.

Вот летит она в своей ступе, видит - зайчик в сугробе застрял, вылезти не может. Остановилась она, помогла ему выбраться из сугроба. Зайка ей улыбнулся, и так ей хорошо от этого стало, что она поспешила в деревню добрые дела делать.

Видит она идет маленькая девочка с ведрами воды. "Наверное, тяжело ей их нести", - подумала Баба - Яга и решила помочь. Подлетела, ведра взяла и до дому донесла. Да еще и печку истопила, чай вскипятила и девочку горячим чаем напоила, чтобы она с мороза согрелась.

Собралась Баба - Яга обратно домой лететь, а девочка и говорит: " Не спеши, оставайся с нами Новый Год встречать. А то тебе там, в лесу, скучно одной. ".

Интересно стало Бабе-Яге, что это за праздник такой "Новый Год", она о нем никогда и не слышала раньше, и она осталась.

Девочка достала из шкафа красивое бабушкино платье и дала примерить его Бабе - Яге. Одела Баба - Яга платье, посмотрела в зеркало и сама себя не узнала. А потом у девочки и спрашивает: " А почему ты меня на праздник пригласила, платье нарядное дала, раньше меня никто в гости не звал, а только ругали, да боялись?"

А девочка ей отвечает: "Раньше ты была злой, да вредной, вот тебя все и боялись. Никто с тобой дружить не хотел. А теперь ты добрая и красивая, всем помогаешь, и тебе все рады".

Поняла Баба-Яга, что доброй - то быть лучше и не стала больше пакостить да хулиганить. С тех пор она делала только добрые дела: всех кто в лес приходил, она радостно встречала, в гости приглашала и всем лесным зверушкам помогала.

Юнусова Юлиана.



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

по теме: «Добро и зло» в рамках ФГОС




Учитель

Дятлова Светлана Александровна

Предмет

ОРКСЭ

учебник М.Т. Студеникина" Основы светской этики"

Класс

4 класс

УМК "Школа России"

Дата


Тема занятия

Добро и зло

Цели урока

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло, как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека

Образовательные ресурсы

Проектор, компьютер учителя, индивидуальный раздаточный материал, доска.

учебник М.Т. Студеникина" Основы светской этики"



Название этапа урока.

Время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный

момент

1 мин.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Слова учителя

- Друг на друга посмотрели, Улыбнулись,

Тихо сели.

Включаются в деловой ритм урока.


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.


Личностные:

умение

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.


Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Создание проблемной ситуации


5мин

Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Просмотр видео "О доброте" Слова и музыка Т. Мухаметшиной презентацияhttp://www.youtube.com/watch?v=g-0Xj2MhfIk

Постановка вопроса классу

- Подумайте и скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?


Правильно тема нашего урока - "Добро".










(ответы детей)


Регулятивные:

-умение определять тему, цель урока


- способность принимать и сохранять учебную задачу

Изучение нового материала

1. "Ассоциация"



















5 мин

Расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

-Закройте глаза и скажите, что вы представили при слове добро




-Так что же что такое добро?




работа с учебником стр.39.


Задание

Выберите из текста учебника определение данных понятий






Слова учителя

-У каждого слова есть антонимы. Какой антоним у слова " Добро"?



-Что вы представляете при слове " Зло"?

Так что же что такое зло?


работа с учебником стр. 41.

Задание

Выберите из текста учебника определение данных понятий








(ответы детей)





Добро - высшая нравственная ценность. Все полезное и, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу, называется добром.







-Зло

ответы детей





В противоположность добру все плохое, вредное ,дурное, обман, все, что относится к беде и несчастью, является злом


1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

-умение

ориентироваться в учебнике,

делать вывод о лексическом значении слова

Коммуникативные УУД

- умение слушать и понимать других.

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- умение

формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные:

-умение работать с текстовой информацией



2. " Художник"

5- 7 мин.

Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Развивать творческие способности учащихся 

- Если бы вы были художником, как бы вы графически представили добро и зло.

Вот сейчас нарисуйте добро и зло.

И напишите, какие качества присуще каждому из них.


Дети графически рисуют добро и зло в своем представлении.

Добро - солнышко, ромашка….


Зло - туча, молния, стрела ……


Добро - дружба, взаимопомощь, радость, доброта, забота, мир, любовь, сострадание.


Зло - насилие, обман, жестокость, злость, гнев, ненависть, ссоры, война...









Усвоение новых понятий,

умение ими пользоваться.

Личностные результаты

- умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

- умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование ,

формирование нравственных ценностей на примере литературы Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


3. " Найди пару"

2 мин

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

Учитель читает стихотворение:

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.


Речь учителя по теме

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.

Задание

Подбери каждому литературному герою противоположного из этого же произведения.


Шапокляк -


Айболит -

Карабас -

Страшила -

Синьор Помидор -

































(Крокодил Гена, Чебурашка)

(Бармолей, Варвара)

(Буратино)

(Урфин Джус)

(Чиполино).

Знание литературных произведений.

Умение сопоставлять и сравнивать.


Личностные результаты

- умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

- умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование ,

формирование нравственных ценностей на примере литературы Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации



4. Физкультминутка-игра.

3 мин.

Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

У меня есть волшебный предмет! Я дам тебе его, и ты передаешь его дальше из рук в руки. По моему сигналу вы остановитесь, тот у кого оказался предмет, скажет доброе слово, улыбаясь тому, кому хотел бы его сказать, но до сих пор не решался, и дарит ему этот предмет, и игра продолжается…(нужно следить, чтобы всем достались добрые слова и пожелания.)

Дети встают в круг и передают предмет

(мягкая игрушка - сердечко)


Личностные:

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

5. "Пословицы о добре и зле"

5мин.

Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

Чтение пословиц и объяснение смысла пословиц


Добро помни, а зло забывай.


Доброе дело никогда не поздно делать.


Добро сеять — добро и пожинать.


Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

Злой не верит, что есть добрые люди.


Добрые дела и поступки совершают не на показ.






Учащиеся объясняют, как они понимают смысл пословиц

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

Личностные результаты

- умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

- умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.


Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование


Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


6. "Спешите делать добро"

7 – 10 мин.

Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности




Прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;


Формировать потребность совершать добрые дела;



Речь учителя

В согласии с мудрыми словами должны быть не только уста, но и наши поступки.


Разбор ситуаций.


Давайте разберем ситуации, которые взяты из нашей жизни.


Иду утром домой. На подъезде объявление: «Дорогие соседи! Сегодня примерно в 9.20 у проходной двери были утеряны 120 руб. Если кто нашел, занесите, пожалуйста, в кв. 76 Антонине Петровне. Пенсия 3640 руб.»


Как вы думаете, что было дальше...


(продолжение)

Как было на самом деле…

Я откладываю 120 рублей, поднимаюсь, звоню. Открывает бабушка в фартуке. Только увидела меня, протягивающего деньги, сразу обниматься, причитать и в слезы счастья. И рассказала: «Пошла за мукой, вернувшись, вынимала ключи у подъезда — деньги-то, наверное, и проронила». НО! Деньги брать отказалась наотрез! Оказалось, за пару часов я уже шестой (!!!) «нашел» бабулины деньги! Люди, я вас люблю за то, что вы такие!!!

*** Работаю в кафе быстрого питания. Сегодня утром мужчина подошел к кассе и сказал: «За мной стоит девушка, я ее не знаю. Но я хотел бы заплатить за ее кофе. Передайте ей «Хорошего дня». Эта девушка сильно удивилась сначала… а затем сделала то же самое для следующего за ней в очереди человека. И так 5 раз подряд!

Речь учителя


В такие моменты мне кажется, что я смогу изменить мир. Они дают мне надежду. Давайте делать друг другу маленькие приятности. От этого не только наши души, но и весь мир станет светлее ....


Приведите примеры, когда вы можете сделать, что- то приятное людям.

Добро должно быть искренним и идти от сердца.

Речь учителя

К счастью, добрых дел очень много.

Примеры: снять кошку с дерева, помочь незнакомой пожилой женщине донести сумки до дома, покормить бездомное животное, убрать в мусорный бак брошенную кем-то бумажку, посадить цветы во дворе, подать милостыню, стереть со стены нецензурную надпись, помочь кому-то выйти из транспорта (или войти), заплатить в аптеке за лекарства пенсионера... Будьте внимательны к людям. Пропустите кого-то без очереди (старика; мамочку с ребенком ; кого-то, кто очень спешит…) Всегда помогайте мамочке, которой трудно спустить по ступенькам коляску; деду старому, который читает состав продукта и ничего не видит.

Смастерите кормушку для птичек к зиме, а весной скворечник.

Отнесите свои старые книги в ближайшую библиотеку, отнесите ненужные вещи в детский дом или церковь, или хотя бы просто улыбнитесь прохожему. Приятно видеть, что кто-то пытается сделать что-то хорошее.

А вообще, нужно просто быть добрее к людям, замечать их мелкие трудности и не скупиться на помощь.

Не надо фантазировать, нужно делать. Выйдите на улицу, обернитесь и обязательно увидите того, кому нужна помощь.





















(ответы детей)























































примеры детей из жизни


































































– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Регулятивные:

- умение предвидеть конечный результат.

Коммуникативные:

- умение обращаться за помощью к товарищу или учителю


Личностные результаты

- умение сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

- умение делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

7. Притча " Два волка" презентация

3 мин.


Просмотр презентации

http://www.youtube.com/watch?v=koOzr1eIw5Q

Вопрос учителя.

Как вы думаете, о чем эта притча? Как вы думаете, кто должен победить в битве двух волков? А что для этого надо сделать?

Стихотворение читает учитель

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее Я» сказало Зло

«Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало:

«Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.










( ответы детей)

– формирование потребности в нравственном совершенствовании

Личностные результаты.

- умение делать выводы



Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- умение

формулировать своё мнение, свою позицию


Обобщение

Итог урока.


2 мин.


О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какой вывод вы сделали для себя?

( ответы детей)


Познавательные УУД - перерабатывать полученную информацию:

-делать выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- умение

формулировать своё мнение, свою позицию



Домашнее задание

Сочинить сказку о добре и зле.


1 мин


Сочинить сказку о добре и зле.


Запись домашнего задания


Регулятивные:

- умение предвидеть конечный результат.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по ОРКиСЭ "Добро и зло"

Автор: Дятлова Светлана Александровна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Курс ОРКиСЭ модуль "Основы светской этики". Разработка урока по теме "Добро и зло". "
    ["seo_title"] => string(79) "kurs-orkise-modul-osnovy-svietskoi-etiki-razrabotka-uroka-po-tiemie-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "110584"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406269509"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока по теме: "Добро и зло" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dobro-i-zlo"
    ["file_id"] => string(6) "237256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444264505"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Разработка урока по ОРКиСЭ"
    ["seo_title"] => string(26) "razrabotka_uroka_po_orkise"
    ["file_id"] => string(6) "519504"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568194892"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация "Добро и зло в русских народных сказках" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-dobro-i-zlo-v-russkikh-narodnykh-skazkakh"
    ["file_id"] => string(6) "171273"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423660002"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Добро и зло" урок по ОРКСиЭ"
    ["seo_title"] => string(26) "dobro_i_zlo_urok_po_orksie"
    ["file_id"] => string(6) "569800"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610431792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства