№ П\П | Этапы урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Организация на урок. | Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Слайд 1 | Контролировать свои действия и оценивать их. |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней! (О. Высотская) Слайд 2 - О чём говориться в стихотворении? - Почему автор стихотворения так считает? (Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?) Слайд 3. | Умение анализировать, высказывать своё мнение. |
3 | Актуализация и пробное учебное действие. | - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать? Тема нашего урока: Россия на карте. (На доске). Прием “Корзина идей” На доске: Россия – это ... - Мы говорим Россия. А что же это такое? … Отечество ... государство ... наша Родина ... место обитания многих животных и растений ... страна, где мы живем …РФ – Российская Федерация - Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Какие символы нашей России вы знаете? Символы России. Слайд 4, 5. - Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Слайд 6. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах. И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности? (На доске – карта). - Как вы думаете, кому нужна карта, кому она может помочь? (путешественникам, геологам, историкам, географам) | Умение определять тему и постановка цели урока. Умения высказывать свои предположения. |
4 | Выявление места и причины затруднения. | Посмотрим, как выглядит наша страна на карте. Научимся читать карту. Правильно показывать объекты на настенной карте. - Что такое карта? Слайд 7. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Слайд 8. История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. Слайд 9. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Слайд 10. | Знать правила ведения диалога. Умения высказывать свои предположения. |
5 | Построение проекта выхода из затруднения. | Как показывать объекты на настенной карте? Стой у карты справа. Показывай только указкой. Показывай не надпись, а сам объект. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко. Слайд 11. Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. | Умение слушать, запоминать и применять на практике полученные знания |
6 | Реализация построенного проекта. | Условные обозначения. Слайд 12. Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет). Как читать карту. Слайд 13. Научимся определять стороны горизонта на карте. Север на карте – вверху, юг – внизу, запад - слева, восток - справа. Что обозначают на карте различные цвета. Голубым цветом на карте обозначается – вода. Зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Равнины (низменности) обозначаются зелёным цветом, а горы (возвышенности) – жёлтым и коричневым цветом. Условные знаки карты. Работа с учебником: стр. 95. - Какие условные обозначения вы знаете, назовите? | Умение слушать, запоминать и применять на практике полученные знания Умение работать с учебником. |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи. | Работа с настенной картой. На доске и на Слайде 14. - Продолжим знакомство с поверхностью России. (Равнины и горы). - Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России? (Ответы учеников у карты). ("Моря, озера, реки"). - Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать? - Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились? (Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова). | Умение работать у доски, работать с картой. |
| Физминутка | | Умение повторять движения, двигаться в заданном ритме. |
8 | Включение в систему знаний и повторения. | Работа по учебнику. Откройте на стр. 96 – 97. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. | Умение работать с учебником, отвечать на вопросы. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону. | Работа в тетради. Задание 1 – 3 на стр. 39 – 40 в рабочей тетради. | Умение работать самостоятельно, аккуратно. Умение сравнивать и анализировать. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового мы узнали на уроке? Прием “Воздушный шарик” - Покажите мне ваше состояние. (Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть). - Кто хочет пояснить свой выбор? | Анализировать, сравнивать, оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников, участвовать в диалоге. |
11 | Домашнее задание | Домашнее задание. Слайд 15. 1. Прочитать тему по учебнику (стр.90 - 97), ответить на вопросы, стр. 95. 2. Подготовить рассказ с фотографиями об одном из городов России, стр. 97. | |