Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных)через реализацию монопроекта по теме: «Среди величин»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
.3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение первоначальных знаний о величинах (время, расстояние, объём, масса);
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету, пробуждение познавательного интереса к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе "Среди величин" »
Технологическая карта урока математики
Ф.И.О. учителя: Воронцова Вера Васильевна
Класс: 2 класс
УМК «Планета знаний»
Предмет: математика
Учебник: «Математика» 2 класс
М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова Москва, «Астрель»
Тема урока: «Среди величин»
Цели и задачи:
Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных)через реализацию монопроекта по теме: «Среди величин»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно преобразовывать единицы времени, расстояния, объёма, массы;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
.3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение первоначальных знаний о величинах (время, расстояние, объём, масса);
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету, пробуждение познавательного интереса к математике.
Этап
урока
Время, мин
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Методы и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный
1
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше, добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час»!
-Желаю, вам ребята, чтобы урок и день был добрым.
- Откройте рабочие поля, запишите дату, классная работа и на полях нарисуйте смайлик, изображающий ваше настроение.
( на доске-изображения смайликов, учитель указывает на один из них, дети поднимают руку, чье настроение совпало с указанным)
–
Ф
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
(смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом)формирование внутренней позиции школьника, понимания необходимости учения. Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать, умение оформлять свои мысли в устной форме.
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
7
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
На доске написаны слова:
сложение
объём
вычитание
умножение
масса
деление расстояние время
- Подумайте и скажите, на какие группы вы их распределили?
- Почему вы распределили именно так? Объясните.
(Дети называют одну группу слов-это арифметические действия, название второй группы вызывает затруднения).
-Как же назвать группу этих понятий?
-Вам помогут эти слоги.
(Учитель показывает табличку с напечатанными в вразброс слогами: ЛИ, НЫ, ВЕ, ЧИ.
-Кто сможет сказать, что такое ВЕЛИЧИНЫ?
-А хотели бы узнать о них
побольше?
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
Ф
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "Величины", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Распределяют в группы, производят взаимооценку, сравнивают. Объясняют, почему сформировали группы именно так. Формулируют тему и задачу урока
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
-классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку), анализировать объекты и выявлять сходство и различие объектов.
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
5
Выход на тему урока
- Сегодняшний урок поможет нам узнать, какие бывают величины и единицы их измерения, что такое именованные числа.
- К концу урока у каждого из нас появятся ответы на вопросы: «Как составлять и решать задачи с величинами? Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами? Какова роль величин в жизни человека?»
-Для этого нам предстоит «расшифровать» и разгадать загадку, узнать новые виды записи выражений и решить задачу.
-Работать нам предстоит и самостоятельно, и в парах, и в группах. Настроились?
(Памятка на столах «Работа в группах»)
Наблюдение.
Ф
Указывает объект наблюдения
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Работа над темой.
11
Подведение детей к самостоятельному выводу
-Откройте учебник на стр. 32
( работа в парах)
-Прочитайте задание.
-В стихотворение вам встретится слово «верста». Кто сможет сказать, что означает это слово?
(Дети могут вспомнить, что встречали это слово в сказке, например: царевич ушёл за 1000 вёрст)
- А вот индивидуальное задание было у …………….., она в словаре Ожогова нашла, что верста-это расстояние, чуть больше 1 км (1, 066км)
-Попробуйте себе представить: полный шаг мужчины приблизительно равен 1 метру. Чтобы пройти версту, ему понадобится сделать тысячу шагов).
- Обсудите каждое четверостишие и заполните таблички, лежащие у вас на партах.
Самопроверка: правильные ответы вывешиваются на доску.
- Проверьте себя и оцените свою работу.
(Приложение №1)
Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
Ф, П
Организует подводящий диалог, уточняет правило
Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.
Регулятивные:
осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать своё мнение.
Проверка понимания способа действия.
- Подумайте и ответьте на мои вопросы:
- Можно ли время измерить ковшом?
- Можно ли сахар измерить часами?
- А килограммами- расстояние?
- Чем же все это нам измерять? Найти ответ на эти вопросы нам поможет следующее задание. (Работа в группах).
Каждой группе предлагается табличка с индивидуальным заданием. Необходимо вычеркнуть "лишние" слова.
1 группа: ВРЕМЯ: литр, час, минута, секунда, пирог.
Дает образец короткого доказательства. Организует выступление групп, обмен мнениями.
Объясняют единицы измерения времени, массы, температуры, расстояния.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
Регулятивные:
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Первичное закрепление нового материала
7
Развитие умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова,
Двигательная активность.
-Я называю единицы измерения, а вы мне показываете жестом, к какой величине они относятся. (Учитель показывает жесты для обозначения величин.)
