Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКиСЭ»
Курс "Основы религиозных культур и светской этики".
Модуль "Основы светской этики"
Урок 5. Тема "Добро и зло".
Учитель: Вихрева Ольга Алесандровна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ, ОДНКНР; МАОУ СОШ № 28 г. Томска
Цель: формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях.
Задачи урока:
определять понятия «добро» и «зло»;
Пробудить у учащихся стремление совершать как можно больше добрых дел;
Создать условия для развития умения работать в группах, коммуникативных компетенций учащихся
Ожидаемые результаты:
Давать определение понятиям «добро» и «зло»
Учащиеся получат возможность работать в парах, анализировать учебный материал;
Излагать и аргументировать свою точку зрения.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ, выборочное чтение, обсуждение и анализ ситуаций, работа в группах.
Ход урока:
Вводное слово учителя
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям.
Сергей Островой
Давайте и мы с вами подарим друг другу наш сегодняшний урок.
Сегодня мы поработаем в группах. Для того, чтобы определить в какой вы группе, посмотрите на цвет карточки, которую вы получили перед уроком. У нас получится две группы: первая группа – с синими карточками, вторая – с жёлтыми.
Учащиеся рассаживаются по группам.
Мотивационный блок
Ребята, сейчас я расскажу вам небольшую притчу, вы внимательно её послушайте и попробуйте определить, о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке. (СЛАЙД 1)
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Выслушиваются предположения учащихся о теме урока.
Итак, тема урока «Добро и зло». (СЛАЙД 2).
Информационный блок
Давайте вместе порассуждаем, что такое добро, и что такое зло. ( СЛАЙД 3). Первая группа отвечает на вопросы на слайде, связанные с добром; вторая – вопросы, связанные со злом. Учащиеся работают в группах, используя текст учебника (с.12 -13 ), затем по одному представителю из группы выходят к доске и представляют результат работы группы.
Учитель подводит итог. Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (СЛАЙД 4).
Задание. (СЛАЙД 7)Прочитайте стихотворение А. Барто. Можно ли назвать ребят морально добрыми? Почему?
Стоит Лариса у доски -Девчонка в пышной юбке -И переводит на очки Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска.
- За помощь маме - два очка, За помощь брату-малышу Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка: Водил он в гости старичка.
За это мало трёх очков! -Кричит сердито Горчаков И вскакивает с лавки:
Три очка за старичка?! Я требую прибавки!
Я с ним провёл почти полдня, Он полюбить успел меня.
Стоит Лариса у доски, Любовь кладёт на счёты И переводит на очки Вниманья и заботы.
А две подружки в стороне Ворчат, надувши губки: - И трёх очков не дали мне За
добрые поступки.
- И я не этого ждала, Когда купала братца. Тогда за добрые дела Совсем не стоит браться.
Учащиеся обсуждают прочитанное стихотворение. Обсуждают, почему нельзя назвать ребят добрыми.
Во все времена тема добра и зла для людей была очень важна. Недаром до сих пор сохранилось очень много пословиц и поговорок об этих словах.
На слайде (СЛАЙД 8) вы видите задание для групп. Вам нужно соединить начало пословицы с её окончанием, так чтобы получилась правильная пословица.
( Добро помни, а зло забывай; Худо тому, кто добра не делает никому; Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброму человеку весь мир – свой дом, злому – и своя хата чужая. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.)
Оценочный блок.
А теперь давайте проверим, как вы поняли что такое «добро» и что такое «зло».
Работа в группах. Мы все любим сказки. Темой, которая объединяет все народные сказки, является сам человек и его борьба против сил, которые мешают его счастью. И герои во всех сказках делятся на добрых и злых. Распределите сказочных героев, расположенных на слайде, в двух колонках: в первой – добрые сказочные герои, во второй – злые.
Учащиеся распределяют сказочных героев, затем все вместе проверяем. ( Мальвина, Карабас Барабас, Кот Леопольд, Баба Яга, Красная шапочка, Кощей Бессмертный, Белоснежка, Чебурашка, Снежная королева, доктор Айболит).
Рефлексия
-Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
- Какую же дорогу в жизни мы выберем?
Подведем итог уроку. Понравился ли вам? Давайте разместим лучики на том солнце, которое ближе к вам по настроению. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют лучики.
Домашнее задание: ответьте на вопросы: «Какие добрые дела вы совершили на прошедшей неделе? Какое доброе дело вы хотели бы совершить в будущем?».