- коррекция и развитие речи учащихся в процессе ответов на вопросы;
- коррекция и развитие познавательных процессов, а именно операций мышления в ходе анализа и синтеза слов.
3) воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради;
- воспитывать дисциплинированность на уроке.
Оборудование: плакат с правилом, плакат с загадкой, иллюстрация с изображением чайника, карточки со скороговорками.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Встали все прямо, ровненько, спинки выпрямили. Теперь все тихонько садитесь. Кто сегодня у нас дежурный?
- Лёша, какое сегодня число? Месяц? Год? День недели?
- Какой сейчас будет урок? А какой он по счёту?
- Посмотри в окно, скажи какая сегодня погода? А осадки есть? Какие?
- Молодец, садись!
2) Логопедическая минутка.
- Ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны скороговорки. Посмотрите, прочитайте про себя.
- А теперь давайте каждый по очереди прочитает нам свою скороговорку правильно, очень красиво, выразительно и как можно быстрее. Сергей, начинай читать.
- Молодцы, ребята! Все хорошо прочитали.
3) Проверка домашнего задания.
- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы его очень внимательно послушайте:
Было сели, стало съели,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак
Нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный,
Объясненье,
И подъезд, и объявленье.
- Понравилось стихотворение?
- О чём оно?
- Итак, что вы изучали на прошлом уроке?
- Кто мне скажет, что вам было задано на самоподготовку?
- Давайте проверим упражнение 6 на странице 128. Все списали упражнение? Молодцы.
- Дима, читай первое предложение и объясни, как ты его выполнил.
- Хорошо, правильно. У всех так? Саша, прочитай следующее предложение.
- А у кого-нибудь есть другой вариант? Виталик, объясни всем что здесь надо было написать.
- Молодец! И последнее предложение, кто желает ответить?
- Правильно, все проверили, ошибки свои исправили?
4) Изучение нового материала.
- Как и люди, слова живут семьями. Родственники – люди похожи друг на друга – глаза у всех серые или носы курносые. Родственники – слова тоже имеют общую примету. Возьмём слова хлебный, хлебушек, хлеборезка (слова написаны на доске). Примета их родства – хлеб (выделяется мелом другого цвета). Эта общая часть есть у всех родственников – слов.
- А сейчас, ребята, отгадайте загадку, которую вы видите на доске:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу!
Крышка звонко зазвенела:
- Пейте час. Вода вскипела! (чайник)
- Ребята, что это такое?
- Правильно, чайник (вывешивается иллюстрация).
- Посмотрите на текст загадки и найдите слово – родственника к отгадке. Кто скажет, какая у этих слов общая часть?
- Правильно, выйди к доске и подчеркни её.
- А теперь найдите в учебнике упражнение 1 на странице 129. Артём, прочитай нам всем задание.
- Дима, читай стихотворение. Молодец, садись.
- Итак, кто мне скажет, какие слова связаны родством?
- Назовите их общую примету.
- Запишите в тетради у себя число, классная работа, упражнение 1. Давайте выпишем выделенные слова и подчеркнём в них общую часть. Виталик, пошли к доске, а все остальные выполняют в тетради.
- Ребята, давайте теперь прочитаем правило, которое выделено в рамку на странице 130.
- Запишите его в тетрадь и выучите наизусть очень хорошо.
5) Физминутка.
- Давайте немного отдохнём. Все встали и выполняем:
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
6) Закрепление изученного материала.
- Отдохнули? Найдите упражнение 2. Давайте выполним его на доске и в тетради. Кто пойдёт к доске?
- Хорошо, Дима, садись. Дальше пойдёт Саша.
- Молодец. Последний столбик запишет Артём.
- Хорошо, ребята.
7) Домашнее задание.
- На самоподготовку вы возьмёте упражнение 3 и выучите правило. Посмотрите задание в упражнении. Всем понятно как его выполнять?
8) Подведение итогов.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- Вам что-нибудь не понятно?
- Все хорошо работали, молодцы! На этом наш урок окончен, можете идти на перемену.