kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия - страна лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Россия – страна лесов Урок по учебнику О. Т. Поглазова «Окружающий мир» в 4 классе Программа «Гармония». Тип урока: открытие новых знаний. Цели: 1. Раскрыть основные географические и климатические особенности лесной зоны и её растительного мира. 2. Развивать познавательную активность детей, вырабатывать у них умения работать с картой, книгой. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы. 3.Воспитывать любовь к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ООМ 4 класс открытый урок»

Бортникова Т.В.

Учитель нач. классов

МАОУ «Моргуновская ООШ»


Тема урока:  Россия – страна лесов

Урок по учебнику О. Т. Поглазова «Окружающий мир» в 4 классе

Программа «Гармония». Тип урока: открытие новых знаний.

 

Цели:

1.   Раскрыть основные географические и климатические особенности лесной зоны и её растительного мира.

2.    Развивать познавательную активность детей, вырабатывать у них умения работать с картой, книгой. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

3.Воспитывать любовь к Родине.



Оборудование: Презентация, карта природных зон России, учебник, рабочая тетрадь, инструкции к выполнению.

  



Этапа урока

хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организацион-ный момент


1мин.

Я хочу на зорьке встать,
Солнце первой повстречать.
Крикнуть: « С добрым утром, солнце!»
И оно мне улыбнется.
Давайте улыбнемся и мы друг другу
Доброе утро!-
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам-
Улыбчивым лицам.

Доброе утро и нашим гостям. Поприветствуйте их своей улыбкой.

Настрой на урок

Приветствие гостей

II. Сообщение темы и цели урока.


4 мин.

  1. Послушайте отрывок песни и скажите о чём эта песня?

- Что такое Россия для автора этой песни?(как представляет Россию автор этой песни?)

- Как, вы думаете, почему этот урок я начала с этого клипа?

-С какой новой природной зоной мы сегодня познакомимся?

- Правильно тема урока: «Россия – страна лесов»

- Что мы должны узнать?









- Это будет планом изучения всей темы «Лесной зоны».


Просмотр видеоклипа

Ответы на вопросы

(о России)

Лес, ветки деревьев


- речь о России, о природе



-Речь пойдет о лесе, о лесной зоне.






Постановка целей урока:

  1. Географическое положение

2)климатические условия.

3)Растения леса.

4)Животные леса.

5)Занятие населения.

6)Экологические проблемы.



III. Рефлексия

1мин.

- Прежде, чем приступить к работе определите уровень знаний по этой теме и отметьте себя на этом рисунке.

К этой иллюстрации мы вернемся в конце урока.

Дети отмечают на иллюстрации уровень знаний по теме в начале урока.

IV. Работа по новой теме.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
















2.Географическое положение
















3.Климатические условия

1 мин.



















5 мин
















8 мин

















1 мин.

1.Вступительное слово учителя.

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена Россия – лес.

Зона лесов занимает 1\3 территории России.

- И так отправляемся в заочное путешествие по лесной зоне.

2.- Давайте напомним первый пункт плана.








Проверка задания:

- Каким цветом вы раскрасили зону лесов на контурной карте. Почему?

-Покажите лесную зону на карте.

3. Прочитайте второй пункт плана. Для того, чтобы ответить на вопрос,

нужно поработать с учебником.

- Работать будете в парах.

На партах лежат листы с заданиями и инструкциями как их нужно выполнять. Возьмите лист и карточку №2 и выполните задание.

(Приложение 1)

- Проверка задания

Сравните климатические условия лесной зоны с тундрой.

Вывод: К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и поэтому его лучи приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений.
























1) - Географическое положение.

Индивидуальная работа учащихся.

1. На стр. 127 найдите, где находится зона лесов.

-Предположите, каким цветом может быть показана зона лесов на карте. Почему?


Работа с картой



- Работа в парах:

1. Чтение текста на стр. 127-128









Заполнение таблицы климатических условий природных зон.

Ответы учащихся

(С севера на юг, солнце поднимается выше, больше тепла

(Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче).









4.Физкультминутка

2мин

Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в деревья  превратитесь.
Сколько нас здесь посчитай!(счёт)
Бодро ветками качай!



5. Растения леса












































































































6. Краеведение

10 мин

















































5мин




























































2 мин

5. -Напомните третий пункт плана.

-Разнообразие лесов России.

-- На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой. А какие условия нужны для того, чтобы выросли деревья?
- Какие виды лесов вы знаете?

Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача узнать какие растения характерны для того вида леса, который указан на ваших листочках. На листе №2 дана инструкция, как нужно выполнить задание. (Приложение 2)

1гр. –хвойные леса(тайга)

2гр.-широколиственные леса

3 гр.смешанные леса После у вас будет время   поделиться информацией друг с другом.
















