Урок окружающего мира по теме "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Урок окружающего мира по теме "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Урок окружающего мира для первого класса по теме "Почему нельзя ловить бабачек?" построен с использованием Сингапурской системы. На уроке были использованы структуры: Релли Робин, Эй АР ГАЙД, МИКС ФРИЗ ГРУПП. Для повышения мотивации применена аудиозапись "Времена года".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" »
Разработка урока по Сингапурской системе обучения.
УМК «Школа Россия»
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Учитель: Насибуллина И.С.
Тема урока: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цель урока: знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; изучение и обобщение правил поведения в природе.
Задачи урока:
1.Образовательные: - дать представление о цветах и бабочках, встречающихся на лугу; учить посредством мыслительных операций логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос; - расширять кругозор детей.
- развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; - развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3. Воспитательные: - воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы;
- воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать аккуратность, любознательность.
Познавательные УУД:
- формулировать правила поведения в природе;
- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе полученной информации;
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- отвечать на итоговые вопросы;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- оценивать свои достижения на уроке и совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ход урока.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
- Класс! Сигнал тишины.
Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их добрыми улыбками и начнем урок.
Ребята, проверим готовность к уроку.
- Поприветствуем партнеров по плечу (ладошами)
- Поприветствуем партнеров по лицу (кулачком)
- Улыбнемся друг другу.
- Капитаны, посмотрите, правильно ли лежат менеджменты на столах? №2 и №3 ближе к учителю, №1ё и №4 дальше от учителя.
2 этап. Актуализация.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у вас!
2. Закрепление пройденного материала.
-Какие времена года вы знаете?
-Какое сейчас время года?
-Назовите весенние месяцы.
- Какой месяц сейчас наступил?
Ученик.
Месяц май пришел на землю,
Месяц солнца и травы,
Вся природа пробудилась:
Лес, луга, поля, сады.
3.Введение в тему урока.
-Представьте себе, закрыв глаза, что вы сейчас находитесь на лугу.
Звучит музыка со звуками насекомых на лугу «Летний закат».
(Слайд №1.)
-Какие звуки вы услышали, что представили? (Ответы детей.)
Ученики. Цветы, бабочки, травы.
Учитель. - А представьте, каким стал бы луг, если исчезнут цветы, бабочки, травы? (Ответ детей).
Учитель. Цветы, бабочки, травы делают окружающую нашу природу красивой.
5.Сообщение темы урока.
-Сегодня мы окажемся на лугу, вспомним названия растений и насекомых луга и постараемся ответить на главный вопрос нашего урока «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» (Слайд №5.)
- А вы, ребята, любите ходить на природу? - Почему на отдых люди стремятся на природу? (Природа притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; там можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…) - Как дышится на природе? (На природе легко дышится, потому что воздух очень чистый, пахнет травами, ягодами, грибами…)
- У вас на столах листочки. В столбике «до» вставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
3 этап. ЭЙ АР ГАЙД
До
Утверждения
После
Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян).
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром.
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!
4 этап. Работа над новым материалом.
Открывается доска, на ней плакат с изображением луговых растений. (Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года. Май. Июнь.»)
Учитель.
а) Почему мы не будем рвать цветы?
С удовольствием хочу
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Землю будут украшать!
Ученик.
Приглашение услышал,
И лишь солнышко взошло,
Зазвенел над нашим лугом
Мой веселый голосок.
Тонколистый, синеглазый,
Очень нежный лепесток.
Пьет росу, склонив головку,
Как называется мой цветок?
Дети отгадывают загадку.
Ученик.
Я ромашка полевая,
Про меня все дети знают,
Растем всегда на воле,
Красивей нас нет,
Любуйтесь нами в поле,
Не рвите нас в букет!
Ученик.
Здесь у рощицы березовой,
С колокольчиком, с ромашкой,
Где к лугам сбегает рожь,
Клевер весело цветет.
Я клевер знатный,
Сочный, нежный, ароматный.
Ученик.
Звать его нам нечего,
Он и сам придет.
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой лютик золотой.
- А почему нельзя рвать цветы? (дети выбирают правильные ответы в группах)
- будет пусто и некрасиво;
-насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;
- мама будет ругать; посадят в тюрьму.
- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут
- И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги).
Итог: почему же мы с вами не будем рвать цветы?
