Дата: 24.10.14
ТЕМА: ФИЗИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ Красота человека
Основные задачи урока: формировать представление о физической и духовной красоте человека, о нравственных ценностях и чертах характера красивого человека; формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; воспитывать желание быть духовно и физически красивым человеком.
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: применять правила вежливого общения; получат возможность научиться: контролировать свое поведение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.
Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений
Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.
Образовательные ресурсы: иллюстрации, отображающие общение между людьми.
Сценарий урока
Сообщение темы и цели урока
–Прочитайте девиз нашего урока: А. П. Чехова «…В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки …» Объясните слова (слайд 1)
Освоение нового материала. Работа по учебнику.
Задание 1.
– Прочитайте в учебнике отрывок из стихотворения Ю. Семендера. Почему мальчик хотел стать то горой, то лесом, то рекой?
– Что имели в виду Гора, Лес, Река, когда просили мальчика стать Человеком? (У человека свое место в природе. Он может подняться выше гор, повидать такие дальние края, до которых не добежит и река, а его творения могут пережить и тысячи лет.) Что горы, леса и реки ждут от тебя? (Они ждут, что мы вырастем настоящими людьми и будем им не врагами, а друзьями и помощниками.)
исполин [исполин] м. 1) Человек очень высокого роста, крупного телосложения; великан, богатырь. ... Великий человек, гений (ритор.). Исполин науки.
(слайд 2)
– Какого человека вы считаете красивым?
– Доскажите слова в конце предложений.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... («Спасибо!».)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... («Добрый день!».)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: ... («Здравствуйте!».)
Когда нас побранят за шалости,
Мы говорим: ... («Прости, пожалуйста!».)
И в России, и во Франции, и в Дании
На прощанье скажи: ... («До свидания!».)
– Назовите обобщенное понятие, которым можно объединить эти слова. (Вежливые слова.) (слайд 3)
- Видели ли вы скульптуры, изображающие тело человека? В чём их красота?
(слайд 4)
- А какие люди вам нравятся больше, с красивым лицом, телом или люди, совершающие красивые поступки?
ВЫВОД:
А. П. Чехова «…В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки …» (слайд 5)
Задание 2.
– Прочитайте текст. В чем красота души, мыслей, поступков? (стр.64)
– Можно ли считать красивым глубоко невежливого человека?
– Красив ли человек, предавший друга?
– Какие поступки одноклассников вы считаете красивыми?
Задание 3. (стр.65) Работа в парах.
– Рассмотрите рисунки. В чем красота поступков ребят? (Помогают нести тяжелые сумки, уступают место в транспорте.)
– На каком рисунке дети ссорятся? (На третьем.)
– Как вы смогли ответить на этот вопрос? (Рассмотрели жесты, мимику лиц детей.)
Физ. Минутка
– А сейчас поиграем. Встаньте, ребята. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – присядьте на корточки.
1. Поздороваться при встрече.
2. Толкнуть и не извиниться.
3. Свистеть, кричать, шуметь в школе.
4. Уступить место старшим.
5. Не вставать на обращение учителя.
6. Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
7. Попрощаться уходя.
Чтение рассказов учащимися. Обсуждение
– Какие поступки ребят вам понравились? Какие нет? Свой ответ объясните.
II. Применение освоенного в практической деятельности. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 6.
– Подчеркните, что вы считаете самым важным в человеке. (Доброта, отзывчивость, правдивость, дружелюбность, щедрость.)
Задание 7.
– Подумайте, о чем вас предупреждают эти рисунки. (О настроении человека.) Когда ты самый красивый? (Когда улыбаюсь.)
III. Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.
– Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград; если сделал добро – забудь, а если получил его от других, то помни.
Ученик читает стихотворение Н. Юсупова «Простите!».
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите!» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
– Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...
«Простите!» – казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!..
– Как еще можно извиниться? Какими словами вы попросите прощения?
– О доброте и вежливости сложено много пословиц, поговорок, сказано мудрых слов. А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ.)
Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Монтень.)
Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. (слайд )
(Ш. Руставели.)
Учитель читает стихотворение А. Барто «Как Вовка стал взрослым».
– Составим правила добрых поступков:
1) Здоровайся при встрече.
2) Не груби, даже если сердит.
3) Проявляй доброжелательность.
4) Будь вежлив и воспитан.
5) Не дай погибнуть в себе доброте! (клип о доброте)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какого человека можно считать красивым?
– Что вы особенно цените в друге?
– Что вы считаете важным в человеке, чтобы назвать его красивым?
Домашнее задание: задания в рабочей тетради (с. 20, задание 6; с. 21, задания 8–10).
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите!» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
– Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...
«Простите!» – казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!..