- сформулировать вывод о воздействии человека на природу на основе анализа рисунков, ситуаций;
- выявить ситуации, потенциально опасные для жизни и здоровья человека, животных и растений;
- выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасного поведения;
- составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоёме, на дороге.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала 5 мин | ИД 1(интерактивная доска) - начнём урок с повторения. Сравните иллюстрации и ответьте на вопрос: «Как люди улучшили условия проживания в современном обществе»? | Отвечают на вопросы. - вместо огня-кострища люди придумали газовые и электрические плиты, провели свет и отопление; - сделали мебель, сшили удобную одежду; - придумали посуду, приборы, … |
ИД слайд 2 - я с вами согласна, своей деятельностью человек улучшает условия жизни, давайте подумаем, из чего всё это сделано? | Соединяют на слайде (передвигают изображения) предмет и материал, из которого он сделан: мебель – из дерева, посуда – из глины, одежда из меха и льна, т.д. |
ИД слайд 3 - чтобы улучшить условия жизни, человек берёт у природы разные «материалы», а может ли произойти так, что на Земле не останется ни растений, ни глины, ни газа, и, наконец, чистого воздуха и воды? | Отвечают на вопрос. |
- предположите тему урока. ИД слайд 4 | Предполагают. |
- прочитаем тему в учебнике на стр. 38 – 39, проверим наши предположения. | Проверяют: «Мы должны охранять окружающую среду». |
- поставим цель урока (приоткрываю шторку). | - узнать, а как можно сохранить окружающую среду. |
- чтобы достичь этой цели, составим план работы на уроке. Распределите на слайде доски пункты по порядку (опускаю шторку). | (передвигают пункты плана в порядке следования) 1. Повторяем, то, что знаем. 2. Как человек наносит вред природе? 3. Что мы можем сделать для охраны окружающей среды? 4. Закрепление и проверка знаний. 5. Подведение итогов урока. |
| - выберем критерии для оценивания своих знаний (прикрепляю к меловой доске). | Предлагают: 1 – знаю, как надо поступать правильно; 2 - соблюдаю правила поведения в природе. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи 10 мин | - - итак, первый пункт плана…
ИД слайд 5 | Продолжают мысль: - мы уже повторили пройденный материал, чтобы поставить тему и цель урока. Сейчас решаем вопрос «Как человек наносит вред природе?» |
- вернёмся к иллюстрации. Предположите, что здесь произошло? | Анализируют иллюстрацию, высказывают предположение: - завод работает, он дымит, загрязняет воздух, воду. |
- человек своей неразумной деятельностью загрязнил неживую природу. А повлияло ли это на живую природу? | Отвечают на вопрос: - да, здесь нет растений, они погибли, не видно животных, им нечем питаться… |
- много ли таких заводов в нашем городе? | - нет, дымят только трубы котельных |
- что же делать: может закрыть этот завод и котельные? | Высказывают своё мнение: - тогда люди не произведут многих предметов, негде будет работать родителям, станет холодно… - нужно поставить очистные сооружения. |
- попробуем, получится ли очистить воду от загрязнений!? - поработайте в четвёрках, задание дано на карточке, ваше время работы – 5 минут. | Работают с микроскопами по карточке: 1. Распределите в группе роли: (а) работаю за ноутбуком; б) работаю за микроскопом; в) читаю задания; г) отвечаю перед классом. 2. Выполните задания: 1. Рассмотрите воду невооружённым глазом. Что скажете об её качестве? 2. Рассмотрите капельку воды в микроскоп. Ваши предположения подтвердились? 3. Пропустите воду через фильтр. Рассмотрите очищенную капельку воды. Что произошло? Сделайте вывод. |
- прошу группы выступить. | Делятся результатами опыта. |
- ребята, а вы слышали о такой профессии как «эколог»? Чем он занимается? | Отвечают на вопрос. - одна из задач экологов – следить, чтобы производство не приносило вреда окружающей среде. (Если не могут ответить – ищем информацию в Интернет или энциклопедии) |
Выступление эколога города: - верно, экологи изучают, какой вред приносит человек природе и как бороться с последствиями необдуманной деятельности людей. - какие рекомендации, как юные экологи, вы дадите директору этого завода – как можно сохранить окружающую среду? (открываю за шторкой фильтры и «ставлю» на трубы завода). | - на заводах и фабриках надо установить очистные фильтры не только на воду, но и на дымящие трубы. |
- напомните цель урока… | - узнать, как можно сохранить окружающую среду. |
- какой пункт плана выполняли? | - как человек наносит вред природе? |
- справились с этой задачей? | Отвечают. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
3. Практикум 12 мин | - ИД слайд 4
- - на какой вопрос плана мы должны ответить сейчас?