Проверка задания.

Выступление 1 человека от группы.


Вывод: Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу. К югу от тайги расположены смешанные и широколиственные леса. В смешанных лесах вместе с хвойными деревьями растут разнообразные лиственные (показать на карте)

- Какое значение имеет опавшая листва для леса? (слайд )

Лесная подстилка: удобряет почву и придает рыхлость, удерживает воду в лесной почве и предохраняет растения и нити грибниц от высыхания. Зимой спасает почву от глубокого промерзания. В лесной подстилке обитают животные, зимуют. Лесная подстилка регулирует количество молодой поросли леса. Не давая прорастать большому количеству семян.

- Почему, грибы мы изучаем отдельно? Вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

- Оказывается, грибы нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений - гриб-мухомор.

- Какие ягоды растут в лесах?

6. Краеведение.

- Ребята, а в какой природной зоне живём мы с вами?

- Какие в нашей местности встречаются виды лесов?

 

Вывод: значит, все особенности с которыми познакомились характерны и нашей местности.


Растения леса.

Слушают рассказ учителя







(Солнце- температура воздуха- влага- почва- растения.)

Лес: Хвойный, смешанный, широколиственный




 

Проверка заполнения таблицы.

1. Чтение текста

1гр.- Стр. 128

2гр. –стр.129-130

3 гр. – стр. 129

2. Дайте определение

3. Выберите, те иллюстрации и названия растений, которые характерны вашему виду леса. Приклейте их на лист.

4. подготовьте выступление.

Заполняют таблицу, выбрав иллюстрации нужных растений

Для 2 группы:

– Каким образом расположены растения в широколиственном лесу?

-Как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?

Выступление учащихся

Ярусами

– От того, какие деревья растут в лесу, зависит жизнь других лесных растений.

Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями.

 




-Ответы учащихся

























-Ответы учащихся

























-Ответы учащихся



Лесная зона



Смешанные, широколиственные,

хвойные

V. Итог урока

2мин

- Подведем итоги нашей работы.

 « Анализ природной зоны» (коллективно составление кластера)

- Все ли пункты плана мы рассмотрели?

На следующем уроке мы продолжим изучать лесную зону, узнаем о том, что дает человеку лес, какие экологические проблемы существуют, а про животных леса узнаете дома.

Составление кластера (зоны лесов)

VI. Рефлексия

Оценивание

2 мин

Вернемся к иллюстрации, и оцените уровень своих знаний по изученному материалу. Отметьте себя на этом рисунке, где вы сейчас находитесь?

Словесная оценка: вы хорошо поработали, молодцы. Я посмотрю, как вы выполнили задания на листочках, и поставлю вам оценки.

Оценивание

VII. Домашнее задание.

1 мин

Домашнее задание:

·   -   Животные лесной зоны (сообщение)

- Составление синквейна на тему «Лес»


Спасибо всем за работу.









Инструкция № 1.


  1. Причитайте текст на стр. 127 -128.

  2. Заполните таблицу в карточке № 2.

3. Подготовьте выступление, сравнив климатические условия лесной зоны с тундрой.



Инструкция № 2.


1 группа – Хвойные леса (тайга)

1.Прочитайте текст на стр. 128

2. Дайте определение, что такое хвойные леса.

3. Выберите, те иллюстрации и названия растений, которые характерны вашему виду леса. Приклейте их на лист.

4. Подготовьте выступление.





Инструкция № 2.


2 группа – широколиственные леса

1. Прочитайте текст на стр.129-130.

2. Дайте определение, что такое широколиственные леса.

3. Выберите, те иллюстрации и названия растений, которые характерны вашему виду леса. Приклейте их на лист. Учитывайте, каким образом расположены растения в широколиственном лесу?

-Подумайте, как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?

4. Подготовьте выступление.




Инструкция № 2.


3 группа смешанные леса.

1.Прочитайте текст на стр. 129

2. Дайте определение, что такое смешанные леса.

3. Выберите, те иллюстрации и названия растений, которые характерны вашему виду леса. Приклейте их на лист.

4. Подготовьте выступление.






































Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

  1. Сведения об авторе: Бортникова Татьяна Викторовна, МАОУ «Моргуновская ООШ», Тема урока:  Россия – страна лесов.

Урок по учебнику О. Т. Поглазова «Окружающий мир» в 4 классе

Программа «Гармония». Тип урока: открытие новых знаний.


  1. Технологическая карта урока:

Предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс

Тема учебного занятия

Россия – страна лесов.

Форма учебного занятия

изучение нового материала

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные

Развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности

Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся

1.   Раскрыть основные географические и климатические особенности лесной зоны и её растительного мира.

