МОУ «Белозерская СКОШ- интернат VIII вида»
Урок окружающего мира для
2 класса по теме:
«Дикое животное - заяц»
Учитель: Бушманова Ольга Викторовна
2014-2015г.
Цель: формировать представления детей о зайце.
Задачи:
- формирование представления о зайце, как представителе диких животных; расширить и уточнить знания детей о диких животных; обогатить словарь и речь учащихся сравнениями и притяжательными прилагательными; упражнять в составлении описания животного по плану;
- коррекция речи; зрительного восприятия;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
наглядность: заяц; карточки с животными (заяц, волк, медведь, еж, белка) ;2-3 картинки с изображениями зайца; карточки – слова( длинные уши, косые глаза, короткий хвост, пушистая шерстка, короткие передние лапы, длинные задние лапы, редкая, линяет, густая, растения)
презентация « Заяц – дикое животное»; выставка книг;
средства обучения: карточки с заданиями «Закончи предложения»; осколочные картинки зайца, карточки со словами; силуэты животных.
Ход урока:
- Организационный момент .
- Работа с календарем погоды.
- Актуализация опорных знаний и представлений.
а) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации внимания.
1. Летом серый, зимой белый( заяц)
2.Лесной колобок- колючий бок. Кто это?( еж)
3.В сосне дупло.
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?( белка)
4.Серый разбойник-
Зубастая пасть.
Страшно злодею
В лапы попасть. ( волк)
5.Он в в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна-
Просыпается от сна.( медведь)
б) Обобщающая беседа (фронтальный опрос).
- Назовите всех животных одним словом. Почему?
2. Введение в тему.
а) Сообщение темы урока:
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным. А о каком животном мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если правильно соберете картинку. КАРТИНКА -ПАЗЛ
- Кто же это?
-Кто может сказать. Какая тема нашего урока?
- На уроке мы узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.
- Из каких частей вы собрали картинку?( заячья морда, заячьи лапы, заячьи уши, заячий хвост)
К нам на урок пришел тоже Зайка.
3. Изучение нового.
а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков.
Учитель выставляет 4-5 картинок с различными изображениями зайца и дает установку:
- Что одинаковое у зайцев на всех картинках? КАРТИНКИ ЗАЙЦЕВ
- Какие видите различия?
- Чем покрыто тело зайца?
- Какая у него шерсть?
- Какие части тела вы видите?
- Какие лапы у зайца?
- Почему у зайца длинные уши? ( улавливает любой шорох)
- Почему у него косые глаза? ( глаза расположены не близко к носу, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади
- Почему у него задние лапы длинные, а передние короткие?( когда заяц убегает от своих врагов- волка, лисы, ястреба( они все не прочь полакомиться зайчатиной) он выбрасывает свои длинные задние лапки и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю или держит свою еду.
В гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем (перевертываясь, кувыркаясь при движении, стремительно, очень быстро). Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком» (переворачиваясь через голову), т. к. передние лапы у зайца короткие.)
Давайте ее хором повторим («В гору – бегом, а с горы – кувырком»)
Б) Игра « Найди силуэт зайца» КАРТОЧКИ « СИЛУЭТЫ»
Я вам выдам листочки. На этих листочках вам надо найти силуэт зайца. Обведите его( можно раскрасить). А как можно раскрасить зайчика?( можно оставить белым, а можно раскрасить серым)
В) Работа с картинами
- Значит, чем покрыто тело зайца? ( ШЕРСТЬЮ)
-Какого цвета она летом и ранней осенью?(буровато – серая) КАРТИНКА ЗАЙЦА СЕРОГО
- Почему она такая цветом?( сливается с травой, сухими веточками, землей)
- Летом тепло и у зайца шерсть какая? ( РЕДКАЯ, ЧТОБЫ БЫЛО НЕ ЖАРКО)
-Какого цвета зимой и поздней осенью? ( заяц меняет шубку на белую) КАРТИНКА ЗАЙЦА БЕЛОГО
- Значит заяц линяет. Вот он какой становится зимой. Зимой холодно и шерсть у него становится густой, чтобы ему было всю зиму тепло на снегу.
- А какая поговорка о том, какой заяц летом, а какой зимой.( Летом серый, а зимой белый)
-А как вы думаете, чем питается зайка?( морковка, капустная кочерыжка, кора деревьев
- Как одним словом назвать это все?( растения)
- А сейчас Мокина Вика нам расскажет,чем питается зайчик.
Весной и летом зайцу раздолье- сочная трава, корешки. Зайцы совершают набеги на ближайшие огороды и едят там морковь, капусту, салат.
А вот зимой им приходится туго. Зимой основной пищей для них является кора. Своими набегами они сдирают с осин кору, а без коры деревья могут погибнуть, засохнуть. Поэтому лесники, которые оберегают лес и лесных животных, запасают летом траву( косят, сушат ее и ставят в стога) И животные- зайцы, лоси приходят к этим стогам и едят сено.
б) Презентация «Заяц – дикое животное».
- Сейчас мы посмотрим презентацию о зайчике. А вы постарайтесь запомнить о нем.
в) Обобщающая беседа после просмотра.( обратить внимание на выставку книг)
4.Работа по схеме.
5. Обобщение.
а) Работа по учебнику (стр. 69, задание 2). Упражнение в подборе слов – антонимов
Задание №2. Прочитать, сравнить и сказать. У слабых учеников карточки подсказки.
Уши у зайца длинные, а хвост - ?.
Летом мех у зайца серый, а зимой - ?.
Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?.
Голова у зайца маленькая, а туловище - ?.
Фронтальная проверка - чтение предложений по цепочке.
б) Упражнение в заканчивании предложений по смыслу (самостоятельно).
Задание: «Вставить вместо точек нужные слова и записать текст в тетрадь» (у слабых учеников карточки – подсказки):
Заяц живет в …
У зайца … глаза, … уши, … хвост.
… ноги спасают зайца от врагов.
Зимой зайцы …, а летом ….
Выборочное чтение, выставление оценок.
6. Итог урока.
Выставление оценок.
- Как называем животных, которые сами добывают себе пищу?
- О каком диком животном мы сегодня говорили?
- Что нового узнали о зайце?
- Спасибо всем за хорошую работу на уроке.
Карточки деформированного текста:
Заяц живет в …
У зайца … глаза, … уши, … хвост.
… ноги спасают зайца от врагов.
Зимой зайцы …, а летом ….
Заяц живет в …
У зайца … глаза, … уши, … хвост.
… ноги спасают зайца от врагов.
Зимой зайцы …, а летом ….
Заяц живет в …
У зайца … глаза, … уши, … хвост.
… ноги спасают зайца от врагов.
Зимой зайцы …, а летом ….