Урок окружающего мира
«Наши помощники – органы чувств».
2 класс
Попова И.А.
МБОУ «СОШ № 8»
г.Ханты-Мансийск
2013г.
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Цели урока: Уточнить понятие «органы чувств»; положить начало формированию
знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
способствовать развитию интереса в познании самого себя; развивать
мышление, речь учащихся.
Оборудование: рисунок человека без лица, геометрический материал разной формы
и величины; игрушки: резиновый мяч, машинка, запись «Звуки
леса»; долька лимона, зубчик чеснока; три стакана с водой:
солёной, сладкой, кислой; рукавички, корзина с накидкой, апельсин,
яблоко, клубок ниток; мультимедийная презентация.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Ход урока: I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
II. Вводная беседа.
- Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.
- А вы хотите в лето?
- А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 2)
Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 3) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. (Слайд 4) Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)
А вот около речки, увидели камни. (Слайд 5) Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).
- Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).
- Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 6)
III. Постановка проблемы.
- Я хотела бы, познакомить вас с одним интересным человеком. (На доске рисунок человека, но без лица). Очень странный человек. Почему? (Нет лица, нет ушей).
Он считает, что они ему не нужны. Вот ещё – умывать их. Как вы думаете, прав ли он? Нам с вами надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
IY. Изучение нового материала.
- Чтобы точно и полно ответить на вопрос, нам предстоит провести исследование- Кто такой исследователь? (Слайд 7)
1. - Предметом нашего исследования будет человек, вернее его организм. Чтобы узнать какого помощника мы будем исследовать в первую очередь, надо отгадать загадку. (Слайд 8)
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
- Теперь разделимся на две группы и приступим к исследованию. Каждая группа получает своё задание.
1-я – группа (геометрический материал разной формы и величины). Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
2-я – группа (игрушки: резиновый мяч, машинка). Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что мы можем увидеть.
Выступление представителей от групп:
1-я – глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предмета.
2-я – различаем цвет, форму, пронаблюдать движение предметов.
(Слайд 9) Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. орган. Орган зрения.
- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. Так что глаза нам очень нужны.
- Что надо делать, чтобы у вас всегда было хорошее зрение? (Читать при хорошем освещении; нельзя читать лёжа; смотреть телевизор на расстоянии 2-3 метров; при письме свет должен падать слева; тереть глаза грязными руками; чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз).
- Вернём человеку глаза.
Физминутка (гимнастика для глаз) (Слайд 10)
- Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза. (Слайд 11)
2. - Перед вами четыре картинки. (Слайд 12) Определите, какую я загадала. (Звучит запись «Звуки леса»).
- Что помогло вам почувствовать, услышать это?
- Речь людей, шум ветра, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам всё это почувствовать?
(Слайд 13)
- Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человеку.
- Как сохранить здоровым этот орган? (Защищать уши от сильного шума, от ветра; правильно чистить уши; не допускать попадания воды в уши; если у вас заболели уши, обратитесь к врачу).
- Посмотрите как разнообразна форма ушей у животных. (Слайд 14)
3. – Проведём опыт. (Слайд 15) Сможете ли вы с закрытыми глазами определить предмет по запаху?
Приглашаются представители команд. Им предлагается зубчик чеснока, долька лимона.
-Вы хорошо справились с заданием. Умение человека различать запахи получило название обоняние. (Слайд 16)
- А как сохранить орган обоняния?
Учебник стр. 20:
Чтение рубрики «Обрати внимание» (Правила , которые надо соблюдать, чтобы сберечь орган обоняния)
Работа с рубрикой «Этот удивительный мир. Материал для любознательных». (Дети узнают кого называют композиторами).
- Давайте вернём нос нашему человеку.
- Обратите внимание на разнообразные формы носа у различных животных.
(Слайд 17)
4. – Отгадайте загадку. (Слайд 18)
Приглашаются три ученика. Им выдаются три стакана с водой: солёной, сладкой, кислой.
- Понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
- Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус.
- Что помогло вам определить, что вода солёная, кислая, сладкая? (Язык) (Слайд 19)
Учебник стр. 21-22
Чтение статьи «Вкус» (Узнаём о функциях языка)
Рубрика «Задание»
- Давайте и язык вернём человеку.
- Язык в жизни животных играет немаловажную роль, у некоторых он даже является инструментом ловли добычи. (Слайд 20)
5. Игра «Узнай, что в корзине» (Слайд 21)
Учащимся предлагается на ощупь (в рукавичке) определить предмет в корзине. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, яблоко, апельсин, клубок). Корзина закрыта салфеткой.
- Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?
Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.
- Как, при помощи чего вы смогли отгадать предмет? (Кожи) (Слайд 22)
На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
- Какое значение имеет кожа в жизни человека?
Кожа – самый крупный орган чувств. У взрослого человека её площадь составляет около двух квадратных метров, а вес – два – три кг. У кожи есть несколько названий, которые отражают её значение в жизни человека. Кожа – «крепостная стена», она отгораживает человека от внешней среды. Кожа – «защитница»: покров тела спасает организм от проникновения вредных веществ и ультрафиолетовых лучей. Кожу называют ещё «телогрейкой» и «одеялом», и «очистителем», и «вторым лёгким». Все эти определения показывают, что кожа очень нужна нашему организму и при серьёзных её нарушениях человек может умереть. Далее рассказ учителя о «Золотом мальчике».
Кожа у живых существ на земле бывает различной. (Слайд 23)
- Во и закончилось наше исследование. Теперь посмотрите на человека, у него появилось лицо. Я думаю, мы смогли ему доказать, как необходимы для жизни наши помощники. А также сможем ответить на вопрос: кто же они, наши помощники. (Слайд 24)
- Обратите внимание на экран. С левой стороны таблицы – органы, а справой – чувства.
Y. Итог урока.
- Дополните предложения. (Слайд 25)
YI. Домашнее задание: Стр. 22 рубрика «Домашняя работа», подготовить правила
охраны кожи. По желанию: составить небольшой рассказ
«Запахи осени».