Например: время – прямые руки вверх над головой, ладошки прижаты друг к другу (стрелка); масса – руки чуть согнуты, в стороны, ладошками вверх (весы); расстояние – прямые руки в стороны; объем – руки в кольцо перед грудью).
1) килограмм яблок;
2) литр сока;
3) 15 минут до конца урока;
4) пройти 2 километра.. и т.п.
Самостоятель-ная работа, рефлексия, контроль.
Г, П, И
Проводит инструктаж обучающихся.
Обучающиеся доказывают единицы измерения величин.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить, и решать проблемы, поиск и выделение необходимой информации на основе ранее открытого знания.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с новым материалом:как записать величины?
- Каждая величина измеряется в определенных единицах. А как нам записывать единицы измерения?
- Для записи используют краткое написание единиц измерения (учитель показывает таблицу).
(Приложение №3)
– Обратите внимание: при записи величины сначала пишется число, а потом сокращенное название единицы, в которой она измеряется (учитель проговаривает каждую единицу измерения).
- Единицы измерения записываются в виде числа с именем, поэтому еще мы их можем называть "именованные числа".
– Точки после наименований НЕ ставятся. Это не полная табличка, есть еще и другие величины, и другие единицы измерения, о которых нам еще предстоит узнать. А, может быть, кто-то из вас заинтересуется этой темой и задумает выполнить проект, рассказывающий о многообразии величин и их истории?
Работа с учебником (106, стр 51)
Г, П
Помещает слова на доску
Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
1
Действия с величинами.
- Как вы думаете, а можем ли мы выполнять с величинами арифметические действия? (ответы детей). Давайте проверим наши предположения.
На доске даны примеры:
(Приложение №4)
- Помогут ли примеры первого столбца решить выражения второго столбца? Как, объясните.
- Как выполнять действия с именованными числами? (как с простыми числами, но не забывать дописывать наименование единиц измерения).
Коллективная работа.
П
Организация психофизической тренировки
Выражения проверяют "сильные" ученики, первые правильно выполнившие задание.
Коммуникативные:
- умение работать коллективно, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.
Закрепление. Решение задач.
1
Отгадайте загадку:
На руке,
И на стене, И на башне в вышине: Ходят, ходят Ровным ходом - От восхода до захода.
(Часы)
- Вы знаете, что существуют около 20 видов часов, среди них такие часы, как солнечные, песочные, водные, механические, электронные и другие (учитель показывает изображения названных видов часов).
- Как вы думаете, зачем человек придумал часы?
- Давайте будем бережно относиться ко времени, учиться правильно его распределять на важные дела и отдых, на игру и учебу.
-Кто-нибудь из вас вспомнит, какие крылатые высказывания, пословицы есть о важности, ценности времени?
(Делу время, потехе час. Порядок время бережет. Всему свое время. Пропущенный час годом не нагонишь. и др.)
На доске краткая запись к задаче.
- Давайте попробуем придумать задачу о времени. Придумайте задачу по краткой записи:
Гулял - 2 часа
Спал - ?, в два раза больше, чем
Ел - ?, на три часа меньше
Ф
Проводит проверку по шаблону.
Учащиеся размышляют, пытаясь ответить на вопрос «Как вы думаете, зачем человек придумал часы?»
Дети после разбора решают ее самостоятель-но.
Личностные:уважительное отношение ко времени, к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Познавательные: проявить интерес к предмету, самостоятельно находить необходимую информацию.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Обобщение, повторение изученного.
3
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- В каких единицах измеряются величины?
- Можно ли выполнять арифметические действия с именованными числами?
- Используют ли единицы измерения при составлении и решении задач?
- Какова роль величин в жизни человека?
И, Г,
Учитель возвращается к вопросам, которые были заданы в начале урока.
Обучающие-ся делают выводы, производят предварительную оценку работы.
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Подведение итогов
2
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
- Какая работа вам показалась наиболее легкой? Возьмите липкую ленту (желтая) и наклейте ее на ту часть доски, где находятся задания, с которыми вы справились легко.
- Какая работа для вас показалась трудной? Возьмите красную ленточку и приклейте на ту часть доски, где работа вызвала затруднение.
(Доска в ходе урока условно делится на три части: 1 – таблица с величинами, единицами измерения; 2 – работа с примерами; 3 – решение задачи. Дети приклеивают липкие ленточки, хорошо видны "слабые" моменты урока, над которыми нужно будет поработать на следующих уроках).
- Изменилось у вас настроение к концу урока?
- У кого настроение стало таким (учитель показывает на грустный, спокойный, радостный смайлики, дети поднимают руки при указании на смайлик - его настроение).
Рефлексия, контроль.
Ф,П, Г
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Этап разъяснения домашнего задания
1
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
- Найдите в справочниках:
какие еще величины существуют, в каких единицах они измеряются.
Работа с учебником №3, стр. 33
Задание по выбору
Ф,И
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
Записывают задание на дом, задают вопросы
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.