Директор МКОУ ХМР СОШ с. Нялинское
_____________________ Е. Т. Зеленская
«______» __________________ 2014 г.
«Технологии обучения».
МКОУ ХМР СОШ с. Нялинское
Урок-игра «Путешествие по городу «Дорожная грамотность» строится с целью формирования потребности у обучающихся в безопасном поведении на улицах и дорогах городов и деревень.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому освоение таких важных жизненных истин как правила дорожного движения в игровой форме усваиваются легче и остаются в памяти.
Урок построен на основе системно – деятельностного метода.
На этапе самоопределения к деятельности дети активизируются, осуществляется призыв к деятельности.
С помощью учителя в совместной деятельности детьми определяется тема урока, постановка учебных задач, выстраивается проект выхода из затруднения.
Дети на основе деятельности в игровой форме с опорой на жизненный опыт получают сведения о правилах, о знаках дорожного движения, моделируют поведение на дорогах в конкретных ситуациях.
Рефлексивная деятельность обучающихся осуществляется также в форме игры.
Дети получают информацию о дифференцированном домашнем задании по принципу мини – макса: обязательное, дополнительное и творческое задание.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение конечной цели.
Игровая форма урока способствует заинтересованности обучающихся, созданию комфортных условий для каждого ученика.
Тема: «Берегись автомобиля! | Тип: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями |
Форма: игровая «Путешествие по городу «Дорожная грамотность» |
Цель: создание условий для формирования у обучающихся безопасного поведения на дорогах. Задачи: учить безопасному поведению на улицах и дорогах; уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, дорожных знаков, сигналов светофора; развивать мышление, память, умение анализировать, выделять главное в тексте, делать выводы; работать в группах; воспитывать чувство бережного отношения к себе и к окружающим. |
Планируемые результаты |
Предметные: | Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; находить необходимую информацию в различных источниках; участвовать в работе группы | Личностные: |
Межпредметные связи: работа на персональном компьютере, организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за её ходом и результатом, формирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке |
Ресурсы урока: рабочая программа «Окружающий мир» 2 класс, учебник «Окружающий мир» 2 класс стр.,12 – 17, рабочая тетрадь стр. 8 – 11, электронное приложение «Окружающий мир» 2 класс. Презентация [49] |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» - «хочу» - «могу») |
Видеоролик «Движение на дорогах» - Как движутся автомобили? - Что помогает водителям и пешеходам передвигаться по улицам городов и деревень? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? - Прочитайте тему урока на стр. 12 учебника. Слайд - Какие учебные задачи поставим перед собой? - А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу «Дорожная грамотность». Путешествовать мы будем вот по этому маршруту, делая остановки. У вас есть маршрутные листы, которые вам помогут не сбиться с пути. - Искать ответы, на поставленные вопросы мы будем экипажами. У нас их три. Состав экипажа: водитель, инспектор и два пешехода. Каждый экипаж передвигается на своём автомобиле. За передвижение отвечают водители. В пути я вам буду помогать и направлять. Моя роль – инструктор по ПДД. | - Очень быстро. - Правила дорожного движения. - О правилах дорожного движения. - Берегись автомобиля! Высказывания детей. Уточняют задачи урока с помощью учебника. Рассматривают на доске карту путешествия, названия остановок. Дети разделены на 3 группы, у каждой маршрутный лист. В каждой группе есть водитель, инспектор, пешеходы, пассажиры. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
- А какое название будут носить экипажи, сейчас мы с вами разыграем. Начинаем разговор Про трёхглазый… (светофор). - Скажите, почему светофор так называется? - Вспомните каких. - А кто знает, почему для светофора были выбраны именно эти цвета? - Сигналы светофора выбрали неслучайно. Красный цвет хорошо виден и днём и ночью. Это тревожный цвет, он напоминает нам об опасности. - Что обозначает красный сигнал светофора? - Вы получаете название по цвету «Красный экипаж». - Прочитайте ваш девиз. -Жёлтый – это цвет предупреждения. Машины, которые работают прямо на дорогах, - бульдозеры, краны, асфальтовые катки – обычно выкрашены в жёлтый цвет. Дорожные рабочие надевают яркие жёлтые куртки. Водители из далека, видят жёлтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. - Что обозначает жёлтый сигнал светофора? - Вы получаете название «Желтый экипаж». Прочитайте ваш девиз. -Наконец, зеленый. Теперь можно спокойно переходить дорогу. Зеленый цвет спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев. - Что обозначает зелёный сигнал светофора? - Вы получаете название по цвету «Зелёный экипаж». - Прочитайте ваш девиз. | Подготовленный ученик сообщает: Слово это составлено из двух частей: свет и «фор». Что значит «свет», я думаю, вы и так знаете. А вот что такое «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе – светофор – значит «носитель света», «несущий свет». Светофор и правда несёт свет, причём трёх разных цветов. - Красного, жёлтого и зелёного. Высказывают предположения. Выявляют недостаточность знаний. Определяют тему урока, учебную задачу. Отвечает первый экипаж. Первый экипаж получает название «Красный экипаж». Экипаж читает девиз: Красный цвет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! Отвечает второй экипаж. Второй экипаж получает название «Желтый экипаж». Экипаж читает девиз: Жёлтый свет – предупрежденье, Жди сигнала для движенья. Отвечает третий экипаж. Третий экипаж получает название «Зеленый экипаж». Экипаж читает девиз: Зелёный свет открыл дорогу: Переходить ребята могут. |
Выявление места и причины затруднения |
| Выявляют причину затруднений. Знаем: что такое светофор, для чего он нужен. Умеем: отличать света светофора. Хотим узнать: другие правила безопасного поведения на дорогах. Хотим научиться: применять полученные знания для движения по улицам и дорогам городов и деревень. |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Отправляемся в путь. Раздаётся сигнал автомобиля. -Посмотрите на маршрутные листы. Какие остановки мы должны сделать? | 1. «Проспект Светофора» 2. «Парк дорожных знаков» 3. «Школа пешехода» 4. «Конечная» На доске появляются названия остановок. |
Реализация построенного проекта |
- Первая остановка «Проспект Светофора» Задание для инспекторов. - Если группа готова к ответу, то покажите сигнальную карточку зелёного цвета, показывает тот, кто будет отвечать, если возникли затруднения – красный цвет, ответ готов, но есть сомнения – жёлтый цвет. На доске слайд для проверки. Физкультминутка. Раздаётся сигнал автомобиля. Путешествие продолжается. - Какая следующая остановка? - Следующая остановка «Парк дорожных знаков» Задание для водителей. Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки. - После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так назван, и где вы его можете увидеть на дороге. Соедините стрелками из цветной бумаги рисунки и названия знаков. - Проверим на доске слайд. Раздаётся сигнал автомобиля. - Как называется следующая остановка? - Следующая остановка «Школа пешехода» -На этой остановке мы будем учиться рассказывать о правилах дорожного движения, а ещё попробуем их показать. Прочитайте текс на стр. 14 – 15 учебника «О ступеньках под землю и полосатой «зебре» Расскажите по плану: 1 экипаж: Для чего предназначена мостовая. Как нужно её переходить. 2 экипаж: «Почему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего нужны полоски? Как быть, если поблизости нет «зебры»? 3 экипаж: Что такое подземный переход? Можно ли переходить улицу по мостовой, если рядом есть подземный переход. | Каждая команда получают листы. 1 экипаж: Светофоры делят на два вида. Подпишите на карточках, как называются светофоры каждой группы. 2 экипаж: Наклейте из самоклеящейся бумаги на первом светофоре сигнал «Стойте», на втором – «Внимание», на третьем – «Движение разрешается». 3 экипаж: На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком «Идите». Подпишите название сигнала под пешеходным светофором. На слайде. Дети маршируют под музыку и следят глазами за движением сигналов светофора. Каждый экипаж получает по два дорожных знака. После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так называется, где мы его можем увидеть на дороге. 1 экипаж: «Надземный пешеходный переход» и «Движение пешеходов закрыто» 2 экипаж: «Подземный пешеходный переход» и «Движение на велосипедах запрещено» 3 экипаж: «Пешеходная дорожка» и «Пешеходный переход» Расскажите по плану: 1 экипаж: Для чего предназначена мостовая. Как нужно её переходить. 2 экипаж: «Почему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего нужны полоски? Как быть, если поблизости нет «зебры»? 3 экипаж: Что такое подземный переход? Можно ли переходить улицу по мостовой, если рядом есть подземный переход. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
У доски разметка: границы мостовой, прерывистая по середине, приклеенные скотчем. | 1 экипаж Водители в руках держат руль и движутся в двух направлениях. Пешеход показывает как нужно переходить дорогу. 2 экипаж Водители в руках держат руль и движутся в двух направлениях. Инспектор держит знак «Пешеходная дорожка». Пешеход показывает, как нужно переходить дорогу. 3 экипаж Водители в руках держат руль и движутся в двух направлениях. Инспектор держит знак «Подземный переход». Пешеход показывает, как нужно действовать. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
| Самостоятельно выполняют задания на персональном компьютере по теме «Берегись автомобиля!» Выполняют самопроверку, сравнивая полученный результат с эталоном |
Включение в систему знаний и повторение |
| № 2 стр.8 |
Рефлексия учебной деятельности |
- Мы с вами благополучно добрались до станции конечная, не нарушая правил дорожного движения. - Скажите, что на уроке вы узнали нового? Оцените работу группы с помощью сигналов: Зелёный цвет: отлично. Жёлтый цвет: небольшие неудачи. Красный цвет: были затруднения. - Кто желает высказаться? Отметки за урок. -Всего доброго, берегите себя! Домашнее задание. Страница 12 – 17 учебника – выучить дорожные знаки Рабочая тетрадь: страница 11 № 4 Дополнительное задание Найти информацию о дорожных знаках http://lyceum8.ru/pdd/ Творческое задание Небольшое сочинение « Сами не видят, а другим показывают» | Знаковая система оценивания Знак | Значение знака | «зеленый» | Все выполнено верно, материал усвоен хорошо | «желтый» | Есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно | «красный» | Много ошибок, материал не понят, нужна помощь | |
«_____»_____________________20__г.