II. Сообщение темы и цели урока. | 4 мин. | Послушайте отрывок песни и скажите о чём эта песня? - Что такое Россия для автора этой песни?(как представляет Россию автор этой песни?) - Как, вы думаете, почему этот урок я начала с этого клипа? -С какой новой природной зоной мы сегодня познакомимся? - Правильно тема урока: «Россия – страна лесов» - Что мы должны узнать? - Это будет планом изучения всей темы «Лесной зоны». | Просмотр видеоклипа Ответы на вопросы (о России) Лес, ветки деревьев - речь о России, о природе -Речь пойдет о лесе, о лесной зоне. Постановка целей урока: Географическое положение 2)климатические условия. 3)Растения леса. 4)Животные леса. 5)Занятие населения. 6)Экологические проблемы. |
IV. Работа по новой теме. 1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. 2.Географическое положение 3.Климатические условия | 1 мин. 5 мин 8 мин 1 мин. | 1.Вступительное слово учителя. Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена Россия – лес. Зона лесов занимает 1\3 территории России. - И так отправляемся в заочное путешествие по лесной зоне. 2.- Давайте напомним первый пункт плана. Проверка задания: - Каким цветом вы раскрасили зону лесов на контурной карте. Почему? -Покажите лесную зону на карте. 3. Прочитайте второй пункт плана. Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно поработать с учебником. - Работать будете в парах. На партах лежат листы с заданиями и инструкциями как их нужно выполнять. Возьмите лист и карточку №2 и выполните задание. (Приложение 1) - Проверка задания Сравните климатические условия лесной зоны с тундрой. Вывод: К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и поэтому его лучи приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. | 1) - Географическое положение. Индивидуальная работа учащихся. 1. На стр. 127 найдите, где находится зона лесов. -Предположите, каким цветом может быть показана зона лесов на карте. Почему? Работа с картой - Работа в парах: 1. Чтение текста на стр. 127-128 Заполнение таблицы климатических условий природных зон. Ответы учащихся (С севера на юг, солнце поднимается выше, больше тепла (Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче). |
5. Растения леса 6. Краеведение | 10 мин 5мин 2 мин | 5. -Напомните третий пункт плана. -Разнообразие лесов России. -- На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой. А какие условия нужны для того, чтобы выросли деревья? - Какие виды лесов вы знаете? Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача узнать какие растения характерны для того вида леса, который указан на ваших листочках. На листе №2 дана инструкция, как нужно выполнить задание. (Приложение 2) 1гр. –хвойные леса(тайга) 2гр.-широколиственные леса 3 гр.смешанные леса После у вас будет время поделиться информацией друг с другом. Проверка задания. Выступление 1 человека от группы. Вывод: Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу. К югу от тайги расположены смешанные и широколиственные леса. В смешанных лесах вместе с хвойными деревьями растут разнообразные лиственные (показать на карте) - Какое значение имеет опавшая листва для леса? (слайд ) Лесная подстилка: удобряет почву и придает рыхлость, удерживает воду в лесной почве и предохраняет растения и нити грибниц от высыхания. Зимой спасает почву от глубокого промерзания. В лесной подстилке обитают животные, зимуют. Лесная подстилка регулирует количество молодой поросли леса. Не давая прорастать большому количеству семян. - Почему, грибы мы изучаем отдельно? Вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. - Оказывается, грибы нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений - гриб-мухомор. - Какие ягоды растут в лесах? 6. Краеведение. - Ребята, а в какой природной зоне живём мы с вами? - Какие в нашей местности встречаются виды лесов? Вывод: значит, все особенности с которыми познакомились характерны и нашей местности. | Растения леса. Слушают рассказ учителя (Солнце- температура воздуха- влага- почва- растения.) Лес: Хвойный, смешанный, широколиственный Проверка заполнения таблицы. 1. Чтение текста 1гр.- Стр. 128 2гр. –стр.129-130 3 гр. – стр. 129 2. Дайте определение 3. Выберите, те иллюстрации и названия растений, которые характерны вашему виду леса. Приклейте их на лист. 4. подготовьте выступление. Заполняют таблицу, выбрав иллюстрации нужных растений Для 2 группы: – Каким образом расположены растения в широколиственном лесу? -Как можно объяснить ярусное положение растений в лесу? Выступление учащихся Ярусами – От того, какие деревья растут в лесу, зависит жизнь других лесных растений. Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. -Ответы учащихся -Ответы учащихся -Ответы учащихся Лесная зона Смешанные, широколиственные, хвойные |
V. Итог урока | 2мин | - Подведем итоги нашей работы. « Анализ природной зоны» (коллективно составление кластера) - Все ли пункты плана мы рассмотрели? На следующем уроке мы продолжим изучать лесную зону, узнаем о том, что дает человеку лес, какие экологические проблемы существуют, а про животных леса узнаете дома.
| Составление кластера (зоны лесов) |