Данный тип урока составлен согласно требованиям ФГОС. Цели и задачи достигаются детьми совместно с учителем. Урок-новая тема расширяет знания детей в области предмета "окружающий мир". Учитель подает информацию таким образом, чтобы полученные знания можно было применить на практике в жизни. В основном, на уроке используются следующие формы работы: фронтальный опрос (учитель проверяет базовый уровень знаний учащихся), групповая работа (дети работаю в группах с индивидуальными карточками).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметные результаты: знать, что на Земле есть очень жаркие районы - саванна и влажные тропические леса, находить на глобусе и на карте эти места, уметь характеризовать их, познакомить с понятием экватор, приводить примеры животных жарких районов.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, осуществлять самоконтроль, рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них и дополнительных источников информацию о животном мире жарких районов, устанавливать связь между строением , образом жизни животных и природными условиями, отвечать на вопросы и оценивать себя на уроке.
Личностные результаты: Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группе, формировать умение иметь свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей, интерес к животному миру Земли.
Оборудование:
Презентация к уроку, карты с изображением саванны и тропических лесов, глобусы для каждой группы, картинки с изображением слонов африканского и индийского, карточки с текстами, конверты со смайликами, детские сообщения.
Подготовка к уроку.
Класс разбит на 4 группы, для каждой группы приготовлен глобус.
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой.
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
Кто готов подняться к вершинам новых знаний? Ну тогда не будем терять времени! В путь! К новым открытиям!
Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники: Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.
1. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ
а) Постановка учебной проблемы
Приём создания проблемной ситуации.
Игра «Кто, где живёт»
На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Волк, рысь, рыбы, пингвин, белый медведь, слон. (Лес, Северный Полюс, река, Южный Полюс,
А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания.
Дети сомневаются, куда расселить слона, предлагают разные варианты его расселения.
Учитель
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Дети
-Не знаем, где живет слон.
- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?
Дети
Где живут слоны?
Учитель открывает презентацию (1 слайд)
Учитель
На прошлом уроке мы путешествовали по очень холодным районам нашей страны.
Напомните их названия.
Д: Северный полюс и Южный Полюс.
У: А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце? (ученики высказывают свое мнение)
У: Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос. Что для этого надо сделать?
Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.
А что такое глобус? ( Модель Земли)
Практическая работа
Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины. (Презентация слайд № 2)
Эта линия называется экватор.
Прочитайте, что такое экватор? Дети читают (Слайд № 2)
У: А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)
Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом?
Д: Саванна
У: Зеленым?
( Д: влажные тропические леса)
У: Именно в эти места мы сегодня и отправимся.
Постановка учебной задачи
Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие?
Д: Что такое саванна?
Что такое влажные тропические леса?
Какие там природные условия?
Каких животных там можно встретить? Как они приспособились к жизни в этих условиях? (Учитель помогает и корректирует ответы детей)
У: Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?
Д: Где живут слоны?
У: Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь!
Изучение новой темы
У: Саванна. Найдите ее еще раз на карте. Прежде чем, я вам расскажу о саванне, скажите, какой вы себе ее представляете.
Посовещайтесь в группах ( учитель показывает слайд №3, дети высказывают свои предположения)
Рассказ учителя (Слайд № 3,4)
Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.
До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.
Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.
У: Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных?
Д: Да!
У: Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне.
Но прежде чем говорить о животных, познакомимся еще с одним жарким районом. Напомните мне, как он называется?
Д: Тропические леса.
У: Что вы знаете о тропических лесах? ( Учитель показывает слайд № 5
дети высказывают свои предположения)
Рассказ учителя (Слайд № 5,6)
В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...
Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..
А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.
Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.
У:Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия.
Первичное закрепление( групповая работа)
Как называются открытые места в жарких странах? ( Д: саванна)
Как называются густые влажные леса в жарких странах? ( Д: тропические леса)
Физкультминутка
У:А вот какие животные населяют эти районы, вы расскажите мне сами, выполняя задания в группах.
( Учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая и вторая группа — по рисунку на стр. 14, третья и четвертая - на стр. 15.
Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану.
План (Слайд № 7)
1.В каком районе вы побывали?
2.Какая была погода?
3.Какие растения были вокруг?
4.Каких животных встретили?
( Сначала выслушиваются ответы о саванне - первая группа отвечает, вторая дополняет, потом выслушиваются ответы о тропических лесах)
У: С какими трудностями вы столкнулись при составления рассказа?
Д: Мало знаем о жизни этих животных.
У: А хотите узнать, как эти животные выживают в суровых условиях жаркого климата?
Тогда послушайте сообщения, которые подготовили ваши товарищи.
Заранее подготовленные ученики рассказывают свои сообщения
( Приложения к уроку. Презентация Слайды №8-17)
Обобщение и закрепление
У: Напомните, какова была главная цель нашего урока?
Д: Узнать, где живут слоны?
У:Как мы теперь ответим на этот вопрос?
Д: Слоны живут в саванне и в тропических лесах. Африканский слон живет в саванне, а индийский слон – в тропических лесах.
У: Сейчас мы проведем исследование и посмотрим, похожи ли африканский и индийский слоны, и если не похожи, то чем?
( каждая группа учеников получает картинки с изображением слонов и проводит сравнение)
Д: У африканского слона уши больше и круглее,
у индийского — меньше и заострены внизу.
Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая,
у индийского — выпуклая.
Бивни у африканского слона длиннее.
Учитель дополняет ответы детей (Презентация №19)
У:- Итак, подведём итог нашего урока.
Какие жаркие районы нашей планеты вы знаете?
У:- Каких животных можно встретить в этих районах?
- Как они приспособились к условиям жизни?
А сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова. Вставьте их.
На Земле есть районы, где круглый год _____________
Там живут___________________________________
( дети выполняют задание)
А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
Рефлексия
У: Вот и подходит к концу наш урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:
Презентация Слайд № 19.
Я знал…
Я узнал…
Мне бы хотелось больше узнать о….
А теперь возьмите в руки смайлики и покажите с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока .( на партах лежит конверт с грустным и веселым смайликом- ребята делают свой выбор)
Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.