| - что мы можем сделать для охраны окружающей среды? |
- а может, и не нужно ничего делать, и природа справиться с загрязнениями сама? ИД слайд 6 | Предполагают. |
- прочитаем об этом в учебнике на стр. 38, сразу под иллюстрацией. | - Природа сама пытается бороться с загрязнениями. Растения очищают воздух от газов и пыли. Стараются и лопух, и крапива, и сирень. А дерево бук, например, вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько нужно для 64 человек. |
- о каком значении растений для природы вы узнали? | - растения очищают от пыли и газов. |
- значит, надо больше высаживать лопухов и крапивы, чтобы воздух был чище – одобрят такой совет юные экологи? | - нет, надо сажать такие растения, чтобы в нашем городе стало красиво, а это растения – дикорастущие, они и сами вырастут. |
- ребята из детского сада № 4 в позапрошлом году весной высадили перед сбербанком кустики сирени – «Аллею первоклассника». Кто видел эти кустики? - как думаете, почему? - растения нужно не только посадить, но и ухаживать за ними! | - не видели. Предполагают. |
ИД слайд 7 - я знаю, что вы бываете с родителями на природе. Где вы предпочитаете отдыхать? | Делятся впечатлениями. |
Обобщаю ответы: - вы любите отдыхать на речке, в лесу, а соблюдаете ли вы правила поведения в природе? | Отвечают. |
- как вы готовите место для костра? | - разводить костёр нужно в стороне от деревьев и кустов. Сначала надо снять верхний слой дёрна, больше, чем само кострище. Хорошо бы его обложить камнями. После использования костёр нужно залить водой или засыпать землёй. |
- что нужно сделать, чтобы сохранить природу? | - унести с собой мусор, потушить костёр, грибы собирать, срезая ножом и т.д. |
ИД слайд 8 - выполним задание Космика Кликнуть по Космику, он произнесёт слова: «Выбери картинки, на которых изображены дети, поступающие неправильно». | Выполняют задание у доски, задание прописано в правом верхнем углу под значком «?». Кликают по рисункам, на которых изображены дети, поступающие правильно, иллюстрации выделяются жёлтым цветом. С помощью рычагов проверяют правильность выбранных вариантов. Правильность ответов комментирует Космик. Свой ответ можно откорректировать, выполнив его снова. |
- назовите, что ещё можно сделать детям для охраны окружающей среды. | - покормить птиц, посадить деревья, с фотоаппаратом любоваться природой. |
- а сейчас предлагаю поработать самостоятельно в рабочей тетради, стр. 39 задание № 50. | Выполняют задание. |
- проведите взаимопроверку тетрадей. | Проверяют выполнение задания друг у друга. |
ИД слайд 11 - посмотрите, вы так выполнили задание? | Проверяют, доказывают свою точку зрения. |
- какой пункт плана выполнили? | - ответили на вопрос: «Что мы можем сделать для охраны окружающей среды». |
- назовите друг другу хотя бы один пример, что можно сделать для охраны окружающей среды. | Работают в парах или по цепочке в группе. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
4. Проверка полученных результатов. Коррекция 8 мин | - возвращаюсь к плану слайд 4
- - вы готовы к следующему пункту: «Закрепление и проверка знаний»?
| Выражают свою готовность. |
- напомните критерии для оценивания. | 1 – знаю, как надо поступать правильно; 2 - соблюдаю правила поведения в природе. |
Время для выполнения теста – 5 минут. | Выполняют тест на ноутбуках. |
ИД слайд 9 | Один из обучающихся работает у доски с условными знаками. - перетащи в левый столбик знаки, на которых изображено, как надо поступать в окружающей среде; в правый – как нельзя поступать. |
- встаньте, кого из вас компьютер оценил на высоком уровне? - на среднем? - на низком? | Встают |
- встаньте дети, которые не только знают, но и выполняют эти правила. - я рада, за вас – вы умеете охранять окружающую среду. | Оценивают себя по второму критерию. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
5. Подведение итогов, домашнее задание 2,5 мин | - подведём итог урока: «Мы должны охранять окружающую среду». Какую цель перед собой ставили? | - узнать, как можно охранять окружающую среду. |
- как вы думаете, справились с задачей? | Отвечают. |
- где вам пригодится сегодняшний материал? - какой совет дадите себе и своим друзьям, если даже не станете экологами? | - может, кто из нас выберет профессию эколога, … - надо охранять окружающую среду. |
- какое задание вам захотелось сделать дома по теме сегодняшнего урока? - от родителей, в энциклопедиях, в Интернет вы можете больше узнать о профессии эколога; а если у вас возникло желание – нарисуйте условные знаки по охране природы. У нас в городе есть дорожные знаки, а в местах отдыха пусть появятся знаки по охране природы. ИД слайд 10 - урок мне хочется закончить словами: «Давайте будем любоваться окружающим миром и беречь планету, во всей Вселенной похожей нет!», спасибо вам за интересную работу. | - предлагают |
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
1. Иллюстрации к слайдам взяты из учебника Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Слайд 7 – фотографии детей из семейного архива (с разрешения родителей обучающихся);