2.    Развивать познавательную активность детей, вырабатывать у них умения работать с картой, книгой. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

3.Воспитывать любовь к Родине.

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные

  1. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении законов последовательного соединения

  2. Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования и решения задач

  1. Организация работы в парах и группах при решении учебных исследовательских задач

  2. Выслушать устные ответы учащихся о зоне лесов (климатические условия зоны, географическое положение и растительный мир)

  1. повторить особенности растительного мира леса

  2. расширить знания о роли леса в природе

  3. познакомит учащихся с экологическими проблемами лесной зоны

  4. развитие слуховой памяти, обогащение словарного запаса учащихся

  5. воспитывать уважительное и заботливое отношение к лесу, как к природному богатству.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Самоопределение:

  • рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование:

  • мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,

3.Читать вслух и про себя тексты

учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе пары и группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.

5. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Регулятивные:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

3. освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, сравнение, клас­сификация, получением информации открытом информационном пространстве);

4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Технологические особенности (технические условия, используемое оборудование, используемые функции программного обеспечения и (или) интерактивной доски, используемые ресурсы сети Интернет).

  1. Демонстрационное оборудование :

Презентация, карта природных зон России, учебник, рабочая тетрадь, инструкции к выполнению, контурные карты, листы белой бумаги, клей, фломастеры, иллюстрации растений.



Просмотр содержимого презентации
«оом 4 кл Россия - страна лесов»

Учитель начальных классов Бортникова Татьяна Викторовна МАОУ «Моргуновская ООШ»

Учитель начальных классов Бортникова Татьяна Викторовна МАОУ «Моргуновская ООШ»

Зона лесов занимает 1/3 территории России.

Зона лесов занимает 1/3

территории России.

Растения лесов Вид леса деревья тайга кустарники смешанный Травянистые растения Широколист - венный Ель, сосна, пихта, лиственница , кедр Береза, осина, ольха, ива, черемуха Орешник, калина, крушина, шиповник, малина Клен, ясень, вяз, дуб, липа Сныть. копытень, лютик

Растения лесов

Вид леса

деревья

тайга

кустарники

смешанный

Травянистые растения

Широколист - венный

Ель, сосна, пихта, лиственница , кедр

Береза, осина, ольха, ива, черемуха

Орешник, калина, крушина, шиповник, малина

Клен, ясень, вяз, дуб, липа

Сныть. копытень, лютик

Тайга  По мере продвижения к югу все гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами озер и болот. Эти леса называют тайгой.

Тайга

По мере продвижения к югу все гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами озер и болот. Эти леса называют тайгой.

Смешанный лес Находится к югу от тайги С хвойными деревьями растут и лиственные

Смешанный лес

  • Находится к югу от тайги
  • С хвойными деревьями растут и лиственные

Широколиственные леса   Дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Это – широколиственные леса. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Широколиственные леса

Дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Это – широколиственные леса.

У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Удобряет почву; придает рыхлость; удерживает воду в лесной почве; предохраняет растения и нити грибниц от высыхания; зимой спасает почву от глубокого промерзания; зимуют животные; регулирует количество молодой поросли леса.
  • Удобряет почву;
  • придает рыхлость;
  • удерживает воду в лесной почве;
  • предохраняет растения и нити грибниц от высыхания;
  • зимой спасает почву от глубокого промерзания;
  • зимуют животные;
  • регулирует количество молодой поросли леса.
Особые представители леса Грибы не растут сами по себе. Им нужны деревья. Они питают грибы органическими веществами, способствуя их росту .

Особые представители леса

Грибы не растут сами по себе. Им нужны деревья.

Они питают грибы органическими веществами, способствуя их росту .

Нижний ярус леса Лесные ягоды малина брусника Триггеры настроены на ответы. клюква ежевика черника

Нижний ярус леса

Лесные ягоды

малина

брусника

Триггеры настроены на ответы.

клюква

ежевика

черника

Цветы леса колокольчики ландыши фиалка Триггеры настроены на ответы. незабудка подснежник сон-трава

Цветы леса

колокольчики

ландыши

фиалка

Триггеры настроены на ответы.

незабудка

подснежник

сон-трава


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия - страна лесов"

Автор: Бортникова Татьяна Викторовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок окружающего мира в 4 классе Тема:"Россия-страна лесов" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-tiema-rossiia-strana-liesov"
    ["file_id"] => string(6) "121786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414072250"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок окружающего мира во 2 классе по теме: " Россия - наша Родина" (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-rossiia-nasha-rodina-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "177834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424712914"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-taigha-smieshannyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "301414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства