kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру: "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию представления обучающихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании. Знакомит с разнообразие полезных ископаемых и областями их добычи, применения. Раскрывает значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны. Развивает познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру: "Полезные ископаемые"»

Урок на тему: "Полезные ископаемые»

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать и корригировать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, презентация, таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра. И урок нам начать пора.

II . Проверка домашнего задания.

Фронтальная проверка.

-Что составляет основу экономики?

(Природные богатства и труд людей)

-Какие природные богатства знаете?

(Воздух, вода, почва ,полезные ископаемые, растения ,животные)

III. Сообщение темы и целей урока.

-Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже


Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».

IV. Работа по теме урока.

- Давайте выясним, что такое полезные ископаемые? 
- Как вы понимаете слова полезные и ископаемые?
- Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
- Давайте, сравним с определением в учебнике. 
Ученики читают по учебнику вводную статью Полезные ископаемые

(стр.46).
Рассказ учителя:
- Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых.
- Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо - это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы - это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например, поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.


V. Практическая работа в группах 
- А с какими полезными ископаемыми мы познакомимся на уроке, вы узнаете, отгадав сказки-загадки.
- А теперь внимательно послушайте сказки, которые я вам расскажу. После сказок я вам задам вопросы.
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
Учитель. - Кто догадался, о каком полезном ископаемом идёт речь?
-Молодцы! (Учитель показывает образец гранита).


- Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров.
Учитель. - Кто узнал это полезное ископаемое?
-Верно. (Учитель показывает образец каменного угля).


Учитель: - Подумайте, какие известные вам полезные ископаемые я не назвала?
(известняк, железная руда, нефть, природный газ, поваренная соль.)
Региональный компонент.

-Какие полезные ископаемые добывают в нашей республике?

В нашей республике добывают много полезных ископаемых. Но одним из главных является нефть…

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов. Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Гранит

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.


Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Известняк

Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь - древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Учитель: Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.
- В каждой группе на парте находятся образцы полезных ископаемых. 
- Рассмотрите образец, определите его название.
- Установите свойства данного полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, (горючее или нет, можно спросить у учителя).
- Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
- Для правильного построения своего ответа используйте карточку Карточка « Помогай-ка»
1. Название полезного ископаемого-----------------------------------------------
2. Свойства: 
а) цвет------------------------------------------------------------------------------------ 
б) твердое или жидкое---------------------------------------------------------------- 
в) прозрачное или непрозрачное----------------------------------------------------
г) плотное или рыхлое-----------------------------------------------------------------
3. Применение---------------------------------------------------------------------------
VI. Работа по учебнику (стр.46-47)
- Для чего добывают полезные ископаемые? 
Ученики читают статью Для чего их добывают (стр.47).
- Что называют месторождениями?
Ученики читают статью Как их добывают (стр.48)
- Используя фотографию в учебнике на стр48, расскажи о труде шахтёров.
VII. Беседа об охране полезных ископаемых.
- Полезные ископаемые это клад нашей страны. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Подземные богатства это богатства, которые невозможно восстановить. 
-Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров, затоплений. Полезные ископаемые ,как уже мы сказали добывают и в нашей республике.
-Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей).
Дети самостоятельно читают в учебнике статью Охрана полезных ископаемых (стр.51).
Беседа по прочитанному.
VIII. Повторение изученного.
Проверь себя.стр.50.
IX. Итог урока. Рефлексия (под музыку).
- А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Закончите предложения.

Я чувствовал себя ___________________________ .
Я работал с __________________________ настроением.
Я _________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда___________________________________ .
Я бы хотел стать более _______________________________.
- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
X . Домашнее задание. 
1. Работа с учебником стр. 46-49. пересказ
Вы можете выполнить то задание, которое вам наиболее интересно.
3. Творческое задание (по желанию). Подготовить сообщение по теме.
- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру: "Полезные ископаемые"

Автор: Фаткулина Гульсиня Мухаматдиновна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "131940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416248494"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру  "Полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "278399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453069490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "147693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419446673"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" (урок-проект) "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie-urok-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "149928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420371756"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока окружающего мира  на тему: «Наши подземные богатства» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-nashi-podziemnyie-boghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "174452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства