В наше непростое время, когда детей вовсю поглощает Интернет, и желание учится становится все меньше и меньше, перед учителями появляется проблема: как увлечь детей изучением математики.
Ведь в любой творческой деятельности, в учебе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышленость, умение логически мыслить необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и, между прочим, полезны для здоровья: поддерживают тонус сосудов головного мозга. Причем прививать интерес к занятиям математикой нужно с самого раннего детства.
В начальных классах можно использовать игровые технологии. Например, как разделить 6 морковок между 2 зайчиками, чтобы никого не обидеть и всем досталось поровну. Такую задачу дети решают с удовольствием. Но что же делать в основной школе, чтобы заинтересовать детей?
Учащиеся старших классов тоже с интересом воспринимают на уроках игровые технологии. Можно проводить не просто традиционный урок изучения нового материала, а урок – путешествие. Например, при изучении обыкновенных дробей можно отправиться на планету «Обыкновенная дробь», которая находится в далекой галактике «Дроби», а ее жителями являются числители и знаменатели. Для путешествия необходим космический корабль, и чтобы он мог взлететь необходим код – устные вычисления, который ребята с интересом расшифруют. И дальше можно придумать, как помочь жителям планеты, решая примеры и задачи. Также детям интересны уроки в виде соревнований. Таким можно сделать обобщающий урок.
Для учащихся 7-9 классов больше подойдут деловые игры, например, при решении задач с помощью дробно-рациональных уравнений можно провести урок «В мире профессий». Будут интересны и уроки – исследования, защита проектов.
Но кроме нетрадиционных уроков можно использовать игровые моменты и задачи на смекалку при устном счете, для разгрузки в течение урока, которые не займут много времени, но будут очень увлекательны. Вот некоторые примеры задач.
Задачи – шутки, задачи – загадки
1. Что в России на первом месте, а во Франции - на втором? (буква «р»)
2. Верблюд в течение одного часа выдерживает ношу в 10 пудов. В течение какого времени он выдержит ношу в 1000 пудов? (такую ношу он не сможет выдержать)
3. Сколько пальцев на двух руках? А на десяти руках? (50)
4. Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной палок? У двух с четвертью? (у трех палок – 6 концов, у четырех с половиной – 10, у двух с четвертью – 6)
5. Разделите 5 лимонов между пятью лицами так, чтобы каждый получил по лимону и один лимон остался в корзине. (один человек берет лимон вместе с корзиной)
6. Портной имеет кусок сукна длиной 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (семи дней)
7. Чему равен: один в квадрате, двадцать один в квадрате, угол в квадрате? (1; 441; 90 градусов)
8. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок. У каждой из них было по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один мужик)
9. Летела стая уток. Одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (летели одна за другой три утки)
10. Два отца и два сына разделили между собой 300 рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться? (это были отец, дед и внук)
Каверзные вопросы
1. Можно ли между написанными в рядом цифрами 2 и 3 поставить математический знак так, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (между ними надо поставить запятую, чтобы получилось число 2,3)
2. Можно ли число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий? (можно просто перевернуть лист и получится число 99)
3. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
Задачи – головоломки
1. У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Как это могло случиться? (маляры были сестрами)
2. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
3. Шести работникам надо перенести 600 фунтов сахара с завода в магазин, каждый из них может нести сразу 100 фунтов. Шестеро перенесут весь сахар сразу за 1 час. За сколько времени перенесут сахар три работника? (за 3 часа, ведь работникам понадобится еще один час времени на обратную дорогу от магазина на завод)
Примеры – головоломки
1. Расставьте математические символы +, -, *, () и = между числами от 1 до 9 так, чтобы в результате получилось число 100.
Старт: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 =100
Финиш: (1+2+3+4+5)*6-7+8+9=100
2. Составьте из восьми восьмерок пять чисел так, чтобы их сумма равнялась 1000.
Старт: 8 8 8 8 8 8 8 8 =1000
Финиш: 888+88+8+8+8=1000
3. Расставьте в девять квадратиков изображенной фигуры числа от 1 до 9 так, чтобы все суммы по горизонтали, вертикали и диагонали оказались одинаковы.
Литература
1. Задачи на смекалку/ Ю.В.Нестеренко, С.Н.Олехник, М.К.Потапов. – Москва: Дрофа, 2003. – 240 с.
