1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье».
2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
4. Развивать устную речь учащихся.
5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научаться объяснять, что такое культура общения, дружная семья ; делать выводы из изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру " Моя дружная семья" »
Дата: 18.02.2014г.
Класс: 2 «А»
Учитель начальных классов : Яненко О.Д.
Цели и задачи:
1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье».
2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
4. Развивать устную речь учащихся.
5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научаться объяснять, что такое культура общения, дружная семья ; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация «Наша дружная семья», плакаты "Будь внимателен к близким!", "Помогай по дому", памятка «Этикет в семье».
Ход урока
Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.
2. Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.
- Прочитайте на стр. 41 учебника, как он называется. (Общение)
- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
- Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
- Чтение рассказа (читает учитель).
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история?
– Что особенного запомнилось?
– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
- Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей).
– Какое чувство испытал Толя в начале истории?
– Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Вывод: Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
3. Работа по теме урока.
1. Постановка учебной задачи.
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Об общении, о семье).
- Сегодня тема нашего урока «Наша дружная семья».
– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке?
Узнаем, что такое семья, семейные традиции. Будем учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми.
2. Работа над понятием «семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «семья».
Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей.
Семья – самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
– Семью можно изобразить в виде дерева, а членов семьи – листочков этого дерева. Сейчас я предлагаю вам написать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).
4. Музыкальная физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
3. Работа над понятием «культура общения» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– В каждой семье должна соблюдаться культура общения.
– А что же такое «культура общения»?
– Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».
Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.
– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
– Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей).
4. Работа над понятием «дружная семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».
Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.
– Ребята, сейчас внимательно смотрите на доску и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?
Вы часто говорите маме, что любите её?
Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.
Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.
Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
– Хорошо ли поступили мальчики? ( Ответы детей).
– Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?
( Ответы детей).
Работа над понятием «семейные традиции» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».
– Что такое «семейные традиции»?
– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача».
Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
- А теперь давайте познакомимся с семейными традициями наших одноклассников.
6. Обобщение изученного материала.
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Что такое «семейные традиции»?
7. «Посадка» дерева класса. (Дети получают раздаточный материал – листочек дерева).
– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево.
8. Рефлексия. Подведение итогов урока.
А сейчас Вы сами построите дом своей мечты.
- У каждого на парте есть лист с рисунком дома и бревнышек-слов. Вам нужно будет построить дом своей мечты. Прочитайте слова на бревнышках и стрелками с домом соедините те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
понимание
раздражение
вражда
любовь
взаимопомощь
ссора
радость
безразличие
уважение
наказание
улыбка
– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось? Чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, хочу подарить вам памятки «Этикет в семье».