Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира во 2 классе "Наша дружная семья"»
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема :«Наша дружная семья».
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
ЦЕЛИ УРОКА:
Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».
Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).
Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
Дидактическое обеспечение. Презентация, учебник.
Форма использования мультимедийного оборудования. Проецирование на экран при фронтальной работе с классом
ОБОРУДОВАНИЕ:
толковые словари С. И. Ожегова;
компьютер, мультимедиапроектор;
карточки со словами: «семья», «родство», «традиции»;
листы с рисунком дома;
«Чудо-дерево» ;
большое солнце – макет тепла семьи;
набор ладошек «Моя семья»;
музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I. Организация класса (слайд 1)
- Доброе утро, ребята. Для начала урока предлагаю подойти всем к доске. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.
— А с каким настроением вы пришли на урок?
П усть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.
- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…
-Что вы видите? ( на доске изображение дома)
-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я!
.-Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Почему вы так решили?
III. Сообщение темы урока. (слайд 2)
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
Постановка цели урока. (слайд 3)
-Сегодня на уроке:
- Уточним понятие «Семья», «традиции», «родство».
- Узнаем правила общения в семье.
-Назовем признаки дружной семьи.
-Посадим необычное дерево.
IV. Формирование новых знаний и умений. (слайд 4)
Загадки ( слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1
мама
. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2
папа
. Шкаф тяжелый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет? Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И
дедушка
беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4
бабушка
. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5
Брат(сын)
. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В
сестрёнка
семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7
тётя
. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
В
дядя
стрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
(ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)
2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
-Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Прошу группы назвать слова и зачитать его значение.
Признаки дружной семьи. (слайд 6)
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
4. Работа с учебником . (слайд 7)
- Обычно в дружных семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым. Откройте помощник- учебники на стр.47 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи Нади и Серёжи.
5.Знакомство с семьями одноклассников. (слайд 8)
- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем. Расскажите нам о своих семьях ,а символ вашей семьи «ладонь» повесьте на наше дерево. ( чтение сочинений «Моя дружная семья»).
– У вас у всех замечательные дружные семьи.
V. Физминутка.
За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)
А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)
После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)
VI. Продолжение работы.
Вернёмся к помощнику- учебнику( стр. 46). -Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.
-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
-Подумайте, что такое «культура общения»? Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения. (слайд 9)
Упражнение «Продолжи предложение» (слайд 10)
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске.
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были… — Я люблю, когда бабушка… — Мои мама и папа для меня самые… — Я люблю своих родителей за то, что… — Я доверяю своим родителям… — Я люблю своего дедушку за то, что… — Я хочу своим родителям пожелать… — Свою семью я считаю… — Моя мамочка для меня самая… - Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … - Я желаю своим близким …
3. Пожелания родителей своим детям (видео) (слайд 11)
— А хотели бы услышать голос своих самых близких: мам, пап,… (на видео родители высказывают свои пожелания детям).
- После таких приятных слов, хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…
4. Дом моей мечты. Приложение 1 (слайд 12)
-Ребята, напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
-Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску)
п онимание
раздражение
в ражда
любовь
в заимопомощь
ссора
радость
безразличие
уважение
наказание
VII. Обобщение.
- Сегодня я узнал(а)…
VIII. Рефлексия (слайд 13)
Закончите предложения
-Мне понравилось…
– Урок заставил меня задуматься…
- Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 3
IX . Домашнее задание: (слайд 14) Дома попробуйте создать древо жизни своей семьи. Внизу, посредине вы пишете свое имя. Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя. Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку. Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д. Приложение 2
X. Пожелания учителя
Я хотела бы пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.
-Чтобы исполнились наши мечты завершим наш урок песней «Три желания».
— Давайте, сравним, с каким настроением вы пришли на урок, и с каким уходите? (ответы детей).