Урок по литературному чтению во 2 классе "Малые фольклорные жанры"
Урок по литературному чтению во 2 классе "Малые фольклорные жанры"
Урок по литературному чтению во 2 класса является первым из серии трех последовательных в разделе "Фольклорные мотивы". Дети раскроют понятия "фольклор", "устное народное творчество". Расширят знания о малых фольклорных жанрах: народных песенках, потешках, пестушках, прибаутках, закличках, приговорках , считалках. На уроке предусмотрена работа в парах и групповая работа. Дети сравнивают колыбельные песенки. Упражняются в умении составлять постер при изучении нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: сформировать представление о народных песенках, потешках, пестушках, прибаутках, закличках, приговорках считалках.
Развивающие: развитие интереса к уроку, логического мышления, умения извлекать знания из различных источников.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважения к народному творчеству, взаимоуважения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты после изучения раздела:
Предметные: знать виды и формы малых жанров устного народного творчества;
Личностные: проявлять уважение к народному творчеству;
Системно – деятельностные: применять способы речевой деятельности: слушание, говорение, чтение для получения информации, для общения в устной форме.
Ход урока.
І – Организационный момент.
Психологический настрой.
Фонетическая зарядка.
Ра – ра – ра – начинается …. Игра
Ру – ру – ру – мы начнем играть … в игру.
Ры – ры – ры – нет начала у … игры
ІІ – Повторение изученного.
Анализ изложения.
ІІІ – Введение в новую тему.
Объявление темы.
Диалогическая беседа.
- Что такое фольклор? Знакомо ли вам это слово? (ответы детей)
-Откройте учебник на странице 21 - 29, ознакомьтесь с содержанием раздела, прочитайте заголовки к текстам. Что вы теперь сможете сказать? Фольклор это …
- а как можно объединить эти произведения одной фразой? (народное творчество)
Работа с учебником.
Чтение текста по законченным фразам. Беседа в ходе чтения.
У каждого народа есть бесценное сокровище – устное народное творчество или фольклор…
- Давайте попробуем разобраться, что значит устное народное?
Устное - означает передачу из уст в уста (устно);
народное - означает, что автор произведения не определен, он не один. Мы знаем, кто был первым рассказчиком.
творчество - от слова «творить», «придумывать», «сочинять»
- Мы уже немного ознакомились, какие произведения относятся к устному народному творчеству?
( Дети называют жанры. Оформляем их в виде солнышка с лучами.)
- Как по другому называется устное народное творчество? (фольклор – народная мудрость).
Продолжаем чтение:
Слово «фольклор» переводится с английского языка как «народная мудрость».
Из поколения к поколению передавались произведения устного народного творчества: песни, потешки, приговорки, пословицы, загадки, сказки.
Целевая установка.
- Сегодня мы подробнее познакомимся с колыбельными песенками, потешками, пестушками, прибаутками, закличками, считалками. Вы узнаете о назначении и особенностях этих произведений.
ІІІ – Изучение нового материала.
Прочитайте пословицу:
«Где песня поётся, там счастливо живется»
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Объясните почему?
Учитель: Какие в них есть особенности, присущие казахскому и русскому народам?
- Кроме колыбельных, есть другие жанры устного народного творчества, назовите их.
Дети читают названия: потешка, пестушка, прибаутка, закличка, считалка.
Учитель: - Как видите, малые жанры устного народного творчества очень разнообразны, поэтому сегодня на уроке изучать их мы будем по группам.
Работа в группах. Обработка информации.
(раздаю звездочки, месяцы, цветочки, солнышки)
1).Дети образуют группы.
2) Повторение правил работы в группах.
1-я группа подробнее познакомится и расскажет нам о песенках, 2-я группа – расскажет о потешках и пестушках, 3-я - расскажет о прибаутках и закличках, 4 – я – о считалках. Небольшая информация есть в учебнике, вы ее прочитаете. А еще у вас на столах лежат листочки с дополнительной информацией к вашему материалу.
( На первом этапе дети в группах самостоятельно читают определения малых жанров фольклора, знакомятся с произведениями. Сообща отвечают на вопросы, составляют кластер. При этом используется светофор: красный цвет – нужна помощь, желтый цвет – почти готовы, зеленый цвет – готовы отвечать).
(После выступления отдельной группы происходит его оценивание 3-мя группами. Каждая группа оценивает выступление и ставит оценки по критериям. Суммируя оценки, выводят итоговую с помощью символа)
ІV- Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы узнали новое …. (продолжить ответ)