(дети делают вывод)
Работа в рабочих тетрадях. Задание №1.
б) Почему мы не будем ловить бабочек?
Учитель. - Ребята, станет ли теперь нарядным наш луг? (Ответы учеников)
- Кого еще не хватает на нашем лугу?
Ученики. - На лугу нет насекомых.
Учитель. - А кто такие насекомые?
Ученики. - Насекомые - это животные, у которых по 6 ног.
Вывод: у насекомых шесть ног. (Слайд №13.)
На нашей планете существует около 2 мил. насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Все насекомые важны и нужны в природе. Они часть природы.
- Каких насекомых вы видите на экране?
МИКС ФРИЗ ГРУПП
Звучит музыка, учащиеся передвигаются по классу. Музыка останавливается, учащиеся замирают на месте. Учитель задаёт вопрос. Учащиеся формируют гуппы по такому ответу.
-Сколько времен года вы знаете?
- Какой месяц сейчас наступил?
-Сколько цветов у радуги?
-У насекомых сколько ног?
- Который день недели сегодня?
Продолжение знакомства с насекомыми луга.
- Отгадайте загадку, кто это появился на нашей лужайке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
А он вспорхнул и улетел.
Что же это за «цветок».
(Слайд №16.)
- Бабочки, одни из самых красивых живых существ на земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная.
- Посмотрите, какие красивые бабочки (дети рассматривают иллюстрации). Давайте попробуем подобрать каждой бабочке её название.
(дети берут картинку бабочки и ищут подходящее название, потом объясняют, почему они так думают)
(Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги)
-Сейчас вы будете работать в группах.
-Внимательно послушайте задание. На каждом столе есть желтые карточки с заданием. Надо находить на каждой строчке лишнее слово. Вы по очереди выполняете эту работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
Вывод.
- Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)
- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…
- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы.
- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!
Итог: почему же мы с вами не будем ловить бабочек?
-Наблюдая за природой можно узнать многие её секреты.
-А почему бабочки и цветы всегда рядом? (Ученики рассуждают.)
-Почему бабочки не могут жить без цветов? (Питаются их нектаром.)
-А цветы без бабочек? (Опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян.)
- А теперь прочтите, как объясняет это Мудрая Черепаха в учебнике на с.47.
Учитель.
- В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в природе. - Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу. Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек.
Запрещающие знаки по поведению в природе.
Дети придумали правила о том, как вести себя в природе и создали запрещающие знаки.
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
* Не разоряй муравейники. Муравьи – санитары леса.
* Не разводи костер в лесу, на лугу, в поле.
* Нельзя шуметь и оставлять мусор в лесу, на лугу, в поле.
*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.
(учитель раздает памятки детям)
5 этап. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Сейчас мы проверим свои знания.
ЭЙ АР ГАЙД
До
Утверждения
После
Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.
–
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян).
+
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром.
+
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать
–
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить!
–
Итог урока.
- Чему мы сегодня учились на уроке, какие вопросы ставили для себя?
(Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?)
- Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
(ответы детей)
Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
Давай пройдёмся медленно по лугу, И “здравствуй”, скажем, каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
Работа по учебнику.
-Откройте учебники на с. 46. Рассмотрите рисунки.
1группа – что дети делают неправильно, придя на луг?
2 группа – что надо делать, чтобы сохранить красоту луга?
- Прочитайте вывод на с.47.
-Ребята, собираемся отдохнуть на природе. Как вы думаете, что бы вы взяли с собой? Какие предметы мы не должны брать с собой? (Высказывания учеников.)
Дети читают вывод (слайд № 32.)
Аутотренинг.
Дети закрывают глаза. Учитель спокойным, мягким голосом говорит:
-Я лежу в траве.
Трава мягкая, шелковистая…
-Вдыхаю прекрасный аромат. Слышен стрекот кузнечиков… Слышится шуршание букашек… Мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем, всем, всем…
Но вот подул ветерок, мы чувствуем, что набирали сил, стали бодрыми.
Мы открываем глаза. У нас хорошее настроение.
Мы хотим жить в мире с природой. Мы будем её защитниками!
- В заключении мне хочется прочитать вам стихотворение.
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. – ПОМНИТЕ об этом, ребята! - Какое настроение у вас в конце урока? Почему?