Класс 2 | УМК «Гармония» Предмет: Окружающий мир |
Название раздела | Человек и общество |
Урок | №2 |
Тема урока | Разнообразие профессий людей |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний |
Решаемые проблемы урока | Что такое «профессия»? Что научился делать человек, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд? |
Педагогическая цель | формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи |
Задачи урока | Образовательные: • обогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей; начать подготовку к выполнению проекта. Развивающие: • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять). Воспитывающие: • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: -создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное; -содействовать развитию умения наблюдать, исследовать; -формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя; Регулятивные: - обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; -содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов. Коммуникативные - содействовать развитию у детей умению общаться; -обеспечить развитие диалогической и монологической речи. Личностные: -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов. -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Используемые технологии | личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) -ИКТ |
Ожидаемый результат | учащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное; работать в паре и группе |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Учебник – с. 36–44; Рабочая тетрадь – с. 16–17, задания 26–28; Тестовые задания - с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 (выборочно). Образовательные ресурсы: знаки с правилами поведения; карточки с телефонами спецслужб; фотографии спасателей МЧС, презентация, видеоматериал |
| Содержание учебного материала | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Мотивационный момент |
| Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. | Слушают приветствие учителя. Настраиваются на работу. | Л 1 К 2 |
Актуализация знаний |
| Без труда не вытащить и рыбку из пруда | Читают пословицу, записанную на доске. Объясняют смысл | Л-4 К – 2 |
Постановка учебной задачи. |
Слайд №3 | ...Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, - нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно... (Отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Все для всех».) | Отвечают на вопросы Делают вывод Ставят вопросы к уроку Читают по учебнику название темы урока Да Вопросы на доске Что такое «профессия»? Что научился делать человек, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд? | Л 2 Р 1 К 2 П 5 |
| ФИЗМИНУТКА | | |
Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) |
Слайд 4 Слайд № 5 Слайд № 6 | Рабочие, колхозники, врачи, инженеры, учителя - это одна дружная трудовая семья. Все заинтересованы в том, чтобы вырастить больше хлеба, сделать больше машин, тканей, одежды. С чего начинается трудовая деятельность каждого человека? Какие трудовые обязанности есть у вас? Кем хотите стать? Чему вы научились на уроках технологии? Какие навыки приобрели? Чему еще вы бы хотели научиться? Задание 1. Работа по учебнику. С.49 О каких профессиях в нем говорится, подчеркните опорные слова. Какие предметы изобрел человек, облегчающие труд? (Экскаватор, стиральная машина, автоматические устройства, компьютер.) Кем бы вам хотелось стать? Задание «Соотнесите слова в столбиках». Какие еще профессии нужны в магазине, школе, больнице, театре? Физминутка для глаз Задание 2. Люди каких профессий изображены? (Врач, пожарный, программист, учитель.) Что нужно знать о природе и человеке людям этих профессий? | Работа в парах. Отвечают на вопросы. Подчёркивают слова: Землекоп, прачка, архитектор, конструктор, врач, ученый, актер, эколог, учитель. Читают отрывок. Узнают о профессии эколог Работают в паре Отвечают на вопросы Работают по иллюстрациям учебника | Л 2 Р 1 К 2 П 5 |
Применение освоенного в практической деятельности. |
| Работа в тетради на печатной основе Задание 1. Кем хотят стать ребята, укажите цифрами место их будущей работы? (Продавцом (6), секретарем (4), учителем (7), моряком (3), летчиком (1), врачом (2), инженером (5).) Задание 2. Из перечисленных профессий назовите те, которые выбирают люди, любящие природу. (Эколог, служитель зоопарка, биолог, дрессировщик, ветеринар, астроном.) Задание 3. „ Задание 4. Прочитайте просьбу кикиморы болотной, которую она направила экологам. Предположите, какой ответ дал эколог? Выберите из предложенных. (Нельзя нарушать природные связи!) | Обсуждается фронтально. Дети самостоятельно выполняют задание на листочках, учитель – на доске. Работают самостоятельно | |
Обобщение изученного материала |
Слайд №7 Слайд №8,9,10 Слайд №11 Слайд №12 | Обратимся к словарю русского языка: «Это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по- другому, это его работа». Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно. Попробуйте узнать профессии по тем предметам, которые нужны людям определенной профессии. Чек, весы, касса... (Продавец.) Шланг, вода, спецодежда... (Пожарный.) Ножницы, шампунь, лак... (Парикмахер.) Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Мы все семьею дружною В одной стране живем, И каждый честно трудится На месте да своем. Объясните, как вы понимаете эти строки. Ребята, каждая профессия требует крепких знаний. Чтобы стать профессионалом, надо хорошо учиться и не бояться труда. Чтоб уметь все делать ловко, нам нужна во всем сноровка. Нужно многому учиться, постараться не лениться, Творческое задание «Собери пословицы». Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание в группах. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.) 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Проверка | Высказывают свои предположения Дети отгадывают загадки. Рассказывают о данной профессии Определяют профессию по предметам Работают в группах. 4 группы Собирают пословицы Читают свои пословицы. Дают объяснение Выполняют индивидуальную работу | К-3 Р-1 К-3 П-4 |
Итог урока. Рефлексия. |
Слайд №13 | Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный школьный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас. Передо мной открыты все дороги, Как много от судьбы своей я жду. Но помню я со школьного порога: Все что посею, то же и пожну. Знайте, ребята! От знаний зависят Сила страны и здоровье людей. «Троечный» трактор в труде не помощник, Воин на «двойку» - врага он страшней. Труд наш сегодня - это учеба. Разве нам стыдно свой труд показать? Так постараемся делать работу Пусть на «четыре», а лучше - на «пять». Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь! | Анализируют свою деятельность наш труд учёба Учащиеся дают оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке. Дети делают вывод по уроку. Все профессии нужны, все профессии важны! | Л-4 К – 2 |
Домашнее задание | Задание по выбору Подобрать стихи о профессиях Найти рассказ о профессии (по выбору) Нарисовать иллюстрацию к пословице о труде | Дети выбирают задание | |