Просмотр содержимого документа
«Урок на тему Национальная одежда казахского народа»
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Класс: 3-Б
Тема: Национальная одежда казахского народа.
Цель: продолжить совершенствовать умения работать с бумагой, прививать интерес к казахской материальной художественной культуре и национальной одежде.
Планируемые результаты:
Предметные: знают приемы создания конической формы из бумаги, понятия «конус», национальная одежда», «кимешек», «камзол», «шалма (тюрбан»); знают правила безопасности при работе с циркулем, ножницами и клеем, умеют их применять практически.
Личностные: проявляют ценность приобретаемых знаний и умений по обработке бумаги для создания из нее различных персонажей; проявляют интерес к казахской национальной
одежде как части национального культурного наследия, осознают необходимость бережного отношения к ней как ценности казахского народа.
Системно-деятельностные: применяют умения трансформировать конические формы в образ бабушки в казахской национальной одежде; планируют собственную деятельность, проявляют умение оказывать поддержку друг другу и взаимоконтроль.
Материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, цветная и белая бумага, ножницы, клей, циркуль, фломастер. Цветные карандаши, атласная лента; памятки безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Межпредметные связи: Познание мира, Изобразительное искусство.
Основные понятия и термины: национальная одежда, конус, чертеж, развертка конуса, кимешек, шалма (тюрбан), камзол.
Ход уроков
Организационный момент.
Подготовка к восприятию нового материала.
Как вы думаете, есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? (Дети размышляют и высказывают свои мнения.)
Да, это национальный костюм.
Давайте, посмотрим на костюмы разных народов, проживающих в Казахстане.
На экране демонстрация костюмов народов, проживающих в данном регионе - узбекский, русский, украинский, киргизский, азербайджанский и др.
Кто же эти гениальные создатели всей этой красоты? (Дети рассуждают и высказывают свои мнения.)
Комментарии учителя:
Это сотни тысяч самых обычных людей, которые веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздники. Заботливые руки безвестных мастериц сохраняли и совершенствовали самое лучшее в национальном костюме, безжалостно отбрасывая все, что делало его неудобным или нарушало гармонию образа человека в костюме.
Работа с учебником.
Рассматривают рисунки казахской национальной одежды.
Комментарии учителя:
Казахский национальный костюм создавался в течение многих тысячелетий для нелегкой кочевой жизни народа в бескрайних просторах степей. Поэтому одежда была простой и удобной, и такой, чтобы за ней легко было ухаживать.
-Сегодня на уроке мы делаем куклу в образе бабушки в казахском национальном костюме. Посмотрим на нее в учебнике (с.78).
- Какие задачи стоят перед нами на уроке? (высказывания учащихся ).
3. Открытие новых знаний.
-Наша кукла выполнена из бумажных конусов разных размеров.
-Вам знакомо слово «конус»?
-А слово чертеж?
Конус - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.
Чертеж - это изображение какого-либо предмета на плоскости с помощью линий.
Развертка конуса - это развертка его боковой поверхности и основания в часть круга и круг заданного радиуса.
Чтобы сделать конус из бумаги, нужно начертить развертку его боковой поверхности, а затем склеить ее стороны в конус.
Работа с учебником.
амый большой конус в нашей кукле - это туловище. Радиус окружности, лежащей в основании конуса, равен 20 см. Найдем рисунок и чертеж этого конуса в учебнике (с. 78). Поднимем руки с учебниками и покажем этот конус и его развертку. (Вызывается ученик с учебником и показывает всему классу нужный конус.) Туловище делают из белой бумаги. Оно же будет и платьем бабушки.
С двух сторон туловища нужно приклеить рукава в виде конусов белого цвета. Посмотрим в книге и прочитаем, как они делаются и какой нам понадобится радиус окружности (работа с учебником, с.77, пункт 1).
На туловище куклы наденем камзол. Что такое камзол?
Комментарии:
Камзол - легкая распашная одежда с расширяющимися книзу полами, сшитая по фигуре. В зависимости от того, шилась она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами - женди кемзал или шолак жен кемзал (с коротким рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами - бешметом.
Работа с учебником.
- Найдите в книге и рассмотрите на с. 77 чертеж и рисунок конуса камзола радиусом 13 см.
-На голову куклы надевают женский головной убор - ки- мешек.
Кимешек представляет собой плотно облегающий голову капюшон с вырезом для лица, закрывающий плечи и грудь. Сверху кимешек обворачивали шалмой (тюрбаном) цилиндрической формы. Посмотрим в учебнике на его чертеж. Радиус конуса кимешека равен....
- Подскажите, какой величине равен его радиус? (8 см)
- Теперь найдем в учебнике чертеж прямоугольника верхней части кимешека - шалмы (тюрбана).
4. Первичное закрепление знаний.
-Что такое конус, чертеж, развертка?
-Назовите детали одежды бабушки, которые сегодня будем делать.
Составление плана работы.
Практическая работа.
- Какие материалы и инструменты должны лежать у вас на рабочем месте?
Подготовка рабочего места.
Повторение правил техники безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, клеем.
Самостоятельная работа.
Дети работают по плану, сверяясь по учебнику.
Наблюдение за выполнением работы.
Оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
5. Итог урока. Рефлексия.
-Наш урок подошел к концу. Чему он вас научил?
-Что было особенно трудным на уроке?
-Что показалось легким?
-Какие новые знания и умения вы приобрели на уроке?
-Где они могут вам пригодиться?
-Сможете кого-то научить тому, чему сами научились?