2. Игры на логику/ Л.Бэйфэнг. – Москва: Издательство Эксмо, 2006.- 240 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработк "Занимательная математика" »
Занимательная математика
(методическая разработка)
В наше непростое время, когда детей вовсю поглощает Интернет, и желание учится становится все меньше и меньше, перед учителями появляется проблема: как увлечь детей изучением математики.
Ведь в любой творческой деятельности, в учебе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышленость, умение логически мыслить необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и, между прочим, полезны для здоровья: поддерживают тонус сосудов головного мозга. Причем прививать интерес к занятиям математикой нужно с самого раннего детства.
В начальных классах можно использовать игровые технологии. Например, как разделить 6 морковок между 2 зайчиками, чтобы никого не обидеть и всем досталось поровну. Такую задачу дети решают с удовольствием. Но что же делать в основной школе, чтобы заинтересовать детей?
Учащиеся старших классов тоже с интересом воспринимают на уроках игровые технологии. Можно проводить не просто традиционный урок изучения нового материала, а урок – путешествие. Например, при изучении обыкновенных дробей можно отправиться на планету «Обыкновенная дробь», которая находится в далекой галактике «Дроби», а ее жителями являются числители и знаменатели. Для путешествия необходим космический корабль, и чтобы он мог взлететь необходим код – устные вычисления, который ребята с интересом расшифруют. И дальше можно придумать, как помочь жителям планеты, решая примеры и задачи. Также детям интересны уроки в виде соревнований. Таким можно сделать обобщающий урок.
Для учащихся 7-9 классов больше подойдут деловые игры, например, при решении задач с помощью дробно-рациональных уравнений можно провести урок «В мире профессий». Будут интересны и уроки – исследования, защита проектов.
Но кроме нетрадиционных уроков можно использовать игровые моменты и задачи на смекалку при устном счете, для разгрузки в течение урока, которые не займут много времени, но будут очень увлекательны. Вот некоторые примеры задач.
Задачи – шутки, задачи – загадки
1. Что в России на первом месте, а во Франции - на втором? (буква «р»)
2. Верблюд в течение одного часа выдерживает ношу в 10 пудов. В течение какого времени он выдержит ношу в 1000 пудов? (такую ношу он не сможет выдержать)
3. Сколько пальцев на двух руках? А на десяти руках? (50)
4. Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной палок? У двух с четвертью? (у трех палок – 6 концов, у четырех с половиной – 10, у двух с четвертью – 6)
5. Разделите 5 лимонов между пятью лицами так, чтобы каждый получил по лимону и один лимон остался в корзине. (один человек берет лимон вместе с корзиной)
6. Портной имеет кусок сукна длиной 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (семи дней)
7. Чему равен: один в квадрате, двадцать один в квадрате, угол в квадрате? (1; 441; 90 градусов)
8. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок. У каждой из них было по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один мужик)
9. Летела стая уток. Одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (летели одна за другой три утки)
10. Два отца и два сына разделили между собой 300 рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться? (это были отец, дед и внук)
Каверзные вопросы
1. Можно ли между написанными в рядом цифрами 2 и 3 поставить математический знак так, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (между ними надо поставить запятую, чтобы получилось число 2,3)
2. Можно ли число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий? (можно просто перевернуть лист и получится число 99)
3. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
Задачи – головоломки
1. У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Как это могло случиться? (маляры были сестрами)
2. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
3. Шести работникам надо перенести 600 фунтов сахара с завода в магазин, каждый из них может нести сразу 100 фунтов. Шестеро перенесут весь сахар сразу за 1 час. За сколько времени перенесут сахар три работника? (за 3 часа, ведь работникам понадобится еще один час времени на обратную дорогу от магазина на завод)
Примеры – головоломки
1. Расставьте математические символы +, -, *, () и = между числами от 1 до 9 так, чтобы в результате получилось число 100.
Старт: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 =100
Финиш: (1+2+3+4+5)*6-7+8+9=100
2. Составьте из восьми восьмерок пять чисел так, чтобы их сумма равнялась 1000.
Старт: 8 8 8 8 8 8 8 8 =1000
Финиш: 888+88+8+8+8=1000
3. Расставьте в девять квадратиков изображенной фигуры числа от 1 до 9 так, чтобы все суммы по горизонтали, вертикали и диагонали оказались одинаковы.
Литература
1. Задачи на смекалку/ Ю.В.Нестеренко, С.Н.Олехник, М.К.Потапов. – Москва: Дрофа, 2003. – 240 с.
2. Игры на логику/ Л.Бэйфэнг. – Москва: Издательство Эксмо, 2006.- 240 с.