Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Где живут белые медведи?" построен в соответствии с новыми стандартами. В уроке оптимально сочетаются разнообразные формы работы: практическая, индивидуальная, работа с книгой. Имеется дополнительный материал для учителя, который позволяет расширить знания детей. Для актуализации знаний используется тест в форме "Да-нет".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок окружающего мира »
7
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» Левокумского района.
Урок по окружающему миру
«Где живут белые медведи?»
Автор: Вакурова С.Ф.,
учитель начальных классов,
оборудование: мобильный класс,
технология: ИКТ
Цель урока: познакомить с холодными районами земли, с животным миром этих районов; формировать представление о разнообразии природы Земли; воспитывать любовь к родной стране, к бережному отношению к природе.
Оборудование:
1. Глобус;
2.Рисунки животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды, картины с изображением этих зон;
3. Образец аппликации; шаблоны медведя для аппликации;
4. Цветик-семицветик;
5. У каждого ученика – картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, полоска бумаги для игры, пластилин.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение изученного
Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да-Нет».
- Да -Нет
Учитель читает предложения:
-В прошлом вы были взрослыми? (Нет.)
-Настоящее - это то, что происходит сейчас? (Да.)
-Суббота придет после пятницы? (Да.)
-Первый день недели - это вторник? (нет.)
- Между средой и пятницей - четверг? (Да.)
- Лето наступит после весны? ( Да.)
-Декабрь, январь и февраль - это зимние месяцы? (Да.)
-Перед зимой идет весна? (Нет.)
-Понедельник, вторник, среда - это месяцы? (Нет.)
-После осени настанет зима? (Да.)
Проверка: учитель быстро читает предложения, а на доске рисует соответствующие фигуры (круг или квадрат).
Если было неправильное предложение, то дети исправляют его, например:
- В прошлом вы были взрослыми? ( В прошлом мы были малышами или маленькими.)
На листочках у учеников должно быть нарисована такая цепочка:
Подводятся итоги:
-У кого нет ошибок?
3. Работа над новой темой
- Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока. ( Где живут белые медведи?)
- А поможет нам узнать об этом Цветик-семицветик.
- Учитель показывает Цветик-семицветик и вместе с учениками произносит:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и все говорят:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по- нашему вели!
Учитель продолжает:
-Вели оказаться там, где живут белые медведи!
Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, садятся.
- Где же мы, ребята? Кругом снег, лед, здесь очень холодно. (На севере.)
Учитель вывешивает на верхнюю часть доски рисунки с изображением севера.
- Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Ребята, посмотрите задание 1 стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.)
- НА Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. ( Учитель показывает на глобусе и на карте на стр. 73 учебника Северный Ледовитый океан.) В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Учитель показывает Северный полюс на глобусе.)
- Ребята, посмотрите на стр. 72 учебника, кто нас встречает?
Ученики читают названия животных: поморник, белый медведь, морж, тюлень.
Учитель рассказывает о белых медведях ( см. приложение к уроку). Если есть возможность, то демонстрируется короткий видеофильм о жизни белых медведей.
4. Практическая работа
- А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.
Учитель демонстрирует образец аппликации и определяется порядок работы. Дети наклеивают шерстяные нитки на силуэт медведя.
План работы
Обведи силуэт медведя по шаблону ( образец шаблона в приложении) на картон голубого цвета.
Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки. (Если ребенок левша, то он обматывает пальчики правой руки).
Сними нитки с пальчиков и нарежь нитки кусочками, длиной примерно 5 мм.
Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки.
Густая шерсть медведя готова, осталось сверху приклеить глаз и носик.
Можно выполнить аппликацию медведицы с медвежонком.
Во время работы детей звучит песня «Колыбельная медведицы» ( сл. Ю. Яковлева, муз. Е.Крылова ) .
Работа по учебнику
- Итак, ребята, ответьте на вопрос: где живут белые медведи? ( На Северном полюсе.)
-На Земле есть два полюса: Северный и Южный. ( Учитель показывает на глобусе полюса.) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? ( Нет, потому что там тоже холодно.)
Учитель или кто-нибудь из читающих учеников вслух читает текст на стр. 72 в учебнике, дети следят за читающим .
Учитель задает вопросы по содержанию прочитанного :
-Как называются холодные районы Земли ? ( Северный Ледовитый океан и Антарктида.)
-Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана ? ( Льдом и снегом.)
-Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли ? ( Северный полюс.)
-Как называется район Земли, где расположен Южный полюс ? ( Антарктида.)
-Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши ? ( Толстым слоем льда.)
-А сейчас Цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде !
Снова читается стихотворение, отрывается лепесток и учитель произносит желание:
-Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!
Дети снова кружатся с закрытыми глазами, а учитель в нижней части доски вывешивает картину с изображением природы Антарктиды или прикрепляет рисунки с животными.
- Ребята, в каком районе Земли мы оказались ? ( В Антарктиде.)
- Какие животные здесь обитают ?Знакомы ли они вам ? (Конечно, дети сразу узнают пингвинов.)
На стр. 73 учебника дети знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах ( см. справочный материал в приложении к уроку.)
- Мудрая черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов ?» ( Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли.)
6.Итоги урока
На доске появляется схема с пропущенными словами:
Обобщение изученного на уроке происходит по вопросам с опорой на схему:
- Какие районы есть на Земле ? ( Холодные и теплые.)
- О каких холодных районах Земли мы узнали ? ( Северный Ледовитый океан и Антарктида.)
- Чем похожи эти районы ? ( Покрыты снегом и льдом.)
- Где живут белые медведи ?
7. Домашнее задание: пересказ статьи по учебнику.
За урок ребятам медвежонок Умка вручает сладкие призы.
Приложение к уроку
(материал для учителя)
Белые медведи
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает трех метров.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1 – 2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит, и заботится о них.
Пингвины
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пес,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лед к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы-разморозы нипочем:
Антарктида для пингвинов – теплый дом.
В черных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Посмотрите: папы с мамами спешат,
В детский сад своих отводят пингвинят.
Г. Гоппе
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.
А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.