kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания о звуках и буквах и дать первоначальные сведения об алфавите.

Задачи:    

Образовательные:

-    раскрыть понятия и историю происхождения слов «Алфавит» и  «Азбука»

-    определить роль алфавита в жизни людей,

-    формировать умение пользоваться алфавитом,

-     способствовать постепенному запоминанию алфавита

Развивающие:

-  развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету,

-  развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит" »

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Цель: обобщить знания о звуках и буквах и дать первоначальные сведения об алфавите.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть понятия и историю происхождения слов «Алфавит» и «Азбука»

- определить роль алфавита в жизни людей,

- формировать умение пользоваться алфавитом,

- способствовать постепенному запоминанию алфавита

Развивающие:

- развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету,

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: алфавит (таблица), магнитные буквы алфавита, карточки для игры “Алфавит – художник”, мяч, карточки со словами и вопросами, алфвавит письменный, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У вас на партах маленькие человечки. У одного хорошее настроение, другой чем-то огорчен. А какое настроение у вас? Покажите. Надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится до конца урока. (2 мин)

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель. Отгадайте загадку.

Сели на странички весёлые сестрички.

С виду черные, кривые, от рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят. (буквы)

У вас на партах по 1 букве. Расселите буквы по домикам (белый синий, красный ) Дополнить свои домики оставшимися буквами.(сколько всего, сколько гласных, сколько согласных, сколько не обозначают звука?) (5 мин).

Отгадайте еще загадки:

Тридцать три родных сестрицы
Очень могут пригодиться.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их ?.. (Азбука)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется все … (Алфавит)

Учитель. Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об алфавите, азбуке)

- Что такое азбука? А что такое алфавит? Чем они отличаются? (алфавит – одно значение, азбука – два значения. Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке. Чаще употребляют слово алфавит. (слайд 1) (5 мин)

Можно ли назвать буквы, которые на доске, алфавитом? Что нужно сделать?

Кто знает, как располагаются слова в алфавитном порядке? 2 человека работают у доски. Вопрос остальным детям:

-А что еще вы хотите узнать про алфавит и азбуку?

Ученики. Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

Кто создал азбуку?

Для чего нужен алфавит?

Как им пользоваться? (открыть на доске) (3 мин) 9-15

Учитель. Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся в страну АБВГДейку.

Чтобы наше путешествие было интересным и удачным, какие умения и качества характера мы с собой возьмем? (умение слушать учителя и товарищей, взаимопомощь, поддержка и т.д.)

(слайд 2)Закройте глазки (слышен шум прибоя и чаек). Открывают глаза и видят закрытые ворота. (слайд 3) Чтобы они открылись, нужно произнести заклинание: все буквы в алфавитном порядке (хором). Алфавит лежит на партах. Им можно пользоваться в течение всего урока.

Ворота открываются, и детей встречает королева Азбука. Она очень рада встрече и приглашает всех в свою страну.(5 мин)

Она готова ответить на все наши вопросы (читают 1 вопрос).

Дети. Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

(слайд 12) Королева (голос диктора): Слово “алфавит” – греческое. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит. (голос диктора) Слово «азбука» русское, оно появилось позже, но образовано так же – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”.

Дети: Кто придумал азбуку?

(голос диктора) Два брата, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

Правильное название букв является показателем культуры человека. Поэтому мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. 

(слайд 4 – 11)Давайте прочитаем стихотворение Б. Заходера “Песенка-азбука”, которое поможет нам запомнить алфавит.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
на одной живут странице,
А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Учитель. Какие буквы опоздали? (Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ). Где их место в алфавите?

Молодцы. (5 мин)

Физминутка. Встать как буква Х. Самим в парах изобразить буквы М. Н, И. Л.

3. Этап закрепления знаний.

Задание. Чтобы проверить, как вы умеете ориентироваться в алфавите, поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.

  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.

  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

  5. Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами “Й” и “Л”, вторая – между буквами “П” и “С”, третья – между буквами “Н” и “П”, последняя – между буквами “С” и “У”.

  6. Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами “Р” и “Т”, вторая – за буквой “С”, третья – перед буквой “П”, четвертая буква - в алфавите тринадцатая, пятая буква – в алфавите вторая.

Волк, коса, щель, зубр, крот, столб (5 мин) 9-30

Задание. Расставьте слова в алфавитном порядке. (3 мин)

Учитель. Что общего у этих слов? (Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет).

Учитель. На какие группы можно разделить слова? (Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода;  1 слог и 2 слога; ударение (на доске переставляют)

Задание . В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? (Вол, оса, ель, зуб).

Дети. Для чего нужен алфавит?

В классном журнале фамилии выставляются в алфавитном порядке.

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т.д. (3 мин)

Дети: Как им пользоваться?

Задание. Найти в словаре слово зима (по группам-четверкам) (5 мин)

Проводится игра. Забавные недоразумения.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться. (5 мин) 9-40

  1. Итог.

Молодцы первоклассники, с буквами подружились, со всеми заданиями справились. Умеете дружно работать и помогать друг другу. Королева Азбука прощается с вами, но ее буквы останутся в каждой тетрадке, в каждой книжке, на каждой страничке. Знание этих букв, умение читать, откроет вам дорогу в огромный волшебный мир – мир литературы, который поможет вам многое узнать, многому научиться, стать лучше. А теперь королева Азбука хочет узнать, понравилось ли вам в ее стране?

  1. Какой момент урока вам больше всего запомнился?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

  3. Когда и где вам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Оцените свою работу:

Я ...доволен своей работой. (поднимают карточки)

Мне было трудно… (5 мин)

Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Задание .Чтобы закрепить знание алфавита, вам поможет задание “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка, которую вы можете раскрасить.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Автор: Лобашева Татьяна Николаевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обучения грамоте. Тема «Звук [ж]. Буквы Ж ж» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-zh-bukvy-zh-zh"
    ["file_id"] => string(6) "116764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "АБВГДейка 1 класс "
    ["seo_title"] => string(18) "abvgdieika-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "229301"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441685473"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока обучение грамоте на тему "Звук [ц], букваы Ц,ц. Строчная буква ц."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaobuchieniieghramotienatiemuzvuktsbukvaytstsstrochnaiabukvats"
    ["file_id"] => string(6) "263379"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449514745"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока обучение грамоте на тему "Звук [ц], букваы Ц,ц. Строчная буква ц."
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaobuchieniieghramotienatiemuzvuktsbukvaytstsstrochnaiabukvats1"
    ["file_id"] => string(6) "263381"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449514753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по развитию речи на тему: " Синонимы и антонимы" ( обучение грамоте)"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporazvitiiuriechinatiemusinonimyiantonimyobuchieniieghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "295962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455895505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства