Урок математики в 4-м классе "Путешествие в математическую Галактику"
Урок математики в 4-м классе "Путешествие в математическую Галактику"
Данная разработка представляет собой урок-соревнование, сопряжённое с путешествием. Учитель делит класс на экипажи, готовые отправиться в дальний путь на просторы математической Галактики. Каждый экипаж получает модель ракеты.
В процессе урока экипажи проходят несколько станций: станция "Сосчитай-ка", станция "Весёлая", станция "Спортивная", станция "Решай-ка!", где дети решают задачи, связанные с космосом, и в заключение станция "Загадкино"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательные — формирование ответственности, интереса к математике.
Дидактические материалы: модель ракеты, маршрут полета, изображенный на большом листе бумаги, звездочки (красные, желтые, синие.)
Ход урока
Командиры экипажей сдают рапорты о готовности экипажа к полету, отсчитываются секунды перед стартом ракеты. Исполняется песенка об арифметике:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
А - риф - ме - ти - ка!
Учитель:
- Молодцы! До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
Станция «Сосчитай - ка»
Учитель:
- Ребята, сейчас вы все - космонавты. Первое испытание в нашем полете — соревнование «Какая ракета быстрее?» Приготовьте ручки. Внимательно послушайте правила.
Каждый командир получает ракету, на которой написаны задания. Надо решить пример, вписать ответ в окошко и быстро передать ракету следующему. Тот, кто закончит решение, должен сидеть тихо, чтобы не мешать товарищам, и внимательно следить, какая ракета первой вернется на старт. Возвращает ракету тот член экипажа, который выполняет последнее задание. Если экипаж быстро и правильно выполнит все задания, он побеждает и награждается звездочкой (1-е место - красная, 2-е - желтая, 3-е - синяя звездочка).
Командиры экипажей, ко мне!
Учитель раздает ракеты, на которых написаны задания, например, такие:
1. 180:3 + 401 х 7-89 = 740+180 = 560 + [ ]
962 + [ ]= 250x4
Март, апрель и май - весенние месяцы. Сосчитай, сколько дней в весенних месяцах.
Лестница состоит из 17 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
Учитель: Внимание! Старт! Приступаем к решению.
Подводятся итоги соревнования. Объявляется место, занятое каждым экипажем, и прикрепляется соответствующая звездочка.
Учитель:
- Наша ракета продолжает полет. Летим на следующую станцию. На старт! Штурманы, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4,3,2, 1. Старт!
Станция «Веселая»
Учитель:
- на станции «Веселая» вас ожидает радостная весть: в Космос полетел необыкновенный человек, который состоит только из геометрических фигур и цифр. Сейчас художники экипажей приступят к рисованию его портрета (на доске мелом или на бумаге фломастером). А пока они будут рисовать, мы вспомним стихи и песни о Космосе.
Звучат, например, такие строки:
- Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом! -
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Жмется заинька к ракете:
-Полечу я с вами, дети, На любую из планет,
Где волков зубастых нет!
Мышки - крошки засмеялись:
- Мы летали, не боялись,
Высота - красота, Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться, (стихи Г.Бойко)
Учитель:
- Молодцы, ребята! А сейчас подведем итоги конкурса рисунков. Посмотрите на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы: какие геометрические фигуры вы видите и сколько их?
Подводятся итоги этого этапа игры.
Станция «Спортивная»
Учитель:
-Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведем физкультурную минутку, чтобы снять усталость, (все встают и по команде учителя выполняют физические упражнения, сопровождая их речитативом.)
В полете надо внимательно следить за стрелками приборов. Стрелки - это мои и ваши руки. Повторяйте за мной! (Выполняется упражнение на внимание.)
Молодцы! Вы - хорошие спортсмены. Каждая команда получает красную звездочку!
Внимание! Летим на станцию «Решай - ка». Штурман третьего экипажа, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!
Станция «Решай - ка»
Учитель:
-На этой станции вы будете составлять и решать задачи на тему о Космосе.
Каждый экипаж составляет по одной задаче и передает ее другому экипажу для решения. {Объявляются итоги этого конкурса. Если учащимся окажется трудно самостоятельно составить задачу, связанную с Космосом, то такую задачу предлагает учитель.)
Примеры задач:
1. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
Для выхода на орбиту искусственного спутника Земли скорость космического корабля должна быть около 8км в секунду. Какое расстояние пройдет космический корабль за 1 час?
Корабль «Союз - 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
Масса первого искусственного спутника Земли 84кг, масса второго - на 424кг больше, чем первого, а масса третьего - на 819 кг больше, чем масса второго. Найдите массу третьего спутника Земли.
Космический корабль «Союз - 33» стартовал 25 февраля 1979г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю. (19 августа 1979 года.)
Космический корабль «Союз - 35» находился в полете с 10 апреля 1980г. по 11 октября включительно. Сколько дней продолжался полет? (185 дней.)
Учитель:
-Внимание! А теперь наша ракета отправляется на последнюю космическую станцию. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6,5,4,3,2,1. Старт!
Станция «Загадкино»
Учитель:
-Кто догадался, чем мы будем сейчас заниматься? (Отгадывать загадки). Правильно.
Дети отгадывают загадки, связанные с математикой. Подводится итог этой части соревнования и всей игры. Экипажи возвращаются на Землю, делятся своими впечатлениями от полета. На память о полете каждому участнику вручается